• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Что будет, когда на планете закончится нефть?

Уже больше века в моде всевозможные апокалиптические предсказания. То когда закончится уголь, мы все первой же зимой вымерзнем, то закончится нефть — с тем же результатом. В последнее время говорят об истощении месторождений газа — и последующей гибели цивилизации. Как у человечества обстоят дела с истощением запасов энергоресурсов?

Фото: drpepperscott230, pixabay.com

Нам для жизни всегда было нужно топливо, энергия. Если вспомнить давние времена, еще 1000 лет назад вся Европа была покрыта мощными непроходимыми лесами — куда все это ушло? Ответ прост: люди топили печи, выжигали участки для полей, пережигали дерево на уголь для получения железа. Несколько веков рубки лесов — и кончилась древесина в Европе.

Прошло время. Сегодня у нас эпоха нефти и газа. Десятки миллионов автомашин и разных механизмов потребляют каждый день целые реки бензина, огромные регионы отапливаются газом из трубопроводов. Ежегодно рост потребления газа растет в Европе на 4% — и так длится уже несколько десятилетий. Сколько всего газа у нас осталось? А нефти сколько?

  • В Российских месторождениях находится около 4.6% общемировых разведанных запасов нефти, а на Ближнем Востоке — 64% всех запасов.

Ученые предполагают (на основании существующих тенденций), что нефти при таком потреблении хватит на 15−20 лет. России хватит своих запасов примерно на 21 год. Газа — на 30 лет. В США картина намного хуже. Сегодня они владеют 3% нефти, ежегодно потребляя около 25% мировой добычи, и без ввоза нефти извне страна сильно пострадает.

В. Елкин, «Больше перевезем нефти для нужд любимой Родины!», 1950 г.
В. Елкин, «Больше перевезем нефти для нужд любимой Родины!», 1950 г.
Фото: artchive.ru

А что будет дальше, каков прогноз будущего?

  • Нефть в наше время дает 33% мирового энергопроизводства. На газ приходится 24%, на уголь — 28%, ГЭС — 6.9%, АЭС — 4.3%.

Нефть и природный газ, по мнению ряда ученых, скоро закончатся. Достаточно посмотреть динамику добычи газа в Северном море. Она снижается уже больше 10 лет. Еще несколько лет — и газ там закончится. Что тогда будет делать человечество?

  • Ну, во-первых, рано паниковать. Есть еще масса газовых шельфовых месторождений — их просто еще не исследовали, но, по расчетам геологов, там газа во много раз больше, чем найдено до сих пор.
  • Во-вторых, дно океанов покрывает слой газогидратов — своеобразного «газированного льда». Метана в этих залежах связано во много раз больше, чем найдено обычных газовых месторождений. Надо «лишь» наладить добычу на глубине 1 км и более.
  • В-третьих, в наше время развивается производство биогаза и биотоплива, получаемых при переработке разнообразных органических отходов. Уж если не будет иного выхода, то для производства биогаза отлично подойдут канализационные отходы городов и навоз животных.

При переработке (сбраживании) в специальных танках навоз, получаемый от одной взрослой свиньи в год, способен дать 500 литров сжиженного газа. Нет, не сероводорода — метана. Большой свиноводческий комплекс, если его оборудовать аппаратурой по переработке навоза, будет снабжать газом не только совхоз, но и свой район. И газовых труб издалека к нему тянуть не надо.

Что будет, когда на планете закончится нефть?
Фото: Photos_kast, pixabay.com

В качестве биодизеля научились использовать постное масло после некоторой переработки. Говорят, что в Индонезии в качестве топлива для дизелей часто используют пережаренное пальмовое масло. Да-да, то самое, которое в прессе так сильно ругают. В южных странах на пальмовом масле во фритюре жарят и мясо, и рыбу, и овощи, а масло после длительного употребления в жаровнях перерабатывают и используют в качестве топлива для дизелей.

  • Производство биодизеля в 2019 году составило 44,8 млн тонн.

Если сравнить с общемировым производством и потреблением солярки, составляющим уже свыше 1300 млн тонн, это представляется каплей в море. Но по мере уменьшения добычи нефти производство биодизеля будет расти, кажется, тут просто нет никакого выбора… если только нефть не начнет кончаться.

По мере того, как начнут иссякать источники добычи нефти, топливо начнет сильно дорожать. А на фоне повышения цен на бензин очевидно, что автомобили либо будут заменять на электромобили, либо будут ездить на биотопливе.

Победит на рынке то, что будет дешевле. Электричество не просто берут «из розетки», его надо как-то произвести. В наше время электроэнергию получают на ТЭС, АЭС и ГЭС. При этом гидроэлектростанции — самый мощный возобновляемый источник электричества.

ГЭС
ГЭС
Фото: ArtTower, pixabay.com

Наверное, станет намного шире сеть предприятий по сбраживанию органических отходов. Из навоза и человеческих фекалий можно и нужно производить большие объемы метана, к тому же в результате сбраживания получается отличный перегной, позволяющий получать высокие урожаи без применения мощных химических удобрений.

Еще у нас есть атомная энергетика. После того, как газ и нефть станут слишком дороги, чтобы сжигать их для получения электричества и тепла, именно атомная энергетика начнет производить необходимое человечеству электричество.

Начнется строительство реакторов на быстрых нейтронах. Реакторы такого типа позволят расширить топливную базу для АЭС.

В настоящее время для атомных реакторов на тепловых нейтронах, необходимо топливо, обогащенное ураном-235. Этот изотоп составляет всего 0.72% от общей массы добываемого урана. Реакторы на тепловых нейтронах не способны использовать уран-238, составляющий более 99% добываемого урана. А вот реакторы на быстрых нейтронах отлично работают с ураном-238, к тому же превращая его в плутоний-239. А плутоний — основа мокс-топлива, из которого можно изготовить ТВЭЛы для ныне распространенных реакторов на тепловых нейтронах.

Освоение технологии реакторов на быстрых нейтронах (БН) позволит использовать в качестве топлива для производства электричества те огромные запасы обедненного урана, которые пока еще считаются радиоактивными отходами.

Лев Михайлович Карнаухов, «Геракл и Антей (Нефть)», 2015 г.
Лев Михайлович Карнаухов, «Геракл и Антей (Нефть)», 2015 г.
Фото: artchive.ru

Более того, развитие новых технологий — создание более мощных ракетных двигателей нового типа, позволяющих производить космические перелеты внутри Солнечной системы, даст человечеству почти неограниченные ресурсы. Если можно будет добывать углеводородное сырье на спутниках Юпитера и Сатурна, это позволит вовсе прекратить на Земле добычу углеводородов. Океаны углеводородов будут доступны человечеству — надо только уметь их взять. На спутниках Юпитера.

Осталось подождать. Лет пятьдесят. А потом увидим, к чему приведет земную цивилизацию отсутствие ископаемой нефти.

Статья опубликована в выпуске 14.02.2020
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Не упомянули об управляемом термоядерном синтезе. Создание электростанций на его принципе как раз и есть перспектива ближайших 50-ти лет.

  • Прогресс развития человечества не остановить (если исключить конечно возможность общемировых катаклизмов).
    Придумают светлые головы...
    Главное, чтобы это было бы не по-хищнически, не во вред природе.
    Как вариант-хорошо бы додумались извлекая энергию и материалы перерабатывать многочисленные отвалы и свалки.
    Вот от этого была бы польза всем!

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 14 февраля 2020 в 09:41 отредактирован 14 февраля 2020 в 09:42 Сообщить модератору

      Спасибо на добром слове, Владимир, я и про это писал.
      Ведь, скажем, Дания из навоза и фекалий делает чуть ли не 2/3 потребляемого ими газа, а в Италии еще в 90е таким путем получали 10% потребного им газа.
      Большая часть пластмасс тоже может быть как-то использована - то ли, после сортировки, - вторично как пластик, то ли как топливо (вот тут - не знаю).
      Те же бесконечные полиэтиленовые бутылки-тарелки-вилки-ложки - смололи в крупу и снова что-сь отлили.
      Беда, что "Золотой миллиард" живет по правилу викингов, "жрать, покуда влезает, потом очиститься, хотя бы через рвоту - и снов жрать, сколько влезет". Те же гаджеты, меняемые супермоднючие ежегодно, продукты, которые выбрасывают вечером, если куплены утром и не съедены в течении дня, авто, меняемые вместе с модой...
      Одежда, которой сотни одного вида, сотни пар туфель, сотни босоножек, сотни костюмов, рубашек, платьев, блузок...
      Время от времени шкафы очищают, содержимое идет или в мусор или бедным или в секонд-хэнд - и снова заполняют до упора, считая именно это нормальной жизнью.