Однако для других форм жизни вода представляет собой яд. Речь о формах не на белковой основе. Но почему-то ученые ищут жизнь только на такой основе. Попробуем разобраться.
В чем тогда странность? Она в том, что наука мало знает, в каких условиях белок может быть даже внутри льда, который периодически оттаивает и снова становится твердым.
В частности, недавно сделано сенсационное открытие при наблюдении спутника Сатурна под названием Энцелад. Оказалось, что на Энцеладе много льда. Но не совсем обычного. Исследования в инфракрасном диапазоне показали, что старый лед «выталкивает» на свою поверхность молодой лед. А это значит, что внутри толщи старого льда постоянно происходят какие-то процессы, о которых ученые пока совершенно ничего не знают.
Как вариант, лед может «нарастать» за счет расширения. Например, при неизвестных науке процессах. Кроме того, на поверхности Энцелада в молодом льде могут оказаться микроорганизмы и растения, которые преодолевают толщу старого льда, чтобы иметь возможность быть ближе к более «теплому» и более мягкому льду. А значит, и более насыщенному химическими веществами. Такое может быть?
На Земле такой процесс известен, когда на ледниках неожиданно снег окрашивается в розовый (арбузный) цвет снежной водорослью. Такое явление наблюдали несколько раз в Альпах и в Антарктиде.
Как пишет журнал «Science Alert», Энцелад из космоса похож на большой снежок с трещинами. Но снежок весьма необычный. На спутнике много ущелий. Как показали снимки с зонда «Cassini», в ущельях на южном полюсе спутника есть гейзеры, выносящие на поверхность свежий лед. Всего на снимках насчитали около сотни гейзеров. Но откуда там пар? Загадка!
Сатурн силами гравитации «растягивает» и «сжимает» Энцелад. Это похоже на морские приливы и отливы на Земле. Пульсирующие гейзеры могут каким-то образом поддерживать в недрах спутника жизнь, если она там на самом деле имеется.
На северном полюсе Энцелада тоже замечены действующие гейзеры. Но вместо льда они извергают воду, которая растекается по поверхности льда, ставшего старым, и замерзает. Понятно, что свежий лед постепенно становится старым и под своей тяжестью медленно «опускается» вниз. Может ли в нем находиться жизнь?
Если говорить о Земле, то известен эффект анабиоза, когда найденных в вечной мерзлоте тритонов держали в теплой воде и они оживали, спустя сотни лет нахождения в мерзлом грунте. Вполне возможно, что под толстым ледяным покровом на Энцеладе находится океан, подогреваемый недрами спутника.
Если же говорить о том, возможна ли жизнь в условиях космоса, то следует вспомнить то, что ученые помещали на внешнюю поверхность международной космической станции контейнеры с микроорганизмами под космические излучения. Потом выяснили, что значительная часть микроорганизмов вполне благополучно перенесла нахождение в открытом космосе. Так почему жизнь не может быть внутри свежего льда на поверхности Энцелада, оказавшись на ней при очередном извержении гейзеров?
Жизнь может в ходе эволюции приспособиться к очень суровым условиям. Скажем, коловратки выдерживают фантастически низкие температуры и при появлении более благоприятных для себя условий снова оживают. Стоит вспомнить и о том, что некоторые земные существа без вреда переносят большие дозы радиации. В частности, варан. Но представить себе коловраток и варанов на Энцеладе трудно.
А что мешает жизни на других планетах принять другой вид? Особенно, когда речь о времени в миллионы лет…
Спасибо на добром слове, Леонид.