• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Кашкаров Грандмастер

Путешествие по России. Чем интересно село Ерахтур?

Часть 1. История

В Ерахтуре не было исторических битв, моровой язвы, и в современных учебниках истории село не упомянуто ни одной строкой, хотя есть на всех картах. Все же это одно из красивейших и необычных мест страны. Чем больше узнаешь о нем, тем удивительнее и значимее воспринимается его история.

Вид на церковь с центральной площади села Ерахтур Фото: Андрей Кашкаров, личный архив

Село Ерахтур расположено в Рязанской области, почти на границе Шиловского и Касимовского районов, некогда форпост Касимовского ханства и Мещерской земли, воспетой Константином Паустовским. В наши дни автомобильная дорога и железнодорожная ветка проходят почти параллельно многократно изгибающейся в дефиле Оке, и сегодня «рыбной кормилице» для местных жителей, а еще в ХХ веке по всей протяженности судоходной.

Ерахтур имел в собственности касимовский хан, вельможный сподвижник Петра — Лопухин, князья Демидовы. Именно здесь имел свои пристани и пароходное дело спасский купец и потомственный почетный гражданин А. В. Качков с династией. А лауреат Сталинской премии 1951 года И. П. Карташев — тоже родом из Ерахтура. Но обо всем по порядку.

Появление села

Село Ерахтур располагается на территории бывшего Касимовского ханства, или на мещерской земле. Прежнее название Касимова — Мещерский городок. На западе — Москва, на востоке — Муром, мордва и мокши, севернее — Нижний Новгород.

Эти места поистине были ворота Руси на Восток: мусульманское государство — касимовское ханство, инкорпорированное в Великое княжество Московское и ему служившее и в военном, и в дипломатическом, и в политическом отношении.

Основной состав — многонациональный: русские, касимовские татары, татары-беляки-мишари, мордва (эрзяне), мокша, сибирские татары, казахи. До Губернской реформы 1775 года территория, о которой идет речь, относилась к Касимовскому уезду. За время своего развития видела немало достойных лиц и сохранила память связанных с ними историй.

По имеющимся в краеведческом отделе Государственного архива Рязанской области (ГАРО) сведениям, образование «посада Ерахтор» относят к 1661 году. Но есть и другие данные.

В окрестностях села Ерахтур в сторону деревни Ладышкино, на местности называемой Тынок, находилось древнее поселение славян. Тут обнаружили клад, относящийся к железному веку, а именно несколько ритуальных предметов из бронзы, уникальные «солнечные упряжи», бляхи и амулет в виде пчелы, что свидетельствует о древних поселениях на территории современного села.

В последующие годы исторические традиции складывались во время добровольного перехода касимовских ханов под московскую власть (середина XVI века) и затем по образованию Рязанского княжества — последним из великих княжеств подчиненного Москве. А до того край в центральной полосе России считался весьма самовольным местом, некогда центром торговли: на запад от Ерахтура — Ока и плодородные земли, к северо-востоку — Нижний Новгород, на востоке — Казань.

Пристань купца Качкова на Оке в окрестностях Ерахтура
Пристань купца Качкова на Оке в окрестностях Ерахтура
Фото: общественное достояние

В 1601−1603 годах Ерахтур уже большое, с двумя деревянными церквями — Никольской и Пятницкой — село, переданное жалованной грамотой Казанского двора касимовскому хану Арслану и по наследству сыну Сайид-Бурхану. По переписным книгам за 1683 год село Ерахтур значилось уже в вотчине за сыновьями Сайид-Бурхана, крещеными касимовскими царевичами Иваном и Симеоном Васильевичами (сыновья Василия Арслановича). В основе сведений — указ царевичей Петра и Ивана под опекой регентши Софьи Алексеевны.

Подтверждается тем, что Ерахтур «с приселки и з деревнями, с луги, и сбортными ухожеи, с верховым медвеным оброком, и с рыбными ловлями, и з бобровыми гоны, и со вспуды, и со всякими угодьи» в Елатомском уезде пожаловали Арслану Алеевичу вместе с касимовскими посадом, таможнею, кабаками, мельницами, перевозами, рыбными ловлями и сенными покосами. Село Ерахтор (Ерахтур) также упоминается в списке писцовых книг П. Воейкова за 1627 год.

В 1707 году 277 крестьянских дворов в селах Ерахтур и Мышца с деревнями и пустошами пожалованы Петром I в вотчину князю, дипломату, члену Верховного Тайного совета Василию Лукичу Долгорукову «за его князь Васильеву службу». Однако после опалы князя в 1730 году его касимовские вотчины «крестьянских 255 дворов, мужеска пола 1698 душ» по указу императрицы Анны Иоанновны были отписаны в дворцовое ведомство.

С 1815 года село Ерахтур принадлежало семье Демидовых, известных в России заводчиков и промышленников, в частности действительному статскому советнику, князю Сан-Донато А. Н. Демидову (1812−1870). Историк А. Д. Повалишин в книге «Рязанские помещики и их крепостные» на стр. 262 сообщает:

«К 1826 году в селе Ерахтур за господский счет (Демидовых) содержалась школа для крестьянских мальчиков, что было довольно редкое в то время явление».

В 1891 году в приходе Спасской церкви села Ерахтур с 422 дворами числилась находящаяся в 3 км деревня Куземкино с 167 дворами. А всего 1976 душ мужского и 2214 душ женского пола, в том числе грамотных 1027 мужчин и 75 женщин.

В 1905 году в административном центре Ерахтурской волости Касимовского уезда было уже 586 дворов и более 3 620 душ обеих полов.

С 12 июля 1929 года до 1963 года Ерахтур был районным центром в составе Московской области. А после территория вошла в состав Шиловского района Рязанской области, что соответствует административным границам сего дня.

Ерахтур. Вид с церкви на крестьянскую слободу
Ерахтур. Вид с церкви на крестьянскую слободу
Фото: Андрей Кашкаров, личный архив

Происхождение названия

Топонимика названия Ерахтур вариативна и потому туманна. Версии разные — от слов, бытовавших в финно-угорских языках, до родоначальника названия — одноглазого злого духа Ерахты, почитаемого у марийцев. Его боялись все предки мордвы, называемые эрзи.

По версии исследователя Н. Левошина в названии Ерахтур (Ерахтор) могли отметиться древние племена: на мордовском «эрька» означает «озеро», а финно-угорский «тул» — это река. Версия также коррелирует с тем, что рядом с Ерахтуром есть живописное озера Ерхинька, Румпа (Румка), а через систему мелких рек они соединены с Окой.

Или Ерахтур означает «священная белка», поскольку «тур» с мордовского — именно белка, а белок в бору вокруг села многое множество. «Белка священного божества Ерахта», с мольбищами в окрестностях нынешней территории села, в этой логике весьма интересная версия, относящаяся к древности названия.

По другой и очень красивой версии топонимики села, связанной с рязанским богатырем Иваном Орлашкиным, от имен доброй Еры и татарского богатыря Тура, ставших женой и мужем, произошло название села Ерахтур.

Трудовые резервы и традиции самоуправления

Спасский купец и потомственный почетный гражданин Александр Викулович Качков имел недвижимость в Ерахтуре, много делал для односельчан, в том числе с помощью сыновей реконструирована церковь Спаса Нерукотворного, сопровождавшаяся ее расширением. Пароходы Качкова знали по всей Оке. Как и его самого — от Москвы, Скопина и до Волги.

Нечасто, но проявились в Ерахтуре традиции самоуправления, тяга к свободе и деньги для ее реализации.

В XVIII веке Ерахтур — уже богатое ремесленное село. Тут живут иконописцы, сапожники, бондари и мастера, которые подделывают мрамор из алебастра. Торговали на ярмарках, возвращались домой с большими деньгами. Жителям повезло, что земля в этих краях не плодородная, зато леса богаты медом и воском.

Из истории известно, что злоупотребления управляющего имуществом и вотчинами клана Демидовых господина Обедова и других господских приказных людей привели к крестьянскому бунту в Ерахтуре в 1826 г. Люди потребовали перевода в разряд государственных, ожидая облегчения жизни. По приказу рязанского губернатора в Ерахтур был послан батальон стражников для подавления волнений.

Гражданская война также не прошла мимо. Здесь нет отдельных памятников, однако в 30 км на север, в Касимове, есть массовые захоронения погибших ератхурцев, в 1917−1930 годах поддержавших советскую власть и их оппонентов-односельчан.

Новые волнения случились в Ерахтуре осенью 1918 года, когда Касимовский уезд охватили контрреволюционные выступления крестьян, мятеж бывшего офицера императорской армии Козловского. Был убит активист ерахтурского комитета бедноты Лунин.

К концу 1930-х годов коллективизация крестьянских хозяйств в селе в основном завершена. 18 сентября 1939 года по резолюции общего собрания граждан села Ерахтур на сходе с присутствием больше половины от числа жителей была закрыта церковь Спаса Нерукотворного. Один житель был против, трое воздержались. Здание церкви было официально передано епархии только в 1989 году.

Пожарная часть села Ерахтур, 1978 год
Пожарная часть села Ерахтур, 1978 год
Фото: Андрей Кашкаров, личный архив

Из книги «Из истории коллективизации сельского хозяйства Рязанской области» (1962) можно узнать, что не все были рады коллективизации сельского хозяйства, случались попытки массового выхода из колхозов, как во многих других местах в то время. Но интересны традиционные для Ерахтура особенности: никто не спешил подавать заявление первым, сговаривались заранее и подавали сразу «пачками», лишь бы не быть первым.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 28.10.2025
Обновлено 28.10.2025

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: