• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Матрона Московская. Почему к ней так спешат люди?

Много лет я не могла понять, о чем вокруг говорят. «Поеду к Матрёне, может, поможет…», «Только к Матрёне, завтра к Матрёнушке, попрошу у Матрёны, помолюсь матушке…» — это говорили люди самые обычные, не замеченные в особой религиозности, живущие самой привычной, обыденно-лихорадочной жизнью.

Долго это слышалось, как что-то абсолютно далекое. Как вдруг очередная гостья на традиционный вопрос: какие планы на первый же день в Москве, неожиданно ответила: «Конечно, к Матрёне». Тут уже пришлось конкретно спросить — куда, и оказалось, что в двух шагах от дома…

Матрёна Дмитриевна Никонова, или святая Матрона — одна из интереснейших фигур в пантеоне православных святых. Во-первых, уже при жизни почиталась как прорицательница и творящая чудеса, а во-вторых, все это происходило не просто в XX веке, а конкретно в сталинскую эпоху. И это — факт поразительный, кажущийся совершенно невероятным.

А существует ведь и версия, что перед страшной и великой Битвой под Москвой к Матрёне приезжал сам И. Сталин. И версия эта иногда представляется не такой уж фантастической: известно, что во время войны Сталин временно прекратил гонения на церковь. Вспомним хотя бы его обращения к народу, где упоминались и «браться и сестры» наряду с «товарищами и гражданами»…

Верна версия или нет, возможно, никогда точно не узнать. Сама Матрёна подвергалась гонениям, но не была арестована, как многие из ее близких — точнее, тех, у кого она жила-ютилась. Существует даже икона ««Матрона и Сталин», где святая старица разговаривает с генералиссимусом в шинели! Был большой общественный резонанс, лже-икона осуждена РПЦ как сектантство (изображение этой «иконы» легко найти в Интернете).

Матрена Дмитриевна Никонова родилась 9 (или 22) ноября 1881 года в Тульской губернии, в деревне Себино Кимовского района (тогда — Епифанского уезда). Умерла 2 мая 1952 года в Москве. Канонизирована как блаженная старица в 2004 году.

О жизни ее известно довольно много — благо, дело совсем недавнее. Известна книга, посвященная ей: З. Жданова «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Есть другие воспоминания. Правда, к самой книге Ждановой у Русской Православной церкви отношение неоднозначное: не признают источником, но и не особо порицают.

Итак, родилась Матрёна четвертым ребенком в семье. У матери был вещий сон, после которого та не отдала слепую девочку в приют. Крестили Матроной (в честь греческой преподобной Матроны Константинопольской). Есть свидетельства, что уже с 8 лет проявились у Матрёны необычные способности к исцелению и особенно — предвидению. А девочка была не просто слепая, известно, что глазные впадины были закрыты веками, но «видела» она изнутри.

Преданий о слепой и обездвиженной из-за болезни женщине существует множество. Начиная от предсказания революции и Великой Отечественной войны, заканчивая помощью в написании дипломного архитектурного проекта с полным знанием достопримечательностей итальянских городов…

Как известно, сразу после революции из изголодавшихся деревень люди потянулись в город. Так и Матрёна оказалась в Москве, то ли за братьями, то ли сама по себе. И всю свою уже московскую жизнь обитала где и как придется. И творила свои чудеса — это то, что нам хорошо известно из книг и кинофильмов. Смерть свою 2 мая она тоже предсказала…

В 1999 году прах Матроны Московской перезахоронили на территории Покровского монастыря, который, собственно, расположен в центре города — Таганка (станция метро «Таганская»).

Сам Покровский женский монастырь был основан в 1635 году царем Михаилом Федоровичем. Назывался он тогда «Покрова на убогих домах», потому что еще раньше здесь находилось кладбище для бродяг и казненных… И история монастыря очень интересная — здесь была Духовная семинария. Здесь в Отечественную войну 1812 года было и разорение обители. Здесь же захоронены представители московского купечества.

А вот в советское время уже ничего не было: колокольню взорвали, снесли часовню, зато образовалось множество всяких контор вплоть до бильярдной. Только в 1994 году Священный Синод РПЦ принял решение о возобновлении женской монашеской обители — Покровского монастыря. А еще через несколько лет с Даниловского кладбища Москвы сюда перенесли останки праведной старицы Матроны.

Внутри монастыря первым делом стоят несколько милиционеров. Все улыбчивые, но строго говорят: «Снимать нельзя, запрещено». Люди мы самой жизнью приученные быть не самыми законопослушными, но здесь нарушать запрет даже в голову не пришло. Нельзя, так нельзя. Хотя во всех прочих монастырях, где довелось побывать — можно.

И тут же видишь небывалое количество народа. Не протолкнуться — тысячи и тысячи людей, мужчин и женщин, очень много совсем молодых. Все до единого — с цветами. Эти тысячи людей растекаются на две очереди: одна к иконе на улице, вторая — в церковь к мощам. Стоят спокойно и как-то радостно, при плохой погоде на холоде и ветру, но лица совсем не мрачные. Есть и святой источник, к которому специально приезжают с бутылками.

В качестве небольшого отступления. Вычитала в английской Википедии, что очереди к Матрёне длинные, часа на 4, но люди ведут себя необыкновенно хорошо, что «не характерно» для Москвы. Вот так и написано. Что касается огромнейших очередей — чистая правда, но москвичей опять обидели.

Гостевала у меня в тот раз мамочка троих детей, один из которых грудничок. И ей не пришлось стоять ни в какой очереди — пропустили сразу. Рассказала потом, что внутри очень хорошо — встречают, объясняют, помогают. Даже для грудных детей есть свои «удобства» — настоящая колыбелька. С собой дают лепестки — видимо, с тех цветов, которые несут и несут приходящие. Атмосферу «у Матроны» она охарактеризовала как более светлую, чем «у Ксении» в Петербурге.

Это удивительное явление в «циничной» Москве XXI века хоть и поразительно, но не случайно. Сюда приходят не богомольцы (хотя и они есть наверняка). Идут из квартир и офисов обычные люди, обыденно, вполне современно одетые. Идут просить помощи. Нет новой идеологии — остался вакуум, нет достижений и даже просто необходимого — остаются проблемы и беды.

Похоже, что потребность в помощи и защите, откуда бы она не исходила, в людях нарастает. И едут к Матрёне не только москвичи — едут отовсюду. И кого ни спроси — все говорят о чувстве облегчения. Это как минимум.

Статья опубликована в выпуске 2.05.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (28):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Матронушка и Ксеньюшка...А Господу помолиться и просить в покаянии о чем-то- слабо?! Почему именно у людей просить? Пусть даже очень хороших, канонизированных.Мы же Его чада, а ну как наши дети будут к соседям ходить за помощью- разве не спросим их "У тебя же отец есть, зачем к соседям идешь?" Не понимаю...

  • МАРГАРИТА ИГНАТОВА Читатель 4 апреля 2011 в 20:12 отредактирован 25 мая 2018 в 08:38 Сообщить модератору

    Галя Константинова, я несогласна с тем,что вы сравниваете Матронушку и Ксеньюшку,у одной-светло,у другой-мрачно,об этом не то что писать,а и подумать страшно и грешно.Они святые на одном уровне,одинаково помогают и лечат.Так может написать только неверующий человек.

    • МАРГАРИТА ИГНАТОВА, Вы плохо прочитали. Сравнивала не я, а молодая женщина из Питера, которую я отвезла в этот монастырь. Это ее впечатление.

      а и подумать страшно и грешно
      Вы от чьего лица это написали?

      Данный сайт не является сайтом религиозной или антирелигиозной пропаганды. Обвинять меня в неуважении к чувствам верующих еще никому в голову не пришло, за всю мою жизнь.

      Моя вера - это мое внутреннее, личное дело.

  • Галя, мы с дочкой время от времени наведываемся в Покровский монастырь. Там действительно хорошо дышится, в том числе, в смысле деликатности поведения людей.

    Оценка статьи: 5

  • Гал, всегда, бывая в церкви, подхожу к Матроне... Она помогает.

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова,
    статья и тексты комментариев - супер!

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова, Матрона занятное явление. Так как она жила совсем недавно, эти времена еще не покрыты пылью старины, то возникает огромное количество вопросов, ответы на которые я так и не нашла. Если период ее жизни до революции более менее понятен, то вот последующие годы, вплоть до середины 20 века весьма интересны для исследования. Стоит отойти от мифотворчества и красивых историй, которыми обрастает такая личность, то в остатке мы получим нечто особенное. У Ждановых она жила недолго и уже под конец своей жизни. А книга Ждановой странная такая, притом, что сама Жданова разумный человек, образованный и интеллигентный, который не будет выдумывать дикие байки))
    Если верить Ждановой ( а я ей склонна верить, хоть и с оговорками), то Матронины видения и мироощущения во многом схожи с теми, что описывала Баба Ванга. К тому же проглядывают в воспоминаниях отсылки к вовсе не святому окружению. То странною инокиню помянут, которая все подарки от посетителей отбирала у бедной Матроны. То соседей.
    Меня вот больше удивляло, как в московских коммуналках, по которым Матрону таскали, соседи терпели постоянный ходоков. Ведь большинство Матрону явно считали сумасшедшей и инвалидом. А атеизм тогда был в чести)

    • Маргарита, Я тоже посмотрела книгу, тоже не знаю, как относиться к написанному. Да, с Вангой много общего. Неграмотная слепая крестьянка с неким безусловным даром. И ее не арестовывали, - а это тоже факт необычный. Где-то я вычитала, что все хотели арестовать, да Матрену успешно прятали, очень смешно. Знаю истории людей, которым удалось спрятаться-сбежать от неминуемого ареста, но только не в Москве. Уезжали в Среднюю Азию, на Дальний Восток, тем спасались. И то – единичные случаи. А вот сама Жданова, кажется, побывала в лагерях.

      По поводу московских коммуналок и атеизма. Я, скорее, узкий специалист - по питерским коммуналкам. ). Но, думаю, не зря соседи терпели ходоков. Знаете, атеисты атеистами, но на всякий случай…Я не очень хорошо понимаю слово «атеист», потому что встречала немало людей, которые прожили жизнь абсолютно по-христиански (если можно так выразиться), не заходя при этом в церковь. И время было такое, что очень ярко проявлялись человеческие качества – и все лучшее, и все худшее.

      • Галя, я когда книжку про Матрону делала, то так и не смогла найти о ней материала путного. Ждановские-то записки увлекательны, но странны. Воспоминания очевидцев зачастую вообще бредовы. Что-то можно предположить, с учетом исторических событий той эпохи. Кстати, практически ничего не известно о ее родне, о матрониной. А у нее ведь были братья и сестра. И нигде не сказано, что они погибли во время войны.
        Матрона ведь сама себя вообще не могла обслуживать, не ходячая, да еще и слепая. Кто ее в Москву перевез?
        Сама по себе персона безумно интересная, и дар ее предсказательский и схожесть с Вангой, даже видения одинаковые.

        • Маргарита,
          когда книжку про Матрону делала
          Я правильно Вас поняла?

          практически ничего не известно о ее родне
          Известно, что братья ее были коммунистами. И все.

          Вы знаете, есть откуда-то уверенность, что ее жизнь отслеживали - просто не могли этого не делать. Значит, где-то есть отчеты, документы. По срокам давности - вроде, должны быть открыты. Тем не менее, ничего об этом не известно. А, может, нет такой заинтересованности в этом ни у кого.

          Согласна с Вашей оценкой книги и воспоминаний. Да, и с Вангой очень похоже. Вот здесь - серия болгарских фильмов о Матроне.

          • Галя Константинова, аха, издательство Крылов, Спб, с полгода назад. Так и называлась "Матрона Московская", в православную серию, так сказать. Я тогда с большим трудом даже нашла литературу по истории РПЦ в годы советской власти, оказалось, что у нас о православии и истории церкви и книг-то нет толком. Что там о святых говорить))) А братья, да, коммунисты, раскулачивали своих же земляков.
            Конечно ее жизнь отслеживали, и есть документы, но кто же их даст посмотреть, увы
            Раз народ просил ее канонизировать, то получите. Думаю, лет через двадцать ее биография в житиях станет более причесанной и более мифической. Все равно никто из верующих логику там не ищет. А жаль))

            • Маргарита, напрасно вы так. "История Русской церкви" (9-я книга многотомника), автор прот. В. Цыпин. М., 1997. Плюс, конечно, Журнал Московской Патриархии годовыми подшивками.

              • Люба Мельник, есть конечно, есть. Но очень мало. 1997 год - это уже когда было Если задаться целью, то найти можно много хороших книг, правда, в большинстве это будут очень редкие и малотиражные издания, написанные светлыми умами нашей Духовной Семинарии и иже с ними. Только не в книжных магазинах, а в университете, библиотеках, букинистах...)

            • Маргарита, Верущие и не должны искать логику, Господь с Вами . Но это не отменяет интереса к личности и ко всем перипетиям биографии такого человека.

              Понять 20 век с его невероятными зигзагами, изломами - невероятно трудно. Особенно трудно понять то, что происходило в нашей стране (хотя, если следовать простой логике - часть не может быть сложнее целого).

              Далеко не все становились жертвами репрессий, и не постижимо - почему (Юдина, другие), так что "темна вода во облацех", землячка.....

              ТО, что мало источников, и указывает на народный характер происходящего. К архивам отношения не имею.

              Книгу Вашу обязательно поищу.

      • читать дальше →

  • Галя, спасибо. И я недавно узнала о Матроне, а тут твой рассказ! Я увидела её часовню в интернете, пошла искать - кто же она такая. Даже если она просто жила для того, что бы потом, рядом с нею мы вспомнили, что мы люди, и чувствовали себя людьми - уже не зря жизнь прожита, и очень даже не зря.
    Кого интересует часовня, вот ссылка: http://www.chasovnya.msk.ru/ Она не коммерческая, думаю, модераторы позволят.

    Оценка статьи: 5

    • Таня, вот это да...Это что - виртуальная часовня? И свечку можно поставить и молитву выбрать...В потрясающее время живем - все вместе, все едино...А мне нравится наше время.

      Я ведь, действительно, долго отмахивалась от рассказов. А тут - ко всему прочему просто рядом все это происходит, доехать всего ничего.

      По поводу Матрены - да, очень интересно. И сама ее жизнь (здесь уж особо легенд не напридумаешь - все недавно), и время, в которое жила.

      И все, как один, говорят про чувство "светлости" от посещения. Я не берусь комментировать подобные вещи, но что-то происходит, конечно.

      Спасибо, Таня.

      • Вот оно, живое - религиозное творчество масс, доступными массам средствами ...
        А ощущение, как говорят, намоленности мест, светлости от посещения - бывает, это точно.

        Оценка статьи: 5

        • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 25 апреля 2010 в 14:14 отредактирован 25 апреля 2010 в 14:19 Сообщить модератору

          Да, бывает, конечно. Я это часто чувствую, например, в России - один Александров чего стОит.

          Но здесь немного особое ощущение - исхожу не из своего опыта, правда. И по другим рассказам, и по рассказу того человечка, который тогда был. Она не то чтобы истово верующая, но со своим внутренним чувством и пониманием (я в такие вещи никогда не лезу и в чужой душе не копаюсь). Вот она и сказала, что у Ксении (в Питере) немного мрачно, чувствуется, что все слезами омыто, а здесь - очень светло. Хотя люди-то стоят часами с бедами и горем, не просто так. А общее ощущение - именно светлое, это и я почувствовала, только их сопроводив и забрав домой.

          Будет потеплее (представляешь себе - сейчас дождь с элементами снега за окном), я все же съезжу самостоятельно, попробую простоять очередь и зайти. Боюсь, что это уже не праздный интерес.

          Да, и из прошлого комментария.
          вспомнили, что мы люди, и чувствовали себя людьми - уже не зря жизнь прожита, и очень даже не зря.

          Добавить нечего. . Хотелось бы, чтобы почаще все вспоминали.

  • Фотография сделана в одном из ярославских монастырей - куда икону с частицей мощей привозили для поклонения. Фотографии не мои - мне прислали из епарх. управления для публикации в нашей газете, к объявлению о том, что икона будет привезена в Козьмодемьянскую церковь Ростова.

    • Люба, спасибо, очень интересно.
      В Москве это выглядит немного по-другому, ну настолько обычные люди (как если бы только что выскочили из офиса) стоят в огромном количестве на территории монастыря - даже вот английская вики отметила.

      История с Матреной представляется мне вообще очень интересной. Думаю, скоро про нее будут говорить больше, чем про Вангу. Не хотела писать об этом в тексте, но похоже, мы присутствуем при живом религиозном творчестве масс. То есть что-то рождается на наших глазах вне чьих-то усилий. Изнутри, само собой.

      (Я вчера тоже наснимала столько всего интересного, правда, вне качества).