На поверхности Земли определенные места становятся домом для самых разных организмов. Даже если условия обитания схожи, это совсем не означает, что они будут населены одинаковыми видами. И в Арктике, и в Антарктиде холодно, но белые медведи и пингвины «держат дистанцию».
Виды, способные передвигаться самостоятельно, распространены шире.
«Легко понять, как птицы и рыбы могут быть подобны в разных океанах, — говорит Мэтт Шренк (Matt Schrenr) из Мичиганского университета в Ист-Лансинге. — Но воображение не справляется, когда думаешь о почти идентичных микробах в образцах породы в 16 тысячах километрах друг от друга».
В рамках программы «Census of Deep Life» (Перепись глубинной жизни) Шренк в составе международной команды ученых исследует глубины от 100 до 2000 метров ниже поверхности. Они используют шахты, колодцы и буровые установки в местах, разбросанных от Антарктиды до Канады, в том числе и на дне океана. Образцы, поднятые с глубин, отправляются в Морскую биологическую лабораторию в Вудс-Холе, Массачусетс, где анализируется их микробный состав.
«В них наблюдается основная группа микробов, которая появляется снова и снова во всех средах, — рассказывает Рик Колвелл (Rick Colwell) из Орегонского университета в Коваллисе, представивший первые результаты исследований на заседании Американского геофизического союза. — Некоторые могут встречаться очень редко, лишь доли процентов от общего количества микроорганизмов, однако они есть».
Ученые пока не могут найти вразумительного объяснения такому постоянству. «Трудно разработать гипотезу, каким образом организмы распространились столь широко», — говорит Колвелл. Возможно, микробы каким-то образом передвигаются под землей, однако, сложно найти связь между южноафриканским золотым рудником, например, и замороженными карманами метана под индонезийским морским дном. Кроме того, подземные микроорганизмы развиваются аналогичным образом, используя доступные им ограниченные ресурсы.
По предположению Шэрон Грим (Sharon Grim) из лаборатории в Вудс-Холе, микроорганизмы обладают различными версиями гена, по которому их идентифицируют, но при этом не связаны друг с другом. Шренк предлагает более спорное объяснение. Он считает, что микробы, появившиеся миллиарды лет назад в одинаковых условиях, были разнесены по всей планете тектоническими плитами.
Изучающая древние экосистемы Барбара Шервуд-Лоллар (Barbara Sherwood-Lollar) из Университета Торонто полагает, что «эти результаты означают общность колонизации недр планеты. Определение того, как и когда это произошло — наш следующий важный шаг».
Колвелл более осторожен. «Я не могу с уверенностью сказать, что эти организмы могут распространяться», — говорит он. Но, учитывая стабильные условия в недрах, ученый предполагает, что микробы, возможно, находятся там целую вечность и будут находиться там еще долго после того, как жизнь на поверхности вымрет.
Спасибо на добром слове, Леонид.