Александр Аб Грандмастер

Как появились беспризорные планеты?

Одна из наиболее таинственных загадок Вселенной — блуждающие планеты. Астрономы порой называют их беспризорными, поскольку эти космические объекты не принадлежат какой-либо звезде и свободно перемещаются из одной звездной системы в другую.

Фото: DasWortgewand, pixabay.com

Второе десятилетие нынешнего века в астрономии отмечено многими важными открытиями. В их числе и обнаружение объектов, которые являются внесолнечными планетами, но сами они не обращаются вокруг какого-либо светила.

У этих объектов есть астрономические обозначения:

• CFBDSIR J214947.2−040308.9;
  • PSO J318.5338−22.8603;
  • WISE J085510.83−071442.5.

Первым был открыт CFBDSIR J214947.2−040308.9. По состоянию измерений расстояние до планеты составило примерно 130 световых лет, что по астрономическим меркам не столь уж и много. Планета в четыре раза больше Юпитера и в семь раз тяжелее его.

Еще ближе (80 световых лет) находится планета PSO J318.5338−22.8603. Обнаружена она была в 2013 году с помощью большого панорамного телескопа. Предполагается, что возраст планеты — 12 миллионов лет.

В 2014 году была открыта WISE J085510.83−071442.5. От нее до нашего Солнца чуть более семи световых лет.

Система телескопов Pan-STARRS расположена на вершине вулкана Мауна-Кеа на острове Гавайи
Фото: skeeze, pixabay.com

А теперь после скучного перечисления астрономических фактов переходим к более интересным моментам.

Ученые полагают, что в нашей Вселенной находится несколько миллионов блуждающих планет. Споры не утихают о том, каким образом эти объекты стали межзвездными скитальцами.

Наиболее вероятная гипотеза — выталкивание гравитационными силами из планетных систем звезд во внешнее межзвездное пространство. Вторая гипотеза — формирование из газопылевого облака. Но эта гипотеза не объясняет, почему в таком облаке не сформировалась сначала звезда, а из остатков пыли — планеты. По этой причине большинство астрономов считает более верной первую гипотезу.

А коль так, мы имеем в отдаленной космической перспективе очень катастрофическое явление: возможность Солнечной системы столкнуться с блуждающей крупной планетой. Угроза вполне реальная. К чему она может привести? А к тому, что резко изменятся орбиты планет, вращающихся вокруг Солнца. Для планет-гигантов смещение орбит серьезными бедами вряд ли обернется. Но вот для планет земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) прохождение блуждающей огромной планеты сквозь нашу систему может обернуться гравитационным выталкиванием на роль блуждающих планет. Правда, такой сценарий, по мнению многих астрономов, маловероятен, хотя и возможен.

Даже если случится гравитационное выталкивание нас из Солнечной системы, жизнь на Земле не прекратится. Полностью она остановится лишь на поверхности. Сохранится же глубоко в недрах, где люди в специальных убежищах в подземных городах будут иметь ядерные реакторы и возможность выращивать необходимые продукты питания при искусственном освещении. Ученые не исключают, что именно такое решение нашли разумные существа на блуждающих планетах. Если, конечно же, они эти планеты населяли до выталкивания.

Тим Хильдебрандт, «В подземелье»
Фото: artchive.ru

Не спорю, написанное чуть выше сильно похоже на фантастику о других планетах. Тогда чем статья отличается от нее? Тем, что беспризорные планеты — доказанный наукой факт.

Статья опубликована в выпуске 23.11.2018