• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

История Острова Свободы. Что такое «Гранма»?

В 1960-е годы советские люди вдруг полюбили Кубу. Песню пели: «Куба — любовь моя!» — и сами же этой песне верили.

Фото: Depositphotos

Любовь — штука тонкая. Тем более пылкая она, чем меньше о предмете любви знаешь. Про Кубу же не знали ничего, кроме того, что был там у власти бородатый, молодой и обаятельный в своей молодости и бородатости Фидель Кастро. Потому и любили Кубу. Остров, так сказать, зари багровой.

Потом, конечно, советских людей понемногу стали просвещать. На Кубу потянулись деятели искусства, журналисты и фотографы. Разглядывая фотографии, черно-белые и цветные, советские мужчины вдруг открыли, что негритянки — симпатичные. Они весело и непринужденно носили груди большого размера и габаритные попы. Вероятно, из-за этой природной веселости и непринужденности все их прелести смотрелись, в самом деле, прелестно, а не отталкивающе, как на знакомых дамах. Ну, в общем, стоит еще раз повторить: чем меньше знаешь, тем сильнее любишь.

В полном соответствии с этим же принципом советские женщины полюбили Фиделя Кастро, про которого тоже не много знали. Этот ладный паренек с партизанской бородой, острым профилем и сияющими глазами женщинам — что скрывать — нравился.

Особенно славно смотрелся «Федя» на фоне Никиты, тогдашнего хозяина советской страны. Фиделя, конечно, в разговорах между собой переименовали в Федю. А вот многих мальчиков, родившихся в ту пору, называли Фиделями. Такое ненормальное поколение тогда появилось: мальчики — Фидели, а девочки — Лолиты. В честь Лолиты Торрес. О Набокове и сексуальном вожделении героя его романа, девчонке Долорес, тогда в Союзе знали еще меньше, чем о Кубе.

Но все проходит, а молодость проходит быстрее всего. Строительство социализма на Кубе пробуксовывало. Свободолюбивые кубинцы, оказывается, работали еще хуже, чем рабочие компрессорного завода имени Бабаясина или колхозники пригородного хозяйства «Путь к коммунизму». И то сказать — с чего им, отвязным мулатам и мулаткам, живущим у тёплых вод и песчаных берегов, убиваться? Труд, конечно, сделал из обезьяны человека, но не для того же, чтобы превращать его в лошадь.

Фидель же Кастро потерял с молодостью и значительную часть своей очаровательности. Борода его, конечно, кудрявилась, но дед становился уже не торт. Многие советские люди вдруг стали предъявлять ему серьёзные претензии, что сахар нонче не такой сладкий, каким давеча был, бо стали его делать не из сахарной украинской свеклы, а из кубинского тростника. Который — всем известно — совсем не сладкий, одно только название, что сахарный.

Да здравствует…
Да здравствует…
Плакат времен СССР

Хотя, честно говоря, это неверно. А вот то, что сладость сахара с уходом юности уменьшается — это настоящий факт. Ничего не поделаешь, преумножающий знания умножает скорбь.

А знания об Острове Свободы преумножались. Вот, к примеру, факт из истории страны — газета кубинских коммунистов (аналог советской «Правды») называлась «Гранма». Ни в одном, даже самом большом, испанском словаре такого слова не значилось. Что же получается — газета есть, а слова нет?

«Гранмой» называлась яхта, на которой Фидель Кастро с отрядом соратников переплыл в 1956 году Мексиканский залив и 2 декабря высадился на Кубе, чтобы свергнуть диктатора Батисту.

Ничто не предвещало успеха этой авантюры. На очень скромную по размерам яхту, которая могла принять 12 человек, загрузились 82. Как потом сказал Фидель Кастро, она скорее тонула, чем плыла.

Но всё же плыла! Яхта двигалась со скоростью 7 узлов, и путешествие от мексиканского до кубинского берега заняло 3 дня. Легко сказать — «путешествие», оно оказалось истинным мучением. Почти все пассажиры были «сухопутными крысами», и от качки они лежали влёжку, страдая от морской болезни. Врач экспедиции, Эрнесто Че Гевара, лекарство от морской болезни не захватил.

К тому же на судне открылась течь. Чтобы не утонуть, выбросили за борт всё что можно. По двое, сменяясь, работали помпой, откачивая воду, помогали вёдрами, пока… Пока кто-то не обнаружил причину протечки: забыли задраить гальюн. На подходе к берегу, ночью, рулевой, единственный грамотный моряк на корабле, пытался забраться повыше, чтобы разглядеть маяк, и в результате свалился в воду. Еле спасли…

Предполагалось, что революционный отряд доберётся до берегов Кубы 30 ноября. Поэтому в этот день в окрестных городах было организовано восстание. Восставшие думали отвлечь внимание правительственных войск от высадки вооружённых товарищей и надеялись, что «революционные матросы» затем придут к ним на помощь. Но подкрепление с моря не пришло, восставших разогнали и расстреляли.

Этот путь яхта прошла за три дня
Этот путь яхта прошла за три дня
Фото: ru.wikipedia.org

Самих же «десантников», высадившихся на берег только 2 декабря, правительственные войска почти сразу обнаружили и перебили 5 декабря в первом же бою. В живых осталось 17 человек, которые отступили в горы Сьерра-Маэстра, где с Божьей помощью начали партизанить.

Божья помощь оказалась весьма действенной, потому что спустя три года, а именно 1 января 1959 года, повстанцы во главе с Фиделем Кастро вошли в Гавану и захватили власть. Свергнутый диктатор Фульхенсио Батиста бежал в США. Очень своеобразный новогодний подарочек он получил!

«Но революция никогда не кончается!» — провозгласил Фидель. Или Че Гевара?

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 26.07.2019
Обновлено 3.08.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ох, Марк!
    Все-то Вы лично видели, все-то Вы знаете.
    А того, что изначально революция была вовсе не коммунистической, а своей, доморощенной - переворотом латифундистов против зарвавшейся американской марионетки, которую к тому времени уже один раз выгнали и от власти и с острова - не знаете.
    И того, что местные всегда свои локальные перевороты громко называли революциями - тоже не знаете.
    Похоже Вы даже не знаете, что вскоре после переворота сам Фидель, как новая администрация острова, поехал в США и попросил помощи, имел долгую беседу с вице-президентом США Никсоном и тот в нем никаких признаков коммунизма не заметил.
    И какого хрена США, имея вполне лояльного к ним нового администратора острова, начали заступаться за "своего сукиного сына"?
    Ведь Вы, Марк мельком отметили, что 17 челов в горах за три года превратились в армию, изгнавшую... ну и т.п.
    А как они в нее превратились? Да вся армия, что на "партизан" послали, сходу в эти же "партизаны" и вступили.
    Да еще и местные, народ, туда валом повалили - уж больно идиотом был тот Батиста.
    А Вам все Божий промысел видится.
    Никакого боженьки - одна экономика. Если за диктатора стоят твердо только его личные телохранители и несколько палачей, а все остальные в стране его ненавидят, то такому дураку у власти не удержаться никак, разве что страна уже оккупирована войсками США.

    Оценка статьи: 5