• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Михаил Берсенев Грандмастер

Почему падают наши самолеты?

Когда их фотографии в режиме слайд-шоу мелькают на экране телевизора, то невольно поджимаешь губы с негодованием. Их лица — все! — как на подбор. Умные, открытые, молодые. Что примечательно, собрали их из разных стран. Получилась «сборная солянка» здоровых, сильных духом парней…

trekandshoot, Shutterstock.com

Да, вместо меча, как бывало в средние века, эти рыцари современности держали в руках пластик. А на конце их «оружия» теперь нет разящего острого наконечника, как сотни лет назад…

Они — современные рыцари — радовали нас своими победами и огорчали неудачами. Пусть и дислоцировались они в старинном русском городе Ярославле, но, даже находясь в Москве, я не раз пристально следил за слаженным взаимодействием этих ребят. Тут были и потомки викингов шведы, и представители знатной пивоваренной страны Чехии, россияне, немцы и т. д. Ярославская хоккейная команда «Локомотив» практически вся погибла авиакатастрофе. Команда современных рыцарей перестала существовать. Дети их, жены, матери, родные и друзья — все изошли слезами. Страна же, да и весь хоккейный мир, замерли в шоке.

Перелет осуществляли наши российские летчики на российском же самолете. В последнее время количество аварий в РФ с воздушными судами просто зашкаливает. Гибнут люди. Теряются машины. Военные и гражданские. Почему это происходит в сегодняшних реалиях? Не пора ли отказаться от перелетов на российских авиалиниях вообще, если пассажиру дорога жизнь?

Развал авиапрома

Вместе с развалом СССР в начале 90-х развал пришел практически во все отрасли экономики. В том числе и в авиапром. Старые, десятилетиями наработанные связи между республиками СССР и производителями самолетов и запчастей для них оказались разорваны. Ведь экономика Союза была единой, а тут разные предприятия в союзных республиках, что работали на авиапром СССР, разом оказались в разных государствах. Старые хозяйственные связи рухнули, новыми и «не пахло».

Самолетостроение практически прекратило свое существование. НИИ самолетостроения закрылись. Новые воздушные суда не проектировались. Старый парк машин все еще выдерживал эксплуатацию. Ведь как ни крути, а самолеты советского производства все равно ценились во всем мире за надежность. Да, они не были шибко экономичны, но по цене и надежности превосходили многие зарубежные аналоги. С развалом страны исчезла целая отрасль народного хозяйства. Растворились в дымке перестройки как страна, так и ее самолеты…

Отсутствие должного контроля за техникой

«Первым делом, первым делом — самолеты,
Ну, а девушки, а девушки — потом!»

По словам весьма опытного летчика, если брать в расчет самолет как средство передвижения, то это весьма надежный аппарат. Более надежен, чем тот же автомобиль. Самолет задуман так хитро, что во всем есть подстраховка. Сломалась какая-нибудь «релюшка» в электрической цепи, тут же включается дублер, и воздушное судно продолжает полет. Перед каждым вылетом машину осматривают механики, бортинженеры, запускают-отключают разные системы. Неисправный самолет не должен, вроде бы, выйти на линию.

То есть самолет — словно банковский вексель. Вроде бы надежен донельзя. В автомобильным авариях шанс погибнуть в сотни раз выше, чем при перелете. Но так бывает, если все технические регламенты соблюдаются и за аппаратом следят качественно. Если во главу угла авиакомпанией поставлена задача, прежде всего, безопасности пассажиров, а не прибыль. Если на машину ставят оригинальные запчасти, а не «бэушные», купленные на рынках третьих стран.

В России авиакомпании стали частными. Аэропорты — тоже. Помните историю, когда из-за ледяных дождей в Москве аэропорт Домодедово практически прекратил свои функции, и никто не мог помочь, потому как долго искали собственника этого аэропорта для согласования возможных действий? Наш частник озабочен только одним — выбить быстрый рубль любой ценой.

Именно поэтому самолеты сейчас грузят «под завязку». Превышая все мыслимые нормы грузоподъемности. Представьте, если верблюда в пустыне нагрузить весом в два раза большим, чем он способен доставить из пункта, А в пункт Б! Ноги у него подломятся, и рухнет он обессиленный в раскаленные пески. Так и самолеты падают вниз, не в силах взять на крыло неимоверный перевес.

Именно поэтому, если летчик идет на посадку, но она не выходит с первого раза или это опасно, он все равно пытается посадить машину. Почему? Да потому что руководство авиакомпании штрафует летчиков за непосадку с первого раза. Ведь если идти на второй круг, то такая махина как самолет, сожжет топлива на десяток тысяч рубликов. И платить за этот «лишний» керосин администрация заставляет самих же летчиков. Дескать, не попал с первого раза на нитку посадочной полосы, то расплачивайся из своего кармана.

А у летчиков — тоже дети, родители, и зарплаты на подобные вычеты никак не хватит. Вот и рискуют командиры корабля, полагаясь на русское «авось». Но «авось» не всегда срабатывает.

Бракованные запчасти

В стремлении получить прибыль авиакомпании закупают «бэушные» запчасти на рынках Украины, Казахстана, Грузии, Египта и прочих развивающихся стран. Чем это чревато, знает каждый автомобилист. Если вы поехали далеко на легковой машине, например, и слетел ремень генератора, то хорошо иметь пусть и потертый, но запасной, который поставил временно и доехал до ближайшего автомагазина. Там покупаешь новый ремень, и уже его-то и ставишь основательно, добротно. Но если «бэушный» ремень оставить надолго, он выйдет из строя весьма скоро! И в самый неподходящий момент. Так и тут. «Бэушные» дешевые запчасти несут экономию в себестоимости перевозок для авиакомпании, но никак не способствуют надежной работе пассажирских «железных птиц».

В заключительной части статьи мы продолжим разговор о причинах частых авиакатастроф наших самолетов в последнее время и попробуем ответить на вопрос: а нужно ли вообще россиянину летать самолетами в нынешних условиях или безопаснее пересесть на поезда, автомобили, велосипеды?

Статья опубликована в выпуске 7.11.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Адоль Красина Читатель 6 февраля 2017 в 16:36 отредактирован 23 мая 2018 в 18:58 Сообщить модератору

    Да уж ..а как вам такая история - вот уже два месяца в суде г Воронежа , левобережного района, судьей Киселевой рассматривается иск Польшкова В.Е в котором он предоставляя 16?! свидетелей доказывает,что является запойным алкоголиком и не несет ответственности за совершенные действия , так как уже 10 лет НЕВМЕНЯЕМЫЙ....Это было бы его личным делом. ...но есть одно но , он работает КОНТРОЛЕРОМ В 7 ЦЕХУ Воронежского Авиационного завода . И более того он все 10лет занимает эту должность. Вопрос как может работать запойный и не вменяемый человек на этой должности? ..Сейчас данному гражданину назначена суд мед экспертиза.. судьей. Но он все также контролер в 7 цеху.. Надо проаерять на вминяемость и рабочих , и контролеров качества ..Авиация ети ее мать

  • "80-е годы, Ненецкий автономный округ, аэропорт Амдерма, метель, нулевая видимость. В дупель пьяный лётчик сажает свой самолёт поперёк полосы.
    Трезвый в такую погоду вообще бы не полетел. Кому об этом случае рассказываю, не верят. А чему здесь не верить? Самолёт-то Ан-2, он при встречном ветре может вообще без пробега сесть. Ветер был поперёк полосы, он поперёк и сел, а иначе сдуло бы нахрен. На доклад сил уже не осталось, прямо в кабине и отключился.
    Руководитель полётов на своей эРПэшке носится по полосе из конца в конец, не может найти самолёт, хотя ведь не иголка в стогу сена.
    Собрался уже было докладывать руководству о ЧП, как боковым зрением увидел "кукурузник" метрах в двадцати от полосы.
    На следующий день состоялся разбор полётов. Спрашивают этого лётчика,как, мол, докатился до жизни такой, что сел за штурвал пьяным.
    А он говорит:
    - А я трезвый и не летаю, я на Ан-2 трезвым летать боюсь..."

  • Не знал о такой фишке. Очень даже правдоподобно. Но для своих пилотов ГА и МО они сообщают об этих хитрых поправках?

  • могу высказать предположение об аварии ТУ-134 под Петрозаводском. о"дебилизиру"показывали аудиосюжет о штурмане заводившем ТУ-134 на посадку в очень плохих метеоусловиях посредством GPS (АМЕРИКАНСКОЙ спутниковой навигационной системы). Но наши "американские друзья" имеют привычку вводить ошибки в навигационную систему в период военных действий,(врагов запутывают)в это время шла
    война в Ливии, и мне на работе приходилось корректировать данные времени с GPS в течении двух недель каждый день на множество нашего оборудования (наше оборудование к авиации отношения не имеет, но данные GPS используем круглосуточно). Ошибки в сигналы GPS вводились и в 80-х годах, когда это оборудование было редкостью, но на некоторых судах оно уже было установлено и ошибки определения места в этот момент достигали до 2-х миль (3.6 км). Это было и во время войны в Югословии в конце 90-х. Вот так.

  • Потому что всё делается через "главный орган" !

    Главный орган
    Как вешняя вода бегут года,
    И, выбросив в утиль язык Эзопа,
    Я вам скажу - не будет никогда
    Универсальней для России термина, чем Ж.ПА!..
    Терпения, усидчивости символ,
    В ней боль и радость, тайна бытия,
    И, чтобы не надрали Вашу сильно,
    Лизать чужую учат не тая...
    Грамматики законам не подвластна -
    (Не ею, а на ней, иль в ней сидим) -
    Она, как Родина - настолько, брат, прекрасна,
    Что выбираться из нее мы не хотим!..
    Как верная жена , всегда с тобою,
    Она - совсем как русская душа .
    Попробуйте сказать-ка нам иное,
    Мы возразим :- нет, наша хороша!..
    Дух приключений, что царит в Отчизне,
    Находит воплощенье в ней своё -
    В России ж.па - это образ жизни,
    И делается все через неё!..

  • На Ленте.ру недавно было интервью с Олегом Смирновым. Он ответил на все жгучие вопросы, досканально объяснил как профессионал высокого класса.Эта статья немножко похожа по теме,но уступает по уровню. Досадно, что авиапром "крякнул", а что не крякнуло? Даже малой авиации не стало или безнадёжно устарела и это на такой большой территории. Но "там, наверху",похоже, полный ажур - "главное, чтоб воля была к победе" ...на выборах.

  • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 7 ноября 2011 в 11:45 отредактирован 7 ноября 2011 в 11:48 Сообщить модератору

    Да уж... Если послушать СМИ, то почти один за одним. Не берусь судить о том, много это или мало, но вот мои наблюдения:
    Живу я в городе Алма-Ата, 2-миллионнике. Аэропорт естественно и не один есть. Пассажирский самолет с полным салоном упал в наших краях где-то в середине 60-х в местечке под названием "Красное поле". Не долетел до полосы километров 5. Все тогда погибли. Мне было лет 5 или 6.
    Сейчас мне 50. Самолеты над моим домом летают через день. Каждые 5-7 минут самолёт в небе идёт на посадку. В один из дней в небе видел сразу 3 пассажирских самолёта.
    Один на подлёте к городу, другой над городом и третий уже где-то над аэропортом.
    Простая арифметика: 186 дней х 24 часа х 10 х 45 лет = 2,009 миллиона самолётов за всё время. И ничего. Не упали. Мои друзья и знакомые живущие по долгу в разных городах России в том числе не жалуются, что у них самолёты падают.
    Малёха субъективно конечно, но в целом...
    Точно знаю, что на дорогах гибнет гор-раздо больше. Даже если учесть, что авто гор-раздо больше чем самолётов, то всё равно чрезвычайно впечатлительно. Ужасно много. И ничего! Статистика ведь! Подумаешь, население города миллионника каждый год исчезает. За то самолёты падают.

    • Евгений Востриков, я когда в Хабаровске жила, у меня над домом постоянно они летали (на посадку заходили). Тоже ни одного падения. Самолёт продолжает оставаться самым безопасным транспортным средством, сколько ни пытайся раскрутить тему "Самолётыпадают, людипогибли, всевмашину!!!"

      Интересно, что о постоянных ДТП никто не говорит как об общегосударственном кризисе, никто не воет, что все машины давно частные, собственников не найдёшь, скоро будет русский бунт.

    • Евгений Востриков, в статье речь совсем о другом. Те самолеты, которые упали, могли бы НЕ УПАСТЬ. Да и падения всегда вешают на погибших пилотов. У меня много друзей- пилоты гражданской авиации. Им информация больше доступна, и о некоторых авиакатастрофах рассказывали. И где ВПП невозможная, в колдобинах и ямах, где диспетчеры смотрят в монитор- видят фигу и в каком состоянии сами машины. Об этом в новостях не скажут, а скажут, что пилот был пьян.
      А глобально про самолетостроение- ИЛы не производят (под смешным предлогом запада о шумности двигателей), ЯКи тоже. ТУшек сделали единицы. А всё для того, чтоб процветали боинг и аэрбас.

      • Оксана Оксик, я не знаю и не могу знать почему падают самолёты. Я не специалист. По этому и комментарий мой немного не в тему. А кормилово информационное разношёрстное и источника на который можно было бы опереться нет. Может быть он и есть, но в потоке реки ручья не разглядеть. Вот и вы где-то, как-то, диспетчеры, колдобины. Река. Для меня это домыслы. Потому как без аргументов. Аргумент один - вы что, не видите что в стране происходит? Какая мать своего сына не защищает?
        Поймите правильно, я не копаю и не гноблю никого. Я не специалист. Но это не значит, что я ща уши развешаю и буду слушать всех подряд. Я субъективен. Я пишу о том, что вижу. Мои слова легко проверить. А ваши?

  • Проблемы частные есть результат общесистемного кризиса общегосударственного.

    • Вячеслав Чермных, пока еще кризис системы не дошел до конечной точки. Держимся за счет углеводородов и нанотехнологий Но когда система не выдержит, то будет бессмысленный русский бунт. а там самолеты нужны будут лишь для того чтобы смотаться за пределы пылающей страны

      • Михаил Берсенев, конечно не дошёл. Конечная точка- крах системы. Скажем в 1981 г. кризис социализма уже был, но власти его в упор видеть не желали. В 1985 году уже и им "рулевым" стало ясно, "чо рулять не в туды", задёргались. А в 1991 - дорулились.
        Так вот и сейчас, кризис уже шагает по стране. Власть делает вид, что его не видит...

  • В данном случае, вроде бы, самолет и ни при чем был.

    Оценка статьи: 5