Валерий Яковлев Грандмастер

Что ещё сделал «отец» атомной бомбы Игорь Васильевич Курчатов?

Все знают Игоря Васильевича Курчатова как «отца» атомной бомбы. Но журналисты больше представляют его великолепным организатором, чем учёным физиком. А атомные секреты считаются украденными за рубежом. О его научных работах, как физика, знают гораздо меньше. А без них не было бы Курчатова-организатора. Что же он сделал для науки?

Памятник И. В. Курчатову в городе Озёрск Челябинской области Фото: ScriptMaster, по лицензии CC BY-SA 3.0

Но сначала он родился — 12 января 1903 года. В 1923 году окончил физико-математический факультет Крымского университета.

В начале 1924 года появилась первая научная работа Курчатова — о радиоактивности снега. А с 1925 по 1930 год с коллегами по Ленинградскому физико-техническому институту под руководством А. Ф. Иоффе он занимается диэлектриками. В результате этих работ был открыт новый класс диэлектриков — сегнетоэлектрики.

В 1931−32 годах провёл ряд исследований по физике полупроводников — изучал фотоэлементы с запирающим слоем. В 1934 году за работы по сегнетоэлектрикам, диэлектрикам и полупроводникам Игорю Васильевичу Курчатову присуждается степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации.

Игорь Курчатов в 1929 г.
Игорь Курчатов в 1929 г.
Фото: общественное достояние, ru.wikipedia.org

В 1932 году Курчатов начинает заниматься ядерной физикой. К этому времени ярко проявляются его таланты создателя и руководителя научных коллективов.

Совместно с сотрудниками создаёт в 1933 году высоковольтную установку и ускоритель протонов. В 1934 году начинает исследования по физике нейтронов. Вместе с коллегами открывает в 1935 году явление ядерной изомерии у брома. Проводит исследования ядерных реакций быстрых и медленных нейтронов. Доказывает захват нейтрона протоном.

С 1939 г. начинает изучать деление тяжёлых ядер. В 1940 году под руководством Курчатова его ученики совершают научное открытие самопроизвольного деления ядер урана. В этом же году Курчатов доказал возможность и осуществил цепную ядерную реакцию в системе урана с тяжёлой водой.

С начала войны Курчатов работает над проблемой защиты кораблей от магнитных мин, что позволило уменьшить потери флота. В это время его лаборатория эвакуируется в Казань.

Курчатов (стоит в центре) в Британском ядерном центре «Харуэлл», 26 апреля 1956 г.
Курчатов (стоит в центре) в Британском ядерном центре «Харуэлл», 26 апреля 1956 г.
Фото: общественное достояние, ru.wikipedia.org

В конце августа 1942 г. Государственный комитет обороны принимает решение о развёртывании работ по физике ядра. В одном из зданий во дворе Казанского университета создаётся секретная «Лаборатория № 2». В начале 1943 года она переезжает в Москву сначала на Ходынское поле, а потом на берег реки Москвы недалеко от Серебряного бора. 30 лет спустя в казанском здании обнаружились следы радиации, и нам, как специалистам, пришлось заниматься их дезактивацией.

В 1943 году Курчатов с сотрудниками лаборатории разрабатывает теоретические и экспериментальные методы, необходимые для разработки ядерных реакторов. Разведданные об американских исследованиях в этой области способствовали ускорению работ, но не содержали ключевых идей.

В декабре 1946 года был запущен первый в нашей стране уран-графитовый реактор. На его базе позднее были созданы атомная (1949) и водородная (1953) бомбы.

Памятник Курчатову «Расщеплённый атом» в Челябинске на площади Науки
Фото: Дмитрий Шипуля, общественное достояние, ru.wikipedia.org

В 1954 году под непосредственным руководством ученика Курчатова Д.И.Блохинцева запускается первая в мире атомная электростанция. Другие его ученики в эти же годы создают атомные реакторы для подводных лодок (1958) и первого в мире атомного ледокола (1959). В 50-е же годы под руководством Курчатова начинаются исследования по проблеме управляемого термоядерного синтеза.

Умер известный ученый и талантливый человек Игорь Васильевич Курчатов 7 февраля 1960 года в возрасте всего 57 лет.

Статья опубликована в выпуске 7.02.2008