• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Аб Грандмастер

Может ли компьютер передавать запахи?

Для виртуальной реальности уже есть весьма совершенные шлемы, позволяющие почувствовать себя правдоподобно внутри визуально наблюдаемого объекта. Например, внутри компьютерной игры.

Фото: Free-Photos, pixabay.com

Разумеется, визуальным объектом может быть что угодно — природный ландшафт, внутренность звездолета, футуристическое жилое помещение будущего… Тут нет ограничений для программистов.

Это очень интересное направление — мнимая реальность, в которой человек со шлемом чувствует себя не только наблюдателем, но и активным персонажем. Скажем, в навороченных компьютерных играх. Есть приспособления, которые позволяют ощутить физические или механические действия — рукопожатие, толчок, поглаживание и так далее.

Все это даже не мнимо, а вполне ощутимо передают пользователю в шлеме устройства, моделирующие тактильные ощущения. Причем точно такими ощущениями, как их намерен сделать другой пользователь. Существует уже даже своего рода корсет, передающий пользователю удары кулака. Конечно, синяков тут нет, но участник игры чувствует себя вполне реальным бойцом, в которого попали кулаком.

Может ли компьютер передавать запахи?
Фото: Depositphotos

Единственное, что не удавалось воссоздать в виртуальной компьютерной реальности — так это запахи. А без них не очень-то верилось в то, что вы находитесь на цветущем летнем лугу или внутри магазина, где идет демонстрация новых духов с распылением их в воздухе. То есть подсознательно можно было предположить запах луга или представить себе запах духов, видя открытый флакон с ними, но иллюзия эта зависела от воображения и жизненного опыта человека. Если вы никогда не были на лугу в пору его цветения, то как вы представите себе запахи его? Представить что-то можно довольно легко зрительно, но представить себе запахи — задача не из простых, и по силам далеко не каждому.

Ситуация с виртуальным миром сейчас примерно такая, как довольно давно было с немым кино, где на белом полотнище экрана на зрителей мчался паровоз и его грохот надо было себе представить. Если зритель никогда не видел паровоза, то и издаваемый им шум не мог себе представить. То же самое и с виртуальной реальностью — хочется не только визуально быть «внутри» объекта, но и чувствовать, чем он пахнет.

Может ли компьютер передавать запахи?
Фото: danmo, pixabay.com

Короче, не решаемая задача? Для программистов — да, поскольку кодом запахи не создать. Но для разработчиков «железа» компьютеров направление с решением сформировалось еще несколько лет назад.

А именно — программа виртуальной реальности запахи не создает, но она «включает» в нужной последовательности ароматические пульверизаторы, смешивает затем с помощью мини-вентиляторов запахи, и пользователь своим обонянием чувствует ароматы, которые должны быть в виртуальной реальности упомянутого выше парфюмерного магазина или на цветущем лугу.

Принцип не новый. В ХХ веке его использовали в некоторых кинотеатрах США при демонстрации «морских» фильмов: по ходу сеанса в зрительный зал поступали освежающие запахи, близкие к запахам морского прибоя. Но новинка не получила распространения из-за дороговизны имитации.

В XXI веке американцы решили пойти тем же путем, но на более современном уровне. В частности, компания «DigiScents» в 2000 году предложила «научить» компьютер издавать запахи синхронно с источниками их в видеофайле. Для этого специалисты компании разработали позже приставку из множества небольших контейнеров с ароматами, которые программа на определенное время открывала и закрывала, а вентилятор смешивал все в единый запах.

Устройство получило название «iSmell». В дальнейшем оно было усовершенствовано и приобрело вид сменного картриджа с микрокапсулами ароматов. К сожалению, ароматические картриджи стоят пока весьма дорого. Но направление у компании верное — компьютеры ведь тоже были раньше очень дорогими. По мере же их развития цена стала падать. Сейчас редко у кого нет компьютера.

Если учесть то, что сменные картриджи запахов легко подсоединить к компьютеру через USB, то очень вероятна ситуация появления видеофильмов и игр виртуальной реальности с заранее написанными «дорожками» под запахи. Тут уже дело лишь за покупательским спросом.

Статья опубликована в выпуске 27.05.2018
Обновлено 6.10.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: