В этих случаях наша фантазия дорисовывает то, что остаётся за кадром — мы видим некие образы, созданные нашим воображением, — другие миры, в которых мы никогда не бывали. Миры эти могут быть красивыми и добрыми, как в сказочных фэнтези, но могут превратиться и в страшный апокалипсический триллер или в социальную антиутопию.
Частенько музыканты создают концептуальные альбомы на основе написанных книг, но могут развивать и свои идеи. Много идей витает в воздухе, надо просто ухватиться за одну из них, остальное — дело техники. А с техникой у профессионалов проблем обычно нет. Музыканты довольно часто обыгрывают различные мифы — и это традиция: создавать свои фентези-шедевры, опираясь на древние легенды и сказания.
Музыка в фантастических композициях играет важную роль, она правит балом на этом празднике. Но не у всех исполнителей. Взять, к примеру, Большого Гуру из «Аквариума» — у него очень много песен с элементами фэнтези, и самая известная из них «Город Золотой». Есть ещё одна, не менее известная — «Десять стрел на десяти ветрах». Музыкальное оформление в ней, как и в других творениях Гребенщикова, практически отсутствует, но есть в каждой из песен загадочные тексты, есть магия мелодики, есть, наконец голос БГ, такой чарующий, зовущий в свой мир. Не только в песнях «Аквариума», но и практически во всех композициях русскоязычных исполнителей воздействие на человека идёт не через аранжировки, а через живой голос и через текст.
А сейчас я хотел бы поговорить о весьма популярном в своё время коллективе из Германии, музыкальный стиль которого критики чаще всего называют электронным роком.
Kraftwerk
Группа Kraftwerk («Электростанция») была образована в Германии в 1970 году двумя музыкантами, Флорианом Шнайдером и Ральфом Хюттером, но известной стала как квартет, когда в неё вошли Вольфганг Флюр и Карл Бартос. Первоначально называлась она Organisation.
Любителям гитар с жёстким саундом скажу сразу — музыка этой группы полностью электронная, гитары отсутствуют, жёстких рифов нет. Хотя постойте-ка, нет, в первом составе (ещё в Organisation) у них была бас-гитара; только в четвёртом составе Kraftwerk появилась гитара; в пятом составе снова вернулась бас-гитара; шестой и седьмой состав полностью электронные; в восьмом снова мелькнула гитара и тут же испарилась, причём навсегда. Несмотря на всю серьёзность основной массы композиций и альбомов в целом, музыка всегда оставалась танцевальной — по крайней мере, она казалась таковой.
Альбомы были в основном концептуальными, посвящёнными какой-нибудь конкретной теме. Музыка необычна для своего времени, Ральф Хюттер о ней говорил так: «Динамика машины, душа машины — это самая важная часть нашей музыки. Постоянное повторение вызывает состояние транса, а каждый индивидуум ищет возможность впасть в транс — в сексе, в развлечениях, в мире чувств… Но только машины изготовляют абсолютно безупречный транс».
Кстати сказать, это не пустая фраза, ребята действительно считали себя инженерами, обслуживающими некую музыкальную лабораторию. На гастролях в Австралии с Флорианом случилось нечто непонятное — он спрятался среди зрителей в зрительном зале, а когда его всё-таки отыскали, наотрез отказался выходить на сцену. Как оказалось, он находился в глубокой депрессии и был уверен, что группе он больше не нужен.
Иными словами, Kraftwerk начали потихоньку сходить с ума, они становились жертвой собственной пропаганды, то есть поверили, что всю их музыку действительно делают машины. Но это всё в будущем, а сначала были ранние альбомы, были ранние концерты и были сногсшибательные эксперименты, которые дали старт головокружительному взлёту Kraftwerk.
Альбом «Автобан» был переломным моментом. И кто бы мог подумать, что студентами Дюссельдорфской консерватории может быть создано то, что было ими создано! Этот альбом был рождён на заре новых технологий. Время диктовало свои условия — музыка тоже должна быть новой. Футуризм и психоделик — вот основной сплав, вот из чего сотканы ритмы «Автобана». «Wir fahr’n fahr’n fahr’n auf der Autobahn», — поют ребята из Дюссельдорфа, и им подпевает весь мир.
Согласно легенде, музыканты ездили по дорогам с включённым в режиме записи магнитофоном и выставленным наружу микрофоном, а потом возвращались в студию и пытались воссоздать урбанистические звуки при помощи электронных инструментов, и у них это получалось. «Wir fahr’n fahr’n fahr’n auf der Autobahn», — поют они на фоне искусственно синтезированных городских звуков, хотя в то время многие думали, что это просто запись дорожных шумов с наложенными на них звуковыми дорожками музыкальных инструментов.
Музыка, конечно, была несколько монотонна, но это простительно для новаторов — до них никто не делал ничего подобного. Главное, что эта музыка отозвалась в сердцах многих — целое поколение музыкантов выросло на Kraftwerk, очень много людей переняло и стало развивать новый жанр и даже адаптировало его под поп-музыку.
Нет, «Автобан» не был лучшим альбомом Kraftwerk, но первой ласточкой, трамплином для более полноценных и более законченных работ он стал однозначно.
Во второй части статьи мы узнаем, как развивалось дальше творчество этой неординарной музыкальной группы.
Про "смазанные шпингалеты" на нужных окнах первого этажа всё верно сказано, у нас в общаге МИФИ на Каширке те же самые...