• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Заградотряды на войне. Была ли в них реальная необходимость?

Не меньше чем штрафные части, массой слухов и домыслов «обросли» заградительные отряды, активно использовавшиеся в годы Великой Отечественной войны. Подобные отряды не были изобретением сталинского режима, их создание было обусловлено реальной обстановкой на фронтах и в тылах Действующей армии, сложившейся в первый период войны.

Стоит учесть, что термином «заградительный отряд» назывались различные подразделения, в том числе и те, что выделялись в тактический резерв, создавались для борьбы с танками противника, обороны участков передовой линии, где был возможен прорыв, и т. п. Спецотряды с подобным названием создавались в погранвойсках для усиления защиты границы. Но речь в статье пойдет не о них, а о специальных отрядах, предназначенных для предотвращения паники, бегства бойцов с передовой, выявления дезертиров и диверсантов, наведения порядка в ближайшем войсковом тылу.

Заградотряды стали создаваться в войсках уже в первые дни войны по инициативе командиров на местах. Тогда НКВД не имело к ним никакого отношения. В спецотряды, выполнявшие функции заградительных, армейские начальники объединяли отступавших с войсками пограничников. Большинство же подобных отрядов формировали из опытных солдат и офицеров обычных строевых частей. Естественно, что им не ставились задачи расстреливать отступавших, а требовали принимать все меры к возвращению их в боевые порядки, выявлять дезертиров, диверсантов и т. п.

Уже в конце июня 1941 года была издана специальная директива Наркомата обороны СССР, в соответствии с которой предусматривалась «организация подвижных контрольно-заградительных отрядов на дорогах, железнодорожных узлах, для прочистки лесов и т. д., выделяемых командованием с включением в их состав оперативных работников органов Третьего управления с задачами:
а) задержания дезертиров;
б) задержания всего подозрительного элемента, проникшего на линию фронта;
в) предварительного расследования, производимого оперативными работниками органов Третьего управления НКО (1−2 дня) с последующей передачей материала вместе с задержанными по подсудности».

НКВД приступило к формированию собственных заградотрядов только с 19 июля, создавая при особых отделах дивизий и корпусов специальные стрелковые взводы, при особых отделах армий — роты, при особых отделах фронтов — батальоны. Уже через 10 дней в директиве Управления особых отделов НКВД СССР отмечалось, что «одним из серьёзных средств выявления засылаемых к нам агентов германской разведки являются организованные заградительные отряды, которые должны тщательно проверять всех без исключения военнослужащих, неорганизованно пробирающихся с фронта в прифронтовую полосу, а также военнослужащих, группами или в одиночку попадающих в другие части.
Однако имеющиеся материалы говорят о том, что работа заградительных отрядов ещё недостаточно организована, проверка задержанных лиц проводится поверхностно, зачастую не оперативным составом, а военнослужащими».

Из этих документов видно, что создавать заградотряды и определять порядок их действий приходилось буквально в авральном режиме, так как к развитию ситуации на фронтах, когда отступление станет массовым, а зачастую и неорганизованным, заранее не готовились.

Ситуация оказалась столь сложной, что в начале сентября к её решению вынуждена была подключиться Ставка Верховного главнокомандования. В директиве, которую она направила в войска, отмечалось: «Опыт борьбы с немецким фашизмом показал, что в наших стрелковых дивизиях имеется немало панических и прямо враждебных элементов, которые при первом же нажиме со стороны противника бросают оружие, начинают кричать: „Нас окружили!“ и увлекают за собой остальных бойцов. В результате подобных действий этих элементов дивизия обращается в бегство, бросает материальную часть и потом одиночками начинает выходить из леса. Подобные явления имеют место на всех фронтах».

По решению Ставки в дивизиях создавались заградотряды из надёжных бойцов, численностью до батальона. Их задачами «считать прямую помощь комсоставу в поддержании и установлении твёрдой дисциплины в дивизии, приостановку бегства одержимых паникой военнослужащих, не останавливаясь перед применением оружия, ликвидацию инициаторов паники и бегства, поддержку честных и боевых элементов дивизии, не подверженных панике, но увлекаемых общим бегством».

Кстати, порядок применение оружия неоднократно разъяснялся в специальных документах. Никогда не требовали применять его против всех бегущих с передовой. Так, в приказе НКВД разъяснялось, что «в особо исключительных случаях, когда обстановка требует принятия решительных мер для немедленного восстановления порядка на фронте, начальнику особого отдела предоставляется право расстрела дезертиров на месте. О каждом таком случае начальник особого отдела доносит в особый отдел армии и фронта».

Как правило, выстрелов в воздух, а при необходимости расстрел на месте одного-двух организаторов паники оказывалось достаточно, чтобы остановить бегущих с передовой, отправить их назад на позиции или сформировать их в группы для передачи в строевые части. По воспоминаниям фронтовиков, заградотряды практически мгновенно прекращали панику, после чего большая часть бойцов возвращалась на передовую и впоследствии воевала стойко.

Из армейских заградотрядов обычно выделялись подразделения численностью от взвода под командованием офицера, которые располагались за позициями второго эшелона частей (0,5−2 км. от передовой). Заградотряды НКВД действовали, как правило, в тылу частей, выделяя небольшие группы военнослужащих в пикеты, патрули, засады, пункты проверки документов и т. п.

К концу 1941 года, когда случаи массовой паники в войсках стали редкими, отступления в большинстве случаев проводились организованно и по приказам, на ряде направлений начались наступательные действия, значительная часть армейских заградотрядов была расформирована, а заградотряды НКВД стали действовать в прифронтовой полосе, сосредоточившись на выявлении дезертиров, шпионов и диверсантов.

К массовому формированию заградотрядов в армии пришлось вернуться летом 1942 года, когда катастрофическая обстановка сложилась на сталинградском направлении. В изданном тогда приказе № 227 «Ни шагу назад!» предусматривалось «сформировать в пределах армии 3−5 хорошо вооружённых заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникёров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной».

На всех фронтах тогда было создано 193 заградительных отряда. О том, что действовали они весьма эффективно, свидетельствует справка Особого отдела НКВД о деятельности заградительных отрядов Сталинградского и Донского фронтов: «Заградотрядами с 1 августа по 1 октября 1942 года задержано 140 755 военнослужащих, сбежавших с передовой линии фронта. Из числа задержанных:
 — арестовано 3 980 человек;
 — расстреляно 1 189 человек;
 — направлено в штрафные роты 2 776 человек;
 — направлено в штрафные батальоны 185 человек;
 — возвращено в свои части и на пересылочные пункты 131 094 человека».

Как видим, практически всех задержанных возвращали на передовую, расстреляно было менее одного процента. Летом и осенью 1941 года расстрелы применялись немного чаще. По состоянию на 1 октября 1941 года заградотрядами НКВД было задержано 657364 военнослужащих, отставших от своих частей и бежавших с фронта, из которых «по постановлениям особых отделов и по приговорам военных трибуналов расстреляно 10201 человек», что составляет чуть больше 1,5 процентов. Архивные документы, а практически все случаи применения оружия документировались, подтверждают, что утверждения о массовых расстрелах заградотрядами отступающих бойцов — не более, чем вымысел. Кстати, нередко и самим заградотрядам приходилось вступать в бой с фашистами и даже воевать в окружении.

В отдельных публикациях можно встретить информацию, что заградотряды чуть ли не в обязательном порядке стояли за позициями штрафников и даже оружием гнали их в наступление. Фронтовики это не подтверждают. Писатель Владимир Карпов, воевавший в штрафной роте, так отреагировал на подобное утверждение: «Нас действительно посылали на самые тяжелые направления. Но у нас не было никаких заградотрядов, как показано в фильме (имеется в виду сериал „Штрафбат“). Думаю, если бы такой заградотряд у нас за спиной появился, мы тут же постреляли бы его к чертовой матери».

С 1943 года, когда после Курской битвы началось решительное наступление, количество заградотрядов в армии стало снижаться, в 1944 году необходимость в них отпала окончательно, и к концу года они были расформированы.

Война всегда безжалостна и кровава. В ходе боев зачастую возникает необходимость принятия жестких и даже жестоких мер в отношении собственных военнослужащих, подверженных панике или пытающихся дезертировать, и действия заградительных отрядов тому пример. Подобные подразделения, как штатные, так и временно создаваемые, имелись и в армиях других стран, включая и фашистскую Германию.

Статья опубликована в выпуске 2.05.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Думаю, не все из задержанных были сбежавшими...

    Оценка статьи: 5

  • Все равно считаю что заград отряды внесли свою лепту в победу! У меня 2 прадеда воевали, один из них во время гражданской командовал ротой, он всегда говорил приказ есть приказ его надо выполнять, и в плен не сдаваться лучше пулю себе в лоб чем в плен...а еще один дед воевал, его в 16 лет призвали, он воевал в прифронтовой полосе...можно сказать в заград отряде...в начале войны много стреляли своих, а уже когда СМЕРШ появился стали вести с беглецами разъяснительные работы приводить в чувство, так сказать 100 грамм перед боем как ни как весь страх не усмерят...

  • Коллеги, спасибо.

  • Владимир Рогоза, получилась интересная и убедительная статья.

    Оценка статьи: 5

  • На всех фронтах тогда было создано 193 заградительных отряда. О том, что действовали они весьма эффективно, свидетельствует справка Особого отдела НКВД о деятельности заградительных отрядов Сталинградского и Донского фронтов
    К вопросу о критике источников. Посмотрите, вот эта справка ("Справка ОО НКВД СТФ в УОО НКВД СССР о деятельности заградительных отрядов Сталинградского и Донского фронтов") датируется временем не ранее 15.10.1942.
    В тексте есть фраза: "Заградительными отрядами с начала их сформирования (с 1 августа по 15 октября с.г.) задержано 140755 военнослужащих, сбежавших с передовой линии фронта"
    Между тем фронты Донской и Сталинградский одновременно существовали лишь в следующих временных пределах: с 30.09.42 до 31.12.42
    Донской был переименован 30.09.42 из Сталинградского, существовал до 15.02.43; Сталинградский был образован 12.07.42, с 30.09.42 был переименован из Юго-Восточного, и существовал до 31.12.42.
    То есть до определенного момента одного из указанных фронтов вовсе не было, затем он возник - из первого, а первый тем временем дал свое имя третьему.
    Справка же все эти реорганизации не учитывает, она просто фиксирует ситуацию на конкретное мгновение. Получается, что для реального подсчета перемещения реальных количеств людей эта справка не дает никакой информации. Между тем все истории о заградотрядах - и эта статья тоже - опираются именно на эту справку. Получается, других документов нет?
    Так вот, по моему глубокому убеждению, эта справка, не имеющая даже точной датировки, не может свидетельствовать ни о чем. Она просто вводит всех в заблуждение - наличием некруглых ("некруглость", конечно, должна убеждать более всего) циферок.

  • Владимир Рогоза, статья объективна, взвешенна и спокойна, без всхлипов, заламывания рук и причитаний. Именно так, как надо. Оценки соотнесены с труднейшим положением на фронтах, с пониманием необходимости принимать все меры для поднятия боеспособности частей. Вот в этом дело, а не то, что там все "зверюги", или как Воробьев выразился о войне с участием русичей, которая всегда особо кровава и безжалостна. Да потому что враги безжалостны она кровава, а не потому, что русичи! Любим мы вымазать себя погрязнее, и порассуждать со стороны.

    Оценка статьи: 5

  • Война - это война. Сражение надо выигрывать. А загрядотряды существовали наверное с каменного века.
    "«Ганнибал, войско которого состояло из карфагенян и вспомогательных отрядов различных народов, поставил в первой линии 80 слонов, во второй поместил вспомогательные войска, за которыми шли его карфагеняне, а в самом тылу оставил итальянцев, на которых не полагался. Построение это было рассчитано на то, чтобы вспомогательные войска не могли бежать, так как перед ними был неприятель, а сзади им закрывали дорогу карфагеняне; поэтому им волей-неволей приходилось по-настоящему сражаться, и Ганнибал надеялся, что они опрокинут или, по крайней мере, утомят римлян, а он в это время ударит на них свежими силами и легко добьет уже уставшие римские войска».
    Н. Макиавелли Военное искусство. Книга 4.

    «В войнах китайцы использовали и заградительные отряды. Во время сражений было три ряда всадников. Если передний ряд отступал, задние ряды могли закалывать отступавших, не давая возможности бежать. …
    При штурме османами Константинополя (1453 год) первую волну образовали башибузки (многоязычное нерегулярное войско). Их ударами плетей и железных прутьев подгоняли вперед шедшие за ними шеренги военной полиции. …
    В Византии идея заградительных отрядов была заложена в структуре боевых порядков, который состоял из двух линий. В этом случае воины первой линии сражались храбрее, никто из первой линии не мог убежать, так как находился на глазах воинов и командиров второй линии. Военное право Византии носило устрашающий репрессивный характер. Из 20 статей военно-уголовного кодекса «Стратегиконе» Маврикия смертная казнь исключалась только в 5 статьях»." Тут

    Оценка статьи: 5

  • где-то тут вместо более написано бЕлее

    • Люба, спасибо, исправил.
      Фактов, когда в годы войны отдавались преступные приказы, ведшие к неоправданным потерям, было много. Не мало было случаев беззакония со стороны сотрудников НКВД и различных должностных лиц.

      В статье речь идет только о деятельности заградотрядов. Думаю, что были случаи беззакония и необоснованного применения оружия и с их стороны. В массе своей заградотряды состояли из обычных строевых солдат и офицеров, которые уже участвовали в боях и знали сколь опасна паника, приводящая к образованию брешей в обороне и её прорыву противником, что всегда приводит к громадным жертвам. В такой ситуации трудно было требовать от них беспристрастного отношения к трусам и паникерам.
      Заградотряды были необходимой и жестокой, но временной мерой, как только случаи массового бегства с передовой в период отступлений и оборонительных боев прекращались, их расформировывали. В ходе наступления они были не нужны, так как задачи "оружием поднимать солдат в наступление" им никогда не ставили.

  • В ходе боев зачастую возникает необходимость принятия жестких и даже жестоких мер в отношении собственных военнослужащих
    То есть ответ на вопрос заголовка - да, была такая реальная необходимость. А от этого - полшага до иных выводов. И - до оправдания зверюг.
    расстреляно было менее одного процента - это не проценты расстреляны, а 1189 человек. Это начало войны, это всеобщая паника, охватившая всех - от верховного главнокомандующего до последнего окруженца. Не удается как-то абстрагироваться, увидеть в убитых людях проценты. Мне, во всяком случае.
    Цитата из писателя Карпова некорректна. Я - о его "думаю". "Думаю" тут не прокатывает. Вот цитата из Николая Никулина - он общается с немцем спустя годы после войны:
    читать дальше →


    Вот такие они, ваши проценты...

    • Что называется, не могу молчать.
      Все эти приказы, воспоминания маршалов несут, конечно, информацию, но половинчатую. Они вроде как о том - как должно быть. Но не о том, как было. Они не содержат окопной правды.
      А проверять-то себя этим солдатским массам приходилось именно по ней, по окопной правде.
      Помню, в далекие семидесятые годы, в восьмом классе была отправлена с прочими одноклассниками записывать воспоминания участников войны. И увидела, что вспоминать эти участники не хотят. Выкладывают медали и ордена, показывают фотографии, но чтоб рассказывать - нет, обходятся только хронологической канвой. Когда откуда мобилизовали, как это происходило - это говорят. А вот о том, что было там - не говорят.
      Дальше были воспоминания Жукова, которые все принялись читать - и принялись вспоминать войну по ним. К кому б ни обратилась - все Жуков прет!
      Вот писатель Карпов пишет - думает, что если бы их, штрафников, заградотряды бы, так они бы этим бы заградотрядам бы! А искусствовед Никулин в своем дневнике, в августе 1943 года, фиксирует "гимн танкиста":
      Как-то вызывает меня особотдел:
      — Что же ты, мерзавец, с танком не сгорел?
      — А я им говорю,
      В следующий раз уж обязательно сгорю...

      А дальше - в том же дневнике:
      "Лейтенант отползает в сторону, а через минуту возвращается бледный, волоча ногу. Ранило. Вспарываю сапог. Ниже колена — штук шесть мелких дырочек. Перевязываю. Он идет в тыл. До свидания! Счастливо отделался!.. Однако в душе у меня смутное сомнение: таких ран от снаряда не бывает. Ползу в ту воронку, куда уходил лейтенант. И что же? На дне лежит кольцо от гранаты с проволочкой... Членовредительство. Беру улики и швыряю их в воду на дне соседней воронки. Лейтенант ведь очень хороший парень, да к тому же герой. Он получил орден за отражение танковой атаки в июле 1941 года, на границе. Выстоял, когда все остальные разбежались! Это что-нибудь да значит. Теперешний же срыв у него неслучаен. Накануне он столкнулся в траншее с пьяным майором, который приказал ползти к немецкому дзоту и забросать его гранатами. Оказавшийся тут же неизвестный старший сержант пробовал возражать, заявлял, что он выполняет другое приказание. Рассвирепевший майор, не раздумывая, пристрелил его. Лейтенант же пополз к доту, бросил гранаты, не причинившие бетонным стенам никакого вреда, и чудом выполз обратно. Он вернулся к нам с дрожащими глазами, а гимнастерка его была бела от выступившей соли. Бесполезный риск выбил лейтенанта из равновесия и привел к членовредительству..."
      Вот окажись на месте Никулина шкура-особист - прибавился бы тот лейтенант к "процентам": самострельщик...

  • ставить с подобной задачей отряд из нескольких десятков человек за спиной у 2-3 сотен вооруженных и готовящихся к наступлению солдат – откровенная глупость.

    +1.
    Но если готовятся не к наступлению, а к отступлению - иногда достаточно одного смелого человека с лицензией на убийство (с).

    Война всегда безжалостна и кровава

    Да. Но война с участием Русичей всегда особо безжалостна и кровава. В отношении своих.

    Вобщем, ждемс
    статью на эту тему.

    Оценка статьи: 5