• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Русский характер. Каковы исторические предпосылки? Часть 1

Русский характер: в чем его загадка? Если речь вести о менталитете, то правильно ли его называть русским? Как формировался народ, обладающий этим характером? Для ответа на эти вопросы необходимо провести исторический обзор и определить, чем наш менталитет обусловлен.

Vphoto, Shutterstock.com

Племена, населявшие равнинные просторы Северного Причерноморья, — от устья Дуная до восточных окрестностей Каспийского моря — могут, как считают историки, называться праотцами восточных славян. Список этих племён и народов очень велик, ведь в период с V века до нашей эры до V века от Рождества Христова происходила постоянная смена народов, совершенно разных не только по жизненному укладу, но и по национальным и языковым принадлежностям — от германских до центрально-азиатских.

Если сократить этот список лишь до тех представителей, господство которых было наиболее долговременно и представительно, то общую картину можно изложить следующим образом.

Киммерийцы, населявшие северное причерноморье, гонимые скифами, пришедшими с восточного Прикаспия, были вынуждены захватить Малую Азию и расселиться там, смешавшись с местным населением. Скифы, в то время народ кочевой, не применявший земледелия, как пишет Н. М. Карамзин, не знал никаких искусств, кроме одного: «везде настигать неприятеля и везде от них скрываться».

Столь опасное соседство, однако, не мешало существованию на побережье современного Крыма греческих поселений. Скифы довольно терпимо относились к ним и впоследствии заимствовали у греков «первые начала гражданского образования». Уже далее смесь греков и кочующих скифов, жившая оседло на берегах Днепра, занималась земледелием и торговала хлебом. Геродот пишет и о других, нескифских племенах, живших в 800 вёрстах севернее Чёрного моря — андрофагах и меланхленах. У тех и у других процветал каннибализм.

Между тем и у скифов тоже имели место суровые обычаи «пить кровь убитых неприятелей, употреблять их выделанную кожу в одежде, из черепов изготовлять сосуды». Они практически не боялись никаких соседей и врагов, поклонялись богу войны в образе меча как главному богу. Могущество скифов начало ослабевать после победоносных походов Филиппа Македонского — они были вытеснены с юго-запада гетами и с севера сарматами, частично смешавшись с ними. Сарматы, включавшие в себя два основных племени — роксоланов и языгов, потеснили, в свою очередь, римские легионы: роксолане в Дакии, а языги опустошили Центральную Европу. Почти в то же время земли от Чёрного до Каспийского морей населили аланы. Эти варвары с успехом грабили Армению, Мидию, а в Европе берега Азовского и Чёрного морей. Наконец, ко всему этому «букету» с севера, от Балтийского моря, приблизились германские племена во главе с готами. Эти немцы в буквальном смысле опустошили Фракию, Македонию и Грецию.

Готский историк VI века Иорнанд пишет, что германцы победили и венедов, которые проживая в соседстве с балтийскими народами, «славились своею многочисленностью, но не умением воевать». Венеды являлись единоплеменниками славян, предков русичей.

Далее, в конце IV века, к нам пожаловали гунны из областей Приуралья. Поработив германцев, не обошли они и венедов с аланами — наших предков. Со временем держава гуннов, потесненная с запада всё теми же готами, ещё какое-то время держалась между Днестром и Дунаем, а затем исчезла вовсе, растворившись в коренных народах. И вот, начиная с VI века, на сцену истории, наконец, выходят славяне.

Это обозрение красноречиво показывает, какой «ядовитый компот» имели честь представить наши предки — славяне. Этот народ отличался воинственностью, дерзостью и своим основным, ошеломлявшим соседей качеством — непредсказуемостью.

Как пишет Карамзин, «ни сарматы, ни готы, ни самые гунны не были для империи ужаснее славян. Иллирия, Фракия, Греция, Херсонес — все эти страны были их жертвами». В то же время это славянам не помешало в 495-м году дружелюбно пропустить через свои земли немцев-герулов, разбитых лонгобардами в нынешней Венгрии и бежавших к Балтийскому морю. Будущая история буквально «кишит» фактами и датами военных действий славян с потомками этих самых немцев.

Ещё одна характерная для славян черта — они обожали знамёна и поклонялись им. Они считали, что в военное время знамёна святее всех святых идолов. У балтийских вендов знамя стояло в Святовидовом храме и считалось богинею, которая давала право не только нарушать законы, но даже оскорблять и самих идолов. Уже в царские и советские времена мы знаем немало геройских поступков при спасении знамен.

Многие черты современного нашего характера ясно проявлялись в эпохах. Это наглядно демонстрируют факты нашей истории. Неординарность и непредсказуемость действий, присущие нашим предкам, нашли особо яркое подтверждение уже с приходом Рюриковичей.

Сейчас трудно восстановить детали прихода скандинавов к власти над русичами, но летописи исключают какие-либо сомнения в этом совершенно необъяснимом и, наверное, невозможном бы для других народов историческом факте. Как пишет Нестор, «славяне добровольно уничтожают своё древнее, народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями».

Далее приводится послание славян новгородских, кривичей, веси и чуди с посольством за море: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Так в 862-м году пришли братья Рюрик, Синеус и Трувор со своим окружением.

Продолжение следует.

Статья опубликована в выпуске 18.11.2011
Обновлено 17.09.2015

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вопрос у автору: Вы господ Е.Классена и Г.Миллера, а также М.В. Ломоносова не пробовали перечитать? Или Вы доверяете только Википедии и Карамзину?

    Согласна с ранее высказавшимися - не статья, а русофобская галиматья.

  • Скучная статья. И непонятно, какое отношение имеет она к национальному русскому характеру. У меня сложилось впечатление, что собственно русский этнос (Московская Русь) начал складываться где-то к 13-14 веку. А основные типы русских характеров, правда, в гротескном виде даны Гоголем в "Мертвых душах".

    • Людмила Ливина, можно риторически предполагать к какому именно веку сложился русский этнос, но события описанные в статьях, оставили на мой взгляд определенный отпечаток на формировании этноса, о котором Вы говорите. Можно предположить, что это формирование, процесс бесконечный и Типичная палитра основных типов русских характеров, как вы приводите, даны Гоголем в "Мертвых душах". А Корчагин Островского типичен(?), или для русского этноса это исключение? Маниловы и Чичиковы, герои сегодняшнего дня, Веничка Ерофеев наверное "всевременен" и если не дай бог придет время Корчагина - он тоже будет типичен. Так уже было.

  • Что же послужило исторической предпосылкой для создания русского характера?
    То, что по землям предков славян прошлись аланы, готы, гунны? Так они прошлись по всей почти Европе, гунны – до Шампани, готы – до Испании. Да и других товарищей много бродило, и компот они создавали не менее ядовитый.
    То, что призвана была на правление чужеземная династия? Труднее найти государство, в котором не правили бы чужеземцы. Галлия – франки, Испания – вестготы, Италия – сначала остготы, потом лангобарды, а позже на юге королями стали норманны. Про Британию – и говорить нечего. А то, что Рюрик со товарищи были приглашены добровольно – это ещё как сказать. По крайней мере, мятеж Вадима показывает, что не все были так счастливы покориться варягам.

    • Анатолий Рогозин, то, что гуны дошли до Шампани, готы до Пиреней, а аланы аж до Севера Африки, не значит, что во всех этих землях состояло присутствие именно того, описанного мною букета. Прошедшие по землям предков славян народы, на мой взгляд могли повлиять и на образование самих славян. Ни на что более я не намекал. Каким образом пришли варяги, сейчас трудно воспроизвести (оговорка в тексте), но что они пришли не как завоеватели - можно утверждать, потому как завоевания как такового не было.

  • Всё человечество, одни раньше, другие позже, прошли эти ступени эволюции:кочевники,овощеводы, овощи.Похоже автор считает русских единственными на этом пути.

    Оценка статьи: 1

  • "После победы над Наполеоном многие русские военачальники приобрели невероятную популярность в русском обществе. Но особенный пиетет вызывал атаман Платов, один из главных героев войны. К тому же он сопровождал императора в Лондон, где удостоился всяческих невероятных почестей.
    По приезде в Россию, Платов, прежде чем отправиться к себе на Дон,ненадолго остановился в Петербурге при императорском Дворе. К нему сразу повалило на прием все высшее петербургское общество. Но Платов, лихой
    рубака и любитель застолий, терпеть не мог подобного рода приемов, где только и требовалось вести какие-то бестолковые разговоры. После парочки таких раутов он напрочь отказывался кого-либо еще принимать. Но приставленный к нему от Двора камергер исправно докладывал о тех, кто прибывал и просил приема, причем подробно описывал данное лицо -
    академик такой-то, министр такой-то... Но Платов только отмахивался.
    И вот камергер объявил: "Николай Карамзин, известный сочинитель". Платов встрепенулся: "Проси!"
    "О! Вы, вероятно, почитатель произведений господина Карамзина!" - воскликнул камергер.
    "Упаси Бог! Но я люблю сочинителей: они все - выпивохи"."

    Оценка статьи: 4

  • С 1861 года русский народ качает права.
    Уже скачано 2%.

  • А о чем будет речь в статье? О менталитете, или о характере?
    Экскурсия в историю заинтересовала тем, что существует много теорий происхождения славян и в частности русский. Что выберет автор?

    Оценка статьи: 4

    • Валерий Бринев Дебютант 18 ноября 2011 в 16:59 отредактирован 18 ноября 2011 в 17:00 Сообщить модератору

      Игорь Абрамов, речь идет и о складе ума и о совокупности устойчивых черт, но не человека, как принято формулировать характер, а народа. В данной статье поддерживается версия Н.М.Карамзина о происхождении славян. Что касается множества теорий, то тем она и интересней, эта тема!

  • Невнятно сформулированная в первой части, статья прервалась на продолжение...Я его еще не читала. Но полемика возгорелась еще у неразгоревшегося костра. Люди, вы о чем? Вы же не дочитали! Может, стоит погодить, и уж ТОГДА! Обрушиться! Всей! силой! своего! интеллекта! Давайте хоть...дочитаем, а? Ну, у кого хватит терпения? Меня статья разочаровала - я ждала ответа в первых строках, а автор сделал ошибку: не расшифровал, а пошел от адамов. Стало скучно, но дочитала. Уверена, что всех взяла та же досада, потому и такая реакция. Давайте посчитаем: раз-два-три. Есть продолжение статьи. Кто со мной туда?

  • Светлана Смирнова, насколько качественно святой Владимир убивал христиан, я уже знаю откуда Вы знаете. Если славу беспристрастности сравнить со славой популярности, то где уж Карамзину до Википедии.

  • Валерий Бринев Дебютант 1 ноября 2011 в 22:38 отредактирован 20 ноября 2011 в 19:59 Сообщить модератору

    Светлана Смирнова, спасибо что промолчали про мой психологизм , а затем порывшись в свободно редактируемой Википедии привели подборку цитат, на которые легко можно ответить другими цитатами из той же Википедии. Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей. Это касается Вашей первой реплики о научности. Хотя говорить о православии и католицизме было разумеется неуместно.
    На счет книги известного в свое время атеиста Александра Дмитрева "Церковь и идея самодержавия в России". М., 1931., то в ответ приведу цитату профессора-богослова Алексея Светозарского: Касаясь личности самого князя Владимира, летописец, автор «Повести временных лет», бесспорно, усилил контраст между Владимиром-язычником и Владимиром-христианином, а потому на его слова целиком полагаться не следует. Однако важнее всего не то, сколько у него было наложниц в гареме или скольких противников он убил, — главное, что, приняв святое крещение, он принципиально, качественно изменил свою жизнь. И сделал это, будучи уже достаточно зрелым человеком, закореневшим в своих привычках, пристрастиях, которые так тяжело преодолевать в зрелом возрасте.
    Про Филиппа Македонского советую оторваться от монитора с Википедиями и открыть страницы "ИСТОРИЯ государства российского" Н.М.Карамзин. Т-I.

    • Светлана  Смирнова Светлана Смирнова Профессионал 1 ноября 2011 в 22:54 отредактирован 1 ноября 2011 в 22:57 Сообщить модератору

      Валерий Бринев, Карамзин давно не пользуется славой беспристрастного историка.А как качественно убивал христианин Владимир всех сомневающихся в необходимости новой веры,мы уже знаем.А про богословов я тоже промолчу, ибо материться Люба не разрешает.

      Оценка статьи: 1

  • Комментарий удален
    • Светлана  Смирнова Светлана Смирнова Профессионал 30 октября 2011 в 12:41 отредактирован 1 ноября 2011 в 11:29 Сообщить модератору

      Валерий Бринев, а про психологизм Ваш я лучше промолчу. Но советую и название статьи дать тогда психологичное, типа "Паровоз в кружевах."

      Что касается миролюбия и либерализма новообращённых, в том числе и князя Владимира, то напомню Вам их действия в эту эпоху выдержкой из Выкипедии:"На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям[27] [28] [29].

      Согласно некоторым летописным свидетельствам[30], Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты[31].

      В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий — св. Леонтий — погиб от рук язычников в 1073 (согласно прологу, в 993)[32]. Ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией († 15 мая 1090)[33], восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м, видимо, относятся и события, описанные в «Житии»[
      В том же источнике:в изданной в 1930 году книге "Церковь и идея самодержавия в России" о крещении Руси, говорится следующее: «Принесённое к нам из Византии православие сломило и загубило буйный языческий дух дикого свободолюбивого росса, целые века держало народ в невежестве, было гасителем в русской общественной жизни истинного просвещения, убивало поэтическое творчество народа, глушило в нём звуки живой песни, вольнолюбивые порывы к классовому освобождению. Русь крестили огнём и мечом на протяжении нескольких столетий.

      Оценка статьи: 1

  • Светлана  Смирнова Светлана Смирнова Профессионал 30 октября 2011 в 02:51 отредактирован 1 ноября 2011 в 11:30 Сообщить модератору

    Одно то , что на начало крещения Руси католичества ещё и в помине не было, характеризует уровень "научности" данной статьи.Раскол произошёл позднее, а именно, в 1054 году.

    Владимир правнук Олега !? Это с какой стороны?
    А про Филиппа Македонского можно поподробнее?

    Оценка статьи: 1