В девятнадцатом веке в столице Франции Париже расплодились зрелищные заведения — театры и цирки. Каждое предприятие такого рода, естественно, объявляло о своих представлениях, давало анонсы в виде афиш. Точно неизвестно, где их клеили, но можно предположить, что на заборах, на входных дверях и вообще на любом предмете, который бы мог вместить рекламный плакат.
Сами понимаете, грязь: старую афишу удаляют, клей соскребают (или не соскребают), на это место снова наносят слой клея и на него — афишу. Даже если расклейщик будет необычайно аккуратным, без ущерба для места, на которое клеится афиша, не обойдется. Да и остатки афиш не всегда попадали в мусорный ящик. Одним словом, антисанитария.
Надо было что-то предпринимать. Кто-то предложил идею круглой тумбы, кто-то (кого очень беспокоило слишком большое количество текучих отходов жизнедеятельности мужчин на улицах) предложил использовать пространство внутри рекламного цилиндра для устройства в нем писсуара. Почему-то такая тумба получила название «мавританская колонна».
В 1839 году парижский комиссар полиции Габриэль Делессер разрешает установку «мавританских колонн». При Наполеоне III в 1854 году инженер Жан-Шарль Адольф Альфан (который был служащим в отделе парков и скверов парижского муниципалитета) изменил колонну: лицевая поверхность — для рекламы, внутренность — для писсуара, а вся колонна освещается газовой горелкой. Архитектор Габриэль Дево заменил кирпичную кладку конструкцией из чугуна и стекла (насколько основательно делали первые колонны — кирпичная кладка!).
Расходы на строительство и поддержание колонн в рабочем состоянии возлагались на рекламодателей (видимо, каждый покупал рекламное место).
Двойная функция рекламных колонн не давала покоя ревнителям чистоты. В конце шестидесятых годов девятнадцатого века был организован конкурс на проект колонны, которая бы заменила существующие «мавританские».
Комитет под председательством графа Феликса Басьохи, министра и главного управляющего парижских театров, определил двух потенциальных победителей: печатный дом Морриса (театральные афиши) и компании Дроарт.
Печатный дом Морриса выиграл конкурс и 1 августа 1868 получил контракт на установку 150 колонн с монополией распоряжаться рекламной площадью в течение 15 лет. Одно из условий контракта: дворники должны получить место и ключи от него для хранения рабочего инвентаря (метлы, тачки и другие инструменты).
В 1986 году тумбы Морриса были куплены международной фирмой наружной рекламы «JCDecaux». Новый владелец, естественно, в соответствии с модными течениями, где-то поменял конструкцию, где-то расцветку, где-то изменил назначение пространства внутри тумбы.
Парижане считали тумбы Морриса неотъемлемой частью пейзажа, поэтому решение снести 223 тумбы, принятое в 2006 году, вызвало такое недовольство, что власти его аннулировали.
Почему первые рекламные тумбы назывались «мавританские колонны»? Может быть, потому, что они по очертаниям напоминали минареты? Может быть…
Познера озадачило, почему называют жителей турками, а должны бы турЦами от слова Турция.