Мавсол (Мавзолюс) был женат на своей сестре Артемисии III. Это была выдающаяся женщина. После смерти мужа-брата она получила его должность сатрапа и показала себя стратегом, мудрым военачальником. Правила она всего два года — с 353 по 351 год до н.э., до самой кончины и удержала власть, несмотря на противодействие и даже восстание в некоторых городах против ее — женского — правления.
Одно из таких восстаний случилось на Родосе, остров послал против нее флотилию. Что сделала Артемисия? Свои корабли она приказала отвести в потайную гавань, которую незадолго до этого построил ее муж. Когда родосцы приплыли, Артемисия поднялась на городскую стену и пригласила их как бы в гости. Уловка удалась: враги покинули корабли, вошли в город (они потом были убиты на рыночной площади), а бойцы Артемисии вышли из укрытия и захватили вражеские суда. На них войско правительницы прибыло на Родос, его жители приветствовали якобы своих моряков, остров был в итоге захвачен, сопротивление подавлено.
Однако радости государственного правления не смогли утешить вдову: ее страсть к безвременно ушедшему мужу нашла свое выражение в том, что Артемисия решила соединиться с ним почти физически. Она стала добавлять в свое питье его пепел, и это продолжалось вплоть до ее смерти.
Необыкновенная любовь вдохновляла художников и писателей. Джованни Боккаччо написал полную ее биографию (насколько это было возможно по доступным в то время источникам). Артемисия стала популярной во времена Золотого века голландской живописи благодаря тому, что ее история вошла в опубликованный в 1614 году сборник коротких рассказов Валериуса Максимуса (14−37 годы н.э.)
Питер ван Линт (1609−1690) — голландский художник, гравер, автор картонов к гобеленам, писал исторические и жанровые картины, портреты, работал в Антверпене и в Италии. Его кисти принадлежит картина «Артемисия с пеплом царя Мавсола»: молодая женщина, в ее глазах стоят слезы, она держит в левой руке урну, в которой (надо полагать) пепел ее беззаветно любимого мужа.
На заднем плане видно похожее на гробницу сооружение (географическое положение героини художник не обозначил никак; только два кипариса над могильником создают ощущение того, что действие происходит на побережье южного моря)*.
В честь своего покойного мужа она возвела в столице Карии — Галикарнасе могильник, получивший название «Мавзолей» (историки пишут, что его строительство началось еще при жизни сатрапа). Мавзолей был настолько красив, что вошел в список семи чудес света. В XIII веке был разрушен землетрясением.
С тех давних пор надгробное сооружение такого размаха носит название «мавзолей».
*На самом деле усыпальница выглядела не так, но художник этого просто не мог знать. Сегодня миниатюрную копию мавзолея можно увидеть в стамбульском парке Миниатюрк.
Сергей Дмитриев, совершенно с Вами согласен, но комфортное окружение в любом возрасте полезно и надо отрабатывать приёмы его создания....