• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Сатрап Карии. Как его имя стало названием гробницы?

Была когда-то тысячи лет тому назад первая персидская империя, империя Ахеменидов, начало которой было положено Киром Великим. Она простиралась от Балкан до долины Инда. Вся громадная территория была поделена на области, управляемые сатрапами (в нынешнем понимании — губернаторами, с той разницей, что должность наследовалась и сатрап был настолько самостоятельным, что мог чеканить свои монеты). Одна из таких областей — Кария — управлялась Мавсолом.

Галикарнас, Турция Фото: commons.wikimedia.org

Мавсол (Мавзолюс) был женат на своей сестре Артемисии III. Это была выдающаяся женщина. После смерти мужа-брата она получила его должность сатрапа и показала себя стратегом, мудрым военачальником. Правила она всего два года — с 353 по 351 год до н.э., до самой кончины и удержала власть, несмотря на противодействие и даже восстание в некоторых городах против ее — женского — правления.

Кария
Кария
Фото: commons.wikimedia.org

Одно из таких восстаний случилось на Родосе, остров послал против нее флотилию. Что сделала Артемисия? Свои корабли она приказала отвести в потайную гавань, которую незадолго до этого построил ее муж. Когда родосцы приплыли, Артемисия поднялась на городскую стену и пригласила их как бы в гости. Уловка удалась: враги покинули корабли, вошли в город (они потом были убиты на рыночной площади), а бойцы Артемисии вышли из укрытия и захватили вражеские суда. На них войско правительницы прибыло на Родос, его жители приветствовали якобы своих моряков, остров был в итоге захвачен, сопротивление подавлено.

Однако радости государственного правления не смогли утешить вдову: ее страсть к безвременно ушедшему мужу нашла свое выражение в том, что Артемисия решила соединиться с ним почти физически. Она стала добавлять в свое питье его пепел, и это продолжалось вплоть до ее смерти.

Необыкновенная любовь вдохновляла художников и писателей. Джованни Боккаччо написал полную ее биографию (насколько это было возможно по доступным в то время источникам). Артемисия стала популярной во времена Золотого века голландской живописи благодаря тому, что ее история вошла в опубликованный в 1614 году сборник коротких рассказов Валериуса Максимуса (14−37 годы н.э.)

Питер ван Линт, «Артемисия с пеплом царя Мавсола»
Питер ван Линт, «Артемисия с пеплом царя Мавсола»
Фото: commons.wikimedia.org

Питер ван Линт (1609−1690) — голландский художник, гравер, автор картонов к гобеленам, писал исторические и жанровые картины, портреты, работал в Антверпене и в Италии. Его кисти принадлежит картина «Артемисия с пеплом царя Мавсола»: молодая женщина, в ее глазах стоят слезы, она держит в левой руке урну, в которой (надо полагать) пепел ее беззаветно любимого мужа.

На заднем плане видно похожее на гробницу сооружение (географическое положение героини художник не обозначил никак; только два кипариса над могильником создают ощущение того, что действие происходит на побережье южного моря)*.

Питер ван Линт, «Артемисия с пеплом царя Мавсола», фрагмент «Мавзолей»
Питер ван Линт, «Артемисия с пеплом царя Мавсола», фрагмент «Мавзолей»
Фото: commons.wikimedia.org

В честь своего покойного мужа она возвела в столице Карии — Галикарнасе могильник, получивший название «Мавзолей» (историки пишут, что его строительство началось еще при жизни сатрапа). Мавзолей был настолько красив, что вошел в список семи чудес света. В XIII веке был разрушен землетрясением.

С тех давних пор надгробное сооружение такого размаха носит название «мавзолей».

*На самом деле усыпальница выглядела не так, но художник этого просто не мог знать. Сегодня миниатюрную копию мавзолея можно увидеть в стамбульском парке Миниатюрк.

Уменьшенная модель мавзолея в парке Миниатюрк, Стамбул, Турция
Уменьшенная модель мавзолея в парке Миниатюрк, Стамбул, Турция
Фото: Nevit Dilmen, ru.wikipedia.org
Статья опубликована в выпуске 23.09.2017
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: