По этому поводу мне тут же вспомнился один остроумный анекдот:
— А книга-то лучше фильма.
— Какая книга?
— Да ЛЮБАЯ книга!
Анекдот, конечно, спорный, но уже один процесс чтения действительно требует от человека больше интеллектуальных усилий и воображения, нежели поглощение визуальных образов и эмоций, льющихся с экрана прямо в мозг.
К сожалению, битва между текстом и аудио с видео всегда заканчивалась победой последних. Телефон потеснил письма, радио и кино — книги. Ту же эволюцию прошёл и Интернет — переписка в чатах по и-мейлу сменилась звонками по Скайпу, а статьи всё больше проигрывают видеороликам из Ютьюба…
К чему это я? Ах, да… Будучи с самого детства заядлым книгочеем, я неожиданно заметил, что детективные книги мне почему-то неинтересны. В разряд исключений попал только «Шерлок Холмс» А. Конан Дойла и «Имя Розы» У. Эко (хотя последний роман вряд ли назовёшь типичным детективом).
В самом этом факте нет ничего удивительного — мало ли кому что не нравится… Если бы, не одно «но»: детективные экранизации я всегда смотрел регулярно и с интересом. Возможно потому, что воспринимал кино, прежде всего, как развлечение. А что развлечёт лучше детектива с его преступлениями и загадками? В результате Пуаро, Ниро Вульфа и Жеглова с Шараповым я знаю исключительно по экранизациям.
Возможно, такое нетребовательное «потребительское» отношение к детективному кино сказалось на том, что я со снисхождением отношусь к отсутствию логики и правдоподобия, если происходящее на экране лихо завёрнуто и увлекательно подано.
Поэтому мой список интересных детективных сериалов оказался куда длиннее, чем фантастических или исторических. Чтобы «два раза не вставать», я включил в него не только собственно детективы, но и то, что можно отнести к жанру криминала и пародии.
«Во все тяжкие / Breaking Bad» (2008−2013)
Рекомендуемые переводы: «LostFilm», «Кубик в Кубе».
Лишний раз рассыпаться в похвалах по поводу этого сериала, наверное, не стоит. За меня это уже сделали более компетентные и авторитетные люди. Когда видишь столь блестящую актёрскую и операторскую работу (оцените, как здорово выбраны планы для съёмок, сразу навевающие нужное настроение), современные российские сериалы смотреть просто физически невозможно.
Ну, и, конечно, в основе сериала «Во все тяжкие» (как в любом хорошем кино) лежит интересный замысел и история.
Его герой — Уолтер Уайт — рядовой житель городка на границе с Мексикой, через которую, как известно, в США текут не только мигранты, но и наркотики. Несмотря на то что Уайт — гражданин «цитадели демократии», жизнь его не балует. У него сын-инвалид, жена беременна ещё одним ребёнком, а работа простым учителем химии приносит сущие гроши. Последней точкой в этой унылой беспросветной жизни становится известие о том, что Уайт болен раком и, видимо, скоро умрёт. Решив, что терять ему нечего, учитель вместе с бывшим учеником начинает варить наркотики высочайшего качества, чтобы оставить своей семье после смерти достойный капитал.
Мы видим, что чем глубже Уайт погружается в пучины наркобизнеса, тем сильнее меняется его личность. С одной стороны, он ощущает себя более «живым» и волевым мужчиной, который, наконец-то, сам рулит своей судьбой. С другой стороны, зритель видит, что всё это — лишь иллюзия. С каждым сезоном Уайту сложнее вырваться из «пучины» и сохранить былой человеческий облик.
Я с интересом ждал, к какому выводу подведут зрителя создатели сериала? Но они поступили хитро: в конце Уайт так и не пришёл к полному раскаянию. В его последней фразе слышны нотки самооправдания в духе «всё на свете было не зря». Но всё остальное в сериале недвусмысленно и жестко показывает, к чему обычно приводит криминальная деятельность. Все наркобарыги изображены страшными людьми, которые у нормального человека симпатии не вызовут (за исключением разве что старого охранника, работающего у чернокожего босса). Так что правдивого в сериале гораздо больше…
Однако это всё-таки художественное, а не документальное произведение. Здесь хватает счастливых случайностей и «красивых» сюжетных поворотов (впрочем, достаточно правдоподобных). Каким бы умным не был герой, скорее всего, он не пережил бы уже первой серии.
Кстати, лично мне кажется, что поначалу тон и замысел «Во все тяжкие» был немного иным. Первые эпизоды наводили на мысль, что сериал ближе к т.н. «трэшу» в духе Тарантино. Однако с каждым сезоном он всё больше уходил в сторону глубокой социальной драмы. И это хорошо.
Жалко другое. В 1-м сезоне важная роль отводилась собственно химии, как науке. Мы могли увидеть множество интересных научных приёмов, с помощью которых герой творит свои «тёмные» дела. Однако постепенно эта линия сошла на нет (видимо, чтобы зрители плохому не научились).
Сразу хочу предупредить, что сериал неровный — экшн-сцены периодически сменяет неторопливое психологическое повествование. Есть даже эпизод, в течение которого происходит всего одно событие! Тем не менее сериал держит зрителя в напряжении до самого конца.
Тем, кто ещё не смотрел «Во все тяжкие», посочувствовать можно только в одном. Они уже будут знать, что до последнего сезона герой всё-таки доживёт. А вот я этого не знал, поэтому сопереживал происходящему гораздо острее. Самым напряжённым получился предпоследний — 4-й — сезон с замечательным финалом, на котором можно было бы и закончить. Но тогда история Уайта выглядела бы слишком «сказочной»…
Кстати, известный переводчик и знаток криминального жанра — Дмитрий Пучков — недавно анонсировал, что будет разбирать «Во все тяжкие» на своём канале вместе с историком Климом Жуковым (как они это уже делали с сериалом «Рим»). Видимо, появится и новый перевод сериала. Как раз будет повод пересмотреть…
Напоследок хочу обратить ваше внимание на спин-офф «Лучше звоните Солу», снятый по горячим следам «Во все тяжкие» и посвящённый предыстории нечистоплотного адвоката. Правда, как по мне, он чересчур затянутый, но я продолжаю его смотреть, потому что актёры, съёмка, психологизм здесь по-прежнему на высоте.
«Настоящий детектив / True Detective» (2014)
Рекомендуемый перевод: однозначно «Кубик в Кубе».
Ещё один сериальный шедевр криминального жанра — глубокий и тонко сыгранный. Сразу оговорюсь, что в моём обзоре речь пойдёт только о 1-м сезоне. Это вовсе не означает, что 2-й и ныне выходящий 3-й сезоны — плохие. Сняты они не менее качественно, но феномен первого повторить так и не смогли.
Дело в том, что все сезоны объединены только стилистически, а истории и персонажи в каждом — разные. А весь секрет 1-го сезона как раз и заключается в харизме главных героев, сыгранных Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсоном.
Они играют двух детективов-напарников — на первый взгляд, очень разных. Марти Харт (герой Харрельсона) — скажем так, простоватый американский коп с типичными запросами и проблемами: женой, детьми, любовницами… Герой Макконахи — Раст Коул — напротив, тип одинокий, загадочный и странный. Он крайне некоммуникабельный, говорит мало, а если и разражается философским спичем, то лучше бы молчал — от его мировоззрения тут же хочется удавиться.
Однако обоих объединяет то, что они — «настоящие детективы», относящиеся к своей работе с полной самоотдачей и способные довести дело до конца, несмотря ни на что (как говорит Раст, «просто это единственное, в чём я хорош»).
Когда я начал смотреть «Настоящего детектива», то поначалу думал, что сериал не будет иметь массового успеха. Парадокс, но самая слабая здесь — именно детективная линия. Сами преступления и расследование не блещут новизной, а маньяк так и вовсе «разочаровал». Главная сюжетная линия — лишь повод показать «изнанку» американского общества и раскрыть характеры главных героев.
Тем не менее сезон имел огромный успех. Особенно по-новому заблистал талант Мэттью Макконахи, который, подобно ДиКаприо, наконец-то, избавился от былого амплуа красавчика-любовника. Сцена, где его героя допрашивают сотрудники ФБР, давно стала «мемом». Её пародируют и копируют (например, в российском сериале «Метод», который вообще представляет собой довольно качественный «коллаж» из нескольких американских сериалов).
Ну, а последний разговор героев, обсуждающих ночное небо — просто блестящая и вдохновляющая точка во всей этой мрачной истории.
Раст: — История только одна… Древнейшая в мире… Свет против Тьмы.
Марти: — Сдаётся мне, что Тьма отбила себе неслабый кусок у Света.
Раст: — Знаешь… Ты неправильно на небо смотришь.
Марти: — В смысле?
Раст: — Когда-то в мире была только Тьма. И, как по мне, Свет выигрывает…
«Фарго / Fargo» (2014−2017)
Рекомендуемый перевод: «LostFilm».
Сезоны сериала «Фарго» (коих на данный момент три) тоже можно смотреть отдельно, в любом порядке. Хотя они связаны некоторыми персонажами и ссылками, у каждого своя криминальная история, происходящая в разное время.
В отличие от «Настоящего детектива» и «Во все тяжкие», этот сериал гораздо ближе к жанру «трэш», хотя окончательно в него так и не скатывается. Здесь хватает места и для иронии, и для трагедии, и для драмы.
Надо сказать, что первый сезон (про наёмного убийцу и страхового клерка, сумевших поднять на уши спокойный городок в Миннесоте) меня немного огорчил. Завязка оказалась куда увлекательней, насыщенней и энергичней, нежели финал. Тем не менее отговаривать вас от этого сезона я не собираюсь — он всё равно хорош. Многие даже считают его лучшим.
Лично мне больше всего понравился второй сезон, события которого разворачиваются в конце 1970-х годов. Он более равномерно держит интригу от начала до конца.
Третий сезон тоже держит планку, если закрыть глаза на то, как топорно и клишированно изображены «русские мафиози». Достаточно упомянуть, что на столе их главаря стоит портрет… Сталина! Да, советские воры в Иосифе Виссарионовиче просто души не чаяли… И как это в американской голове могут одновременно уживаться ГУЛАГи и Сталин в образе криминального авторитета? В общем, «баня, водка, гармонь и лосось!».
Зато исполнителю роли главного русского мафиози — Дэвиду Тьюлису — мой отдельный респект. Давно я уже не видел на экране столь отталкивающего и пугающего до жути злодея.
«Остров Харпера / Harper’s Island» (2009)
Рекомендуемый перевод: «LostFilm».
Завершить эту часть описаний сериалов я хочу на более «попсовой» ноте. Фильмов и сериалов, где есть изолированное место и загадочный маньяк, убивающий всех героев одного за другим, снято немало. В этом плане сериал «Остров Харпера» оригинальностью не блещет. Всё, как положено: остров, на который съезжаются люди, чтобы сыграть свадьбу, куча подозреваемых и неожиданная развязка.
Тем не менее мне сериал запомнился — смотреть его интересно, он на удивление динамичен и не лишён юмора (особенно замечательна парочка британца и блондинки). В общем, любителям подобного жанра рекомендую. А о прочих криминальных сериалах — читайте в следующей статье.
Уважаемый Нью Йоркер, не пони маю, зачем Вы прицепились именно к моему посту. Спорите Вы не со мной, а с самим собой - и при чем тут...