• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Фэн-шуй и непознанное
Подкаст
Владимир Рогоза Грандмастер

«Летучий Голландец» - где заканчиваются легенды и начинается реальность?

Легенда о «Летучем Голландце» широко известна. Она уже давно и многократно отражена в литературе, поэзии, музыке, живописи, кинематографе. Но это для людей сухопутных «Летучий Голландец» — занимательная байка, а для моряков это суровая реальность, хотя и встречающаяся не часто.

Саму легенду пересказывать не буду, у неё множество вариантов, о которых неоднократно писали. Суть везде одна — в открытом море из дымки тумана или пелены дождя появляется потрепанный штормами парусный пиратский корабль-призрак без экипажа или с ожившими мертвецами в старомодной одежде на борту. Высадиться на него, как правило, не удается, и корабль снова исчезает в тумане. Для моряков это всегда предвестник грядущей серьезной опасности, а может быть и смерти. Встречи с ним боятся, но в тайне на неё надеются — неизведанное пугает, но и притягивает — хочется убедиться, что это не более, чем байки подвыпивших морских волков.

Но в таком классическом виде «Летучий Голландец» появляется чрезвычайно редко. Значительно чаще в море встречаются реальные корабли без экипажей, которые месяцы, а то и годы бороздят просторы, пока не встретят кого-то на своем непредсказуемом пути. Иногда тайна подобных кораблей раскрывается быстро. Чаще всего это бывает в случаях, когда команда оставила терпящее бедствие судно, но оно не затонуло, а продолжило свой путь по воле ветров и течений. Обычно о таком корабле появляется несколько заметок в прессе, затем же о нем забывают: нет тайны — нет и интереса.

В начале прошлого века во время шторма, сместившего груз в трюме, что привело к опасному крену, был покинут командой пароход «Данмор». Моряков со шлюпок сняла находящаяся неподалеку английская эскадра. Так как пароход продолжал оставаться на плаву и мог представлять серьезную угрозу судоходству, командующий эскадрой решил его потопить. Штормовая погода и наступающие сумерки отсрочили выполнение его решения до утра. Но утром пароход найти не смогли и решили, что он затонул самостоятельно.

Каково же было удивление моряков той же эскадры, когда через год они снова в штормовую погоду встретили «Данмор». И опять наступившая ночь спасла пароход, исчезнувший к утру из зоны видимости. Проведенные поиски результатов не дали. Любопытно, что «Данмор» моряки встречали в океане в течение нескольких лет, но ни разу не смогли к нему подойти. И подобных примеров немало.

Иногда на пути кораблей встречаются суда с мертвой командой на борту — обычно это результат болезни или пищевого отравления, сразивших моряков в открытом море, или же последствия пиратского нападения. Как правило, причина смерти устанавливается, и подобный случай перестает вызывать пристальный интерес публики.

Зачастую корабль с мертвой командой может носиться по волнам годами. Так, в 1913 году у южной оконечности Чили в открытом море был найден основательно потрепанный барк «Мальборо», паруса которого давно истлели. На борту, к удивлению высадившихся на барк моряков, оказалось несколько скелетов. Но главное удивление вызвал судовой журнал, последняя запись в котором была сделана еще в конце XIX века. Получалось, что барк более 20 лет самостоятельно путешествовал по океану.

Даже в наши дни в океанах продолжают встречать оставленные экипажами суда, находящиеся во вполне исправном состоянии. Как правило, судьба их моряков так и остается неизвестной. Естественно, что именно такие случаи вызывают самый жгучий интерес и попытки докопаться до истины. Причем, разгадать тайны исчезнувших экипажей пытаются не только моряки, журналисты и охочая до сенсаций публика, но и эксперты солидных страховых компаний, серьезные ученые.

Пожалуй, один из самых широко освещаемых подобных случаев произошел в 1872 году, когда в море английский корабль обнаружил бриг «Мария Челеста», на котором не было экипажа. Бриг находился во вполне исправном состоянии, и его доставили в порт британской базы в Гибралтаре. Любопытно, что для исследования брига пригласили не только известных ученых, но и сыщиков Скотленд-Ярда. Но тайна исчезновения экипажа «Марии Челесты» так и осталась нераскрытой.

Подобные случаи происходят ежегодно. Осенью 1955 года из порта Апиа вышел небольшой теплоход «Джоита» с грузом копры и пассажирами на борту. Связь на судне работала исправно, но вскоре радист перестал отвечать на вызовы. Через месяц всего в нескольких сотнях миль от порта проходящее судно обнаружило «Джоита» без команды и пассажиров. Повреждений на судне не было, груз находился на борту, так что пиратское нападение явно исключалось. Что произошло на самом деле, так и не установили. А этот случай пополнил собой список из тысяч подобных, который продолжает пополняться и в наши дни.

Иногда происходят вообще удивительные случаи, когда экипаж исчезает при хорошей погоде с судна практически находящегося на виду у других судов. В 1850 году к берегу рядом с поселком Истонс Бич вблизи Ньюпорта подошел парусник «Сибёрд», причем, он не швартовался, а просто уткнулся носом в песок. К удивлению собравшихся, единственным живым существом на судне была собака. Когда же люди поднялись на судно, удивление переросло в недоумение — в рубке висел табачный дым, на камбузе источал ароматы горячий завтрак, а в судовом журнале последняя запись свидетельствовала, что судно вышло на траверс рифа Брентон, находящегося от Истонс Бич всего в нескольких милях. Вскоре к берегу подошли рыбаки, видевшие несколько часов назад «Сибёрд» в море и даже обменявшиеся приветствиями с его капитаном. Что произошло с экипажем — так и осталось неразгаданной тайной.

Подобные случаи не единичны. 20 апреля 2007 года у берегов Австралии обнаружили небольшой катамаран без команды. Он был полностью исправен, продолжали работать двигатели, был включен компьютер и навигационные приборы, а в кубрике был накрыт к обеду стол. Что произошло с тремя австралийцами, составлявшими экипаж катамарана, так и осталось тайной.

Что же происходит с экипажами подобных судов? Эту тайну пытаются разгадать уже несколько веков. Существует масса гипотез, от экзотических: похищение инопланетянами, случайный переход людей в параллельный мир или другое измерение, нападение громадного морского животного и т. п., до вполне реальных: острое пищевое отравление или эпидемия, экипаж смыло за борт, нападение пиратов, попадание судна в зону сильного ультразвукового излучения, приведшего к экипаж к самоубийству, и т. д. Что же происходило в реальности, наверное, для большинства случаев так никогда и не будет разгадано. Океан умеет хранить свои тайны.

Статья опубликована в выпуске 4.07.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Владимир Рогоза, пятёрочка от меня Когда-то написал шуточные стихи на эту тему:
    Корабль-призрак

    Качает ночь на темных вОлнах
    безлико-плоскую луну.
    Вздыхая, океан огромный
    нас завлекает в глубину.
    На салинге впередсмотрящий
    сквозь тьму глядит за горизонт;
    чуть слышно ветерок уставший
    ему о родине поет.
    И, этой песней убаюкан,
    матрос расслабился слегка...
    Но, дьявол! Что это за звуки?!
    Кого несет нелегкая?!
    Из бледно-лунного сиянья
    возник фрегат, могуч и резв,
    и, словно хищная пиранья,
    рванул он нам наперерез,
    без флага и огней сигнальных,
    пугая жуткой тишиной.
    Ругаясь матом от отчаянья,
    свалился зА борт рулевой;
    проснувшись, боцман с перепугу
    вместо "Аврал" сыграл "Отбой";
    мы шли на отдых, на Тортугу,
    а вот теперь придется - в бой.
    Но с кем же драться? Сквозь рванину
    истлевших напрочь парусов
    смотрели, треуголки сдвинув,
    глазницы мерзких черепов...
    Огонь! Огонь! Давай шрапнелью!
    Тугих осколков жаркий рой
    и ядра весело летели,
    не убивая никого!
    Свистели пули сквозь скелеты,
    а трупы двигались стеной,
    плевав на физики запреты
    гнилой зеленою слюной.
    Трещит рангоут; такелаж
    разодран, как гнилые нитки.
    И мы молились: "Отче наш,
    избавь нас от кошмарной пытки!"
    Каррамба!!! Тысяча чертей!!!
    Ужасней битвы не припомнить!
    Сражаться с мертвыми страшней,
    чем жизнь прожить на эшафоте:
    мы их рубили на куски,
    но трупы снова поднимались,
    и, завывая от тоски,
    мы зА борт с воплями бросались.
    Взмах палаша... И голова
    шаром бильярдным покатилась;
    в моих глазах, навек застряв,
    ночное небо накренилось.
    ........................
    Мертвецки бледная луна
    в пустынном море отражалась;
    кроваво-красная волна
    в ее сиянии дрожала.
    Я, мачту чуствуя спиной,
    глядел вперед пустой глазницей,
    не понимая: что со мной?
    Что за кошмар с похмелья снится?
    Но тут мне на плечо легла
    рука скелета: "Выпей, братец,
    кровь кэпа с ромом пополам;
    теперь ты с нами, на "Голландце"...

    Оценка статьи: 5

  • Действительно, "океан умеет хранить свои тайны"...

    Оценка статьи: 5

  • Владимир Рогоза, спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Очень любопытная подборка информации.
    Заметил опечатку:
    "Что произошло на самом деле, так и установили." -пропущено НЕ

    Оценка статьи: 5

  • Какая интересная история. 5!

    Оценка статьи: 5

  • Качественная статья

    С интересом слежу за Вашими познавательными статьями. Прочла про Андрэ, а когда увидела про Летучего голландца, обрадовалась и не разочаровалась! Спасибо за качественный материал!

  • Небольшая поправка: наверно не ультра-, а инфразвуковые излучения - то есть излучения сверхнизких частот (менее 10Гц) - которые вызывают у людей паническое состояние, некоторые частоты при большой интенсивности - даже летальный исход. Можно было бы добавить подобные случаи в Бермудском треугольнике.

  • Владимир Рогоза, обожаю морскую таинственную тематику! Статья очень понравилась! Я как- то писала статью про бермудский треугольник, в ней тоже затрагивались вопросы об исчезновении людей с судна в хорошую погоду. Ученые по большей степени объясняли это инфразвуковыми волнами, "голосом моря".
    Но думаю, истина всегда где- то рядом, и человеку всегда будет загадкой нечто подобное!

    Оценка статьи: 5

  • Владимир Рогоза, какая интересная тема! И не менее интересная статья!

    Оценка статьи: 5

  • У Гаррисона был роман "Пропавший лайнер". Лайнер "Куин Элизабет II" не вышел в положенное время на связь, началась поисковая операция, через двое суток лайнер нашли без единого человека на борту. Судя по всему, в салоне первого класса накрывалось лишь несколько столов, а в одной из кают класса люкс обнаружили следы мощного взрыва. И потребовалось немало времени, чтобы установить, что же произошло на борту судна.