• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

История усов и бороды - 4. Как борода уменьшалась и сошла на нет к XVIII веку?

В Средние века отношение к растительности на лице постоянно менялось (как до этого и в Римской империи). Поначалу же у германских и кельтских племён борода, усы (и волосы вообще) были настоящим мужским украшением и гордостью.

pixabay.com

Допустим, нынешняя область Италии Ломбардия получила название от своих захватчиков — сурового германского племени лангобардов (т.е. «длиннобородых»). Можно вспомнить и рыжебородого скандинавского бога Тора, и пышные усы галлов Астерикса и Обелиска из французских комиксов.

Историк Диодор о племени галлов:
«Широкие и густые усы, словно сито, закрывают им рот, впрочем, иные совершенно сбривают бороду, другие только отчасти, знатные же почти всегда бреют бакенбарды».

В VIII веке франкский король Карл Великий получил у Римского папы благословение на царство и стал вводить в обиход цивилизованные римские обычаи — коротко подстригать волосы и брить подбородок. Правда, установить настоящий облик Карла трудно — иногда его изображали только с усами, а иногда — с полноценной бородой. То же касается и императора Священной Римской империи — Оттона I (Х век), которого изображали то бородатым, то бритым. Видимо, всё зависело от моды той или иной эпохи. Судите сами…

В начале XI века один немецкий аббат жаловался другому на то, что всё шире распространяется «отвратительный для скромных глаз постыдный обычай пошлых французов стричь бороду, укорачивать и деформировать одежду».

Зато в 1105 году проповедник Серлон Сеезский выступает уже против моды на бородатость. Он заявляет: «Длинные бороды придают людям вид козлов, чьей мерзкой порочности постыдно подражают своими грехами прелюбодеи». А прелюбодеи, мол, не бреются «из опасения, что их короткая щетина будет колоть их любовниц во время поцелуев».

Затем (в начале XII века) мода на бородатость вновь проходит (по крайней мере, в среде аристократии). Почти все рыцари на средневековых миниатюрах изображены бритыми. Что и неудивительно, в герметично закрытом шлеме борода и длинные волосы — лишняя помеха. Одним из исключений был германский император Фридрих по прозвищу Барбаросса (что значит «краснобородый»), который свою рыжую бороду очень ценил.

Кстати, именно корень «барба» («борода») содержится в собачьей кличке Барбос и названии острова Барбадос (считается, что его так окрестили из-за фиговых деревьев, которые были обвиты эпифитами, словно бородами).

Гладко выбритые лица особенно широко распространяются во времена Бургундской моды и моды раннего Ренессанса, когда мужчины хотели выглядеть вечно молодыми юношами. В то время пышные бороды или бакенбарды в обязательном порядке носили лишь наёмные солдаты — ландскнехты, за что над ними постоянно подшучивали.

Но приходит XVI век и моду начинают диктовать первооткрыватели Нового Света — испанцы. Они распространяют по миру обычай носить «эспаньолки» — клинообразные недлинные бородки, так хорошо подходящие к круглым кружевным воротникам. Эспаньолки носились с короткими стрижками и с подкрученными вверх тонкими кончиками усов. Некоторые модники даже надевали на ночь на подбородок специальный деревянный пресс, чтобы сохранить «украшение» нетронутым.

Испанской моде последовали и в других странах — например, бородки украшают лица таких известных англичан XVI века, как Фрэнсис Дрейк и Вильям Шекспир.

Вскоре бороду начинают носить и многие священники-протестанты, но не ради красоты, а чтобы противопоставить себя бритому католическому клиру.

В XVI—XVIII вв.еках законодателями мод становятся французские короли. При этом нередко королевские «фасоны» появлялись благодаря случаю. Например, очень аккуратная борода Франциска I, по легенде, возникла, когда король нечаянно подпалил её концы факелом. Другой французский монарх — Генрих IV Наваррский — ввёл в моду небольшую бородку в виде подковы и пышные усы, лихо торчащие в сторону метёлками.

Ещё одним фасоном бороды мы обязаны Людовику XIII (и опять-таки случаю). Как-то король решил собственноручно побрить одного из своих офицеров, да переборщил — от бороды остался только маленький кустик под нижней губой. Так в моду входит бородёнка «муш», которая в сочетании с кошачьими усами хорошо известна нам по облику королевских мушкетёров.

В середине XVII века волосатость постепенно исчезает с лица. В эпоху Людовика XIV мужская мода становится чрезвычайно вычурной, искусственной, можно даже сказать, женственной. Аристократия водружает на головы пышные парики и сбривает бороды, оставляя лишь небритую полоску под нижней губой и две разделённые под носом полоски усиков.

К началу XVIII века исчезают даже эти остатки былой роскоши и начисто выбритое лицо господствует в Европе почти полтора столетия. Всё это время окладистая борода воспринимается как символ ретроградности, дикости и даже свирепости. Вспомним хотя бы герцога Синяя Борода — серийного женоубийцу из сказки Шарля Перро. Или вполне реального пирата по прозвищу Чёрная Борода, который для устрашения противника любил вплетать в свою косматую бороду дымящиеся фитили.

Неудивительно, что именно в начале XVIII века большой поклонник западноевропейских порядков Пётр I решил объявить бороде настоящую войну на своей родине — в России… Но об этом уже в следующей части.

Статья опубликована в выпуске 7.02.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: