• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Олег Банцекин Грандмастер

Как чопины превратились в символ венецианских куртизанок?

Девять лет назад в Венеции, в углу площади Сан Мауризио, прямо у стены местной церкви, в узком проходе за урной лежали красные сапоги. Напротив сапогов была арт-галерея местного художника и скульптура (уже закрылась). А если поднять от земли голову и посмотреть вверх, то видна верхушка колокольни Сан-Стефано.

Колокольня церкви Санто-Стефано, Венеция Фото: Didier Descouens, ru.wikipedia.org

Достаточно странно видеть сапоги брошенными. Хотели бы отдать нищим, занесли бы в церковь. Выбросить — оставили бы у дома. По утрам мусорщики исправно забирают пакеты с отходами. А вот так вот выбросить неплохие с виду сапожки красивого терракотового цвета… Кто и зачем это сделал?

Перебирая на днях фотоархив и наткнувшись на фото, я очень захотел как-то связать Венецию и эти красные сапоги. Найти какую-нибудь легенду или историческое событие. Увы, ничего не получилось. Я лишь обнаружил очередную историческую неточность, изучая местную историю обуви.

Как чопины превратились в символ венецианских куртизанок?
Фото: Олег Банцекин, личный архив

Где-то в XIV веке в Венеции придумали чопины (пьянелле) — обувь на высокой (до 50 см) танкетке. Ходили легенды даже о метровых платформах. Чопины стали, по сути, предками туфлей на каблуках, а сами являлись эволюционным развитием деревянных башмаков без задника (сабо).

И вот бытует мнение, что пьянелле носили в средневековой Венеции исключительно проститутки. Такой исторический факт встречается в статьях и в рассказах гидов. Однако это не так. Обувь высотой до полуметра носили приличные, а главное — обеспеченные, женщины из аристократического круга Республики.

Реконструкция венецианского чопина XVI века. На выставке в музее Лозанны
Реконструкция венецианского чопина XVI века. На выставке в музее Лозанны
Фото: Rama, ru.wikipedia.org

До сих пор историки спорят, как обладательницы чопинов ходили. Одни уверяют, что у женщины от такой обуви появлялась крайне неустойчивая походка, при ходьбе она сильно шаталась, и её приходилось поддерживать двум слугам. Аристократка опиралась на их плечи и кое-как топала по мокрым камням Венеции.

Противники этой гипотезы уверяют, что за годы практики венецианка могла даже танцевать в чопинах. Их утверждение основывается на пособии для танцев Nobilita di dame 1605 года за авторством Марко Фабрцио Карозо (Marco Fabritio Caroso). Хореограф пишет, что дама, носящая чопины, способна двигаться грациозно, плавно и красиво, а также виртуозно танцевать, в том числе гальярду, старинный итальянский танец с прыжками и скачками.

Конечно, башмаки на танкетке носили и проститутки Венеции. Но если они носят сейчас, например, кеды, мы же не будем навешивать на них ярлык асоциального поведения?

Изначально назначение у чопинов было исключительно практическое — защита от грязи на улицах. Уже потом стали мериться высотой платформы, чтобы продемонстрировать социальный статус — уровень благородства, величия и состояния. Властям Венецианской республики даже ограничили высоту обуви всего тремя дюймами (7,5 см). Закон так и не заработал, так как игнорировали его в первую очередь женщины из самых знатных и могущественных семей Венеции.

Неизвестный художник, «Портрет женщины в образе Клеопатры», XVI век
Неизвестный художник, «Портрет женщины в образе Клеопатры», XVI век
Фото: Источник

Откуда появился миф о связи пьянелле и проституции, я могу представить. Во-первых, проститутки в XIV−XV веке действительно носили чопины. А в XVIII веке они стали профессиональным атрибутом куртизанок по всей Европе. Наконец, католическая церковь сразу же осудила ношение чопинов, назвав их развратной обувью. Постепенно из всей этой каши сложился исторический миф.

Чопины вышли из моды в XVIII веке, когда изобрели обувь на каблуках, но вернулись в женский гардероб после Второй мировой войны.

Что ж, прощайте, сапоги. На чопины вы не похожи. У вас подошва совсем тонкая. Приличная венецианка лет 500 назад вас бы и не надела.

Статья опубликована в выпуске 20.06.2020
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: