Пиратство на Карибах началось после плаваний Колумба и его современников, когда люди научились строить суда, способные пересекать океан. А самое древнее упоминание о пиратах Средиземноморья зафиксировано в древнеегипетских хрониках, во времена фараона Рамзеса III (примерно 13 век до н.э.) некие «народы моря» на множестве судов нападали на «землю Та-кем» (так себя называли в те времена египтяне). Так что с большой степенью надежности можно считать, что пиратству уже больше 3000 лет.
Во времена античности сначала финикийские, потом греческие, а потом и римские купцы без каких-либо угрызений совести старались ограбить более слабые встречные суда. В море каждый был сам за себя и тот, у кого меч длиннее, был во всем прав.
Когда значительная часть Средиземноморского побережья принадлежала Римской империи, пираты на периферии крайне обнаглели — в Киликии (ныне территория Турции) во 2-м веке до н.э. возникло настоящее пиратское государство. И просуществовало оно около 100 лет.
Киликийские пираты даже ухитрились захватить в плен самого Юлия Цезаря в 76 году до н.э. Далее в описании этой истории есть несколько версий.
По одной из них, Цезарь, заплатив за себя гигантский залог (50 талантов — больше 1600 кг серебра), собрал войско и разгромил пиратов, которые его захватили в плен (а заодно и 50 талантов серебра вернул).
А по другой версии, он собрал флот, который методично, с востока на запад, прошел все побережья Средиземного моря, уничтожая пиратские суда и громя пиратские города и укрытия.
Однако это вряд ли соответствует истине, поскольку во времена античности единственный полный разгром пиратов свершил Помпей Великий в 67 году до н.э. Для этого Сенат Республики дал ему экстраординарные полномочия и право подчинять себе все силы, которые ему были необходимы. Ему также была передана власть на всем побережье Средиземного моря и на 75 км вглубь суши (хотя Риму тогда подчинялось далеко не все морское побережье).
Почему Рим ополчился на пиратов? Они зарвались: довольно долго нападали на римские суда, захватывая и обращая в рабство римских граждан. Но в одной из своих кампаний они покусились на поставки зерна в метрополию. Такие их действия угрожали Риму голодом и волнениями, потому и решено было их уничтожить.
Помпей собрал флот в 500 кораблей, большую армию и прошел море из конца в конец, громя всех, кого счёл пиратами, захватывая их корабли, осаждая и уничтожая их порты и крепости. На несколько веков пиратство было разгромлено.
Но пал Рим, началось Средневековье и на море опять начался разбой. На этот раз — с сильной исламской составляющей. Арабские пираты стали бичом и ужасом жителей всех прибрежных областей Средиземноморья. Ни одно судно, проходившее Средиземным морем, не было в безопасности. Пираты высаживались, отправляли вооруженные отряды вглубь суши, захватывали мирных жителей, вывозили их к себе и продавали на рабских рынках.

Подсчитано, что с XVI по XIX вв. на невольничьих рынках Магриба было продано свыше миллиона христианских рабов, мужчин, женщин, детей.
Что такое Магриб? Это страны, расположенные на северном побережье Африки западнее Египта: Алжир, Тунис, Ливия и Марокко. Кстати, до сих пор существует Союз Арабского Магриба, у них даже эмблема своя есть.
Здесь в очень сложных природных условиях в глубине территории жили племена берберов, а в прибрежных районах в удобных бухтах располагались порты, в которых сначала хозяйничали финикийцы, потом тут расположились карфагеняне, потом римляне. В VII веке эти территории завоевали арабы.
После этого Магриб стал фронтиром — линией столкновения христианства и ислама. Помогли своим единоверцам турки-османы. Для Османской империи берберийские пираты стали орудием, инструментом геополитической игры.
А христиане-католики добавили в костер войны еще толику горючего, совершив Реконкисту (крестовые походы). Ведь после того, как она свершилась, территория Иберийского полуострова, ранее бывшая землей ислама, превратилась в форпост ярой католической веры. А «неверные» бежали — и именно в страны Магриба.
При этом воины Реконкисты, освободив от иноверцев огромные территории полуострова и основавшие там королевства Испании и Португалии, хотели распространить свое влияние и на север Африки. Вот тут-то мусульманское единство отлично сыграло против разности интересов разобщенных христианских государств Европы.
У Англии были свои интересы, у Франции свои. Франция боялась усиления Испании, Англия стремилась ограничить усиление и Испании, и Франции. Потому все они в разное время заключали договора с османами — против конкурентов-христиан.
Потому века и века по лазурной глади Средиземного моря носились пиратские корабли из Магриба. И часто их, в их борьбе с одной из христианских стран, поддерживали другие (тоже христианские) страны.
Потому с XVI по XIX вв. здесь шла постоянная война. А в такое время часто могут проявить свои таланты военных моряков те, кто в военном флоте мирного времени не имел бы шансов показать себя. Во флоте магрибских пиратов такими были братья Барбаросса, Арудж и Хизир (также известный как Хайр-ад-Дин). Они оба начали службу во флоте и достигли очень высоких должностей.
Арудж начал служить в военном флоте османов, попал в плен к христианам и был рабом на их галерах. Ему удалось освободиться, и он решил заняться более выгодным мореходным делом — пошел в пираты. Он сумел получить богатую добычу и договорился с эмиром Туниса об «аренде» острова Джерба. Заполучив надежную базу, он стал грабить христиан. Он захватывал их корабли, осаждал и брал крепости. Когда в 1518 году он был убит в бою, ликованию испанцев не было предела.
Брат Аруджа Хизир оказался намного более удачливым и опасным пиратом Средиземного моря. Под именем Хайр-ад-Дин Барбаросса этот пират на службе у Сулеймана Великолепного достиг очень многого, став, в том числе, адмиралом флота османов. Дожив до глубокой старости, он умер не побежденным на море.
Только когда Великая Порта потеряла свою мощь, когда Османская империя начала съеживаться, будучи не в силах править всеми захваченными территориями, только тогда пиратство на Средиземном море было в основном ликвидировано.

Итак, вот в чем отличие одного пиратства от другого:
- Средиземноморское началось на две с половиной тысячи лет раньше, чем пиратство Вест-Индии, но за это время пережило множество периодов и взлетов и падений.
- Здешнее пиратство в эпоху Средневековья и позже имело, в значительной части своей, религиозный оттенок, мусульмане воевали против христиан (и наоборот).
- Помощь огромной мусульманской Османской империи была во много раз сильнее, чем тайная поддержка англичан против испанцев на Карибах.
- Территория пиратских государств в Северной Африке была гигантской, несравнимой с несколькими островами, имевшими несколько спорную принадлежность, на Карибах.





Игорь, думается что возникновение пиратства вряд ли можно относить к какому-то веку, тем более годам. Когда появились протоптанные тропинки, появились грабители.
Когда появились торговые караванные пути, появились разбойники.
Когда товары начали перевозить по морю, появились пираты (они же разбойники и грабители, но уже морские). Дальше можно было бы их сертифицировать на флибустьеров, корсаров и прочих, даже служащих по неким договорённостям "короне", государству, но это, согласитесь, всё равно разбойники. Это моя, пусть и субъективная оценка явлению, вне зависимости от того, где и в каких морях они пускали кровь.
Не зря "Морское право" однозначно трактует пиратство как международное преступление, не взирая на причины появления и существования его у каких-либо берегов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Категорически не согласен,Владимир Голубков!
То есть, то, что разбойники появились как только появились перевозки товаров (даже раньше чем появились караваны) - это да.
Что перевозка товаров по морю привела у возникновению морских разбойников или пиратов - тоже верно.
Но пираты Вест-Индии, Карибов и пр. - совсем другая история.
На Средиземном море османы превратили пиратов Туниса/Марокко/Ливии в свою длинную руку. Но и "христианские" страны не брезговали их поднанимать, чтобы ослабить противника.
А на Карибах была совсем другая история, там с самого начала правительства европейских стран подзуживали "своих" капитанов стать каперами/флибустьерами/... - им давали патенты, звания капитанов своего флота - лишь бы они грабили корабли чужих стран и их колонии, ослабляя тем самым недругов своей страны.
При этом и флибустьеры и каперы пиратов не жаловали, публично назвать кого-то пиратом там и тогда было тяжким оскорблением, поводом для дуэли.
Все знаменитые "пираты" (как их называют в наше время) имели патенты и числились капитанами и адмиралами флотов своих стран.
Но времена меняются, прошло время пиратской демократии на Карибах и самые знаменитые из капитанов бросили это дело, став дворянами, один даже генерал-губернатором стал.
А тех, кто не понял, что время ушло - бывшие товарищи, уже на службе военно-морских флотов - догнали, разбили и повесили тех, кто не погиб при абордаже.
0 Ответить