• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Павел Островский Профессионал

Разрешает ли Православная церковь развод?

В современном обществе есть много давно сложившихся стереотипов; но есть и те, которые появились относительно недавно. Один из подобных стереотипов — это мнение, что Православная церковь запрещает развод. Давайте проведем исследование этого вопроса и выясним, так ли это на самом деле?

Фото: Depositphotos

История стереотипа и причина его возникновения

С 1722 года по приказу Петра I были созданы первые церковные метрические книги, в которых делались записи об изменениях в жизни людей: рождение, брак, смерть. Эта функция принадлежала Православной церкви вплоть до 1917 года, пока не был принят декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», разрешающий регистрацию брака в муниципалитете.

Учитывая, что революция наложила свой отпечаток на жизнь людей: храмы закрывались, любая какая-либо пышность осуждалась, то рано или поздно люди перестали в начале ХХ века в России хоть как-либо регистрировать браки (храмов не было, а традиции ходить в загс были не привиты). По этой причине появилось множество так называемых «гражданских» браков, то есть семей, которые не были никак зарегистрированы. Очень важно знать, что Церковь всегда признавала эти семьи как полное законное супружество — это делалось по причине понимания церковными властями сложившейся ситуации.

Постепенно вопрос о создании семьи, о ее сохранении или о разводе плавно перешел из церковных рук в гражданские; а учитывая советскую пропаганду и запрет на все православное, ясно, что люди не могли никак знать церковных канонов в этом вопросе и церковных традиций.

И когда СССР распался и люди получили возможность свободно ходить в храм, и не только регистрировать браки, но и венчаться, то по какой-то странной причине массово этого делать они не стали.

Объяснялось это тем, что, дескать, если повенчаешься, то разводиться уже будет нельзя. Причина этого неверного мнения проста: духовно-нравственное образование населения в то время (да и сегодня ничего не изменилось особо) было на уровне нуля, а заставить себя сходить в храм и узнать там, как все реально обстоит на самом деле, никто особо не хотел — то ли стеснялся, то ли считал себя и так самым умным, то ли просто считал, что венчание — это пережиток прошлого.

Из всего этого вы, наверное, уже поняли, что Церковь в некоторых случаях разрешает развод супругов. Что это за случаи такие?

Право на развод

1. Каждый имеет право на развод, если его супруг (а) совершил грех прелюбодеяния (измену).

Это право имеет каждый, так как об этом сказал сам Иисус Христос:

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; (Мф. 5, 32).

Стоит также заметить, что это право имеет именно невиновная сторона, а не та, которая совершила грех.

Поместный собор Русской православной Церкви, 1918 г.
Поместный собор Русской православной Церкви, 1918 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В 1918 году состоялся Поместный собор Русской православной Церкви, в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» он признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также:

2. Отпадение супруга или супруги от православия.

Сегодня также стоит добавить, что уход супруга (и) в секту также является поводом для развода.

3. Противоестественные пороки.

В случаях, когда один из супругов пытается склонить свою половину на различные противоестественные грехи: гомосексуализм, лесбиянство, зоофилия, педофилия и т. п.

4. Неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения.

Стоит добавить важное дополнение, что это относится только к тем случаям, когда это было специально скрыто от супруга (и).

Например, муж был бесплоден и знал это, но утаил это от своей жены. Или какое-либо уродство, которое также было специально скрыто.

5. Заболевание проказой или сифилисом.

Учитывая, что в 99 случаях из 100 виноват в этих болезнях сам больной, то дается право на развод пострадавшей (здоровой) стороне.

6. Длительное безвестное отсутствие.

И. Е. Репин, «Не ждали», 1884 г.
И. Е. Репин, «Не ждали», 1884 г.
Фото: artchive.ru

Принято считать, что после 5 лет безвестности можно создавать новый брак. Но все-таки каждый случай должно рассматривать конкретно.

7. Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

Думаю, здесь вопросов ни у кого нет.

8. Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.

Очень часто многие наговаривают на Церковь, что она заставляет жен терпеть побои от мужа. Это ложь. Церковь в этих случаях дает право на развод.

9. Снохачество.

Половое сожительство свекра со снохой.

10. Сводничество.

Сутенерство. Если, к примеру, жена узнает, что ее муж является сутенером, то она имеет право на развод.

Ян Вермеер, «У сводни», 1656 г.
Ян Вермеер, «У сводни», 1656 г.
Фото: ru.wikipedia.org

11. Извлечение выгод из непотребств супруга.

То есть такого рода аномальные ситуации, которые, к сожалению, сегодня имеют место, когда, скажем, муж побуждает свою жену к заведомо недоброй жизни и при этом извлекает для себя какую-то материальную выгоду.

12. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.

Здесь все понятно.

13. Злонамеренное оставление одного супруга другим.

Муж выгнал жену из дома, к примеру. Она после этого имеет право на развод.

В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Эти добавления были внесены на Соборе Русской православной Церкви в 2000 году.

На примере рассмотрения этого сложного вопроса хотелось бы, чтобы читатели сделали вывод и в дальнейшем в церковных и духовных вопросах ориентировались не на общественное мнение (почти всегда стереотипное), а на компетентных и образованных людей.

Статья опубликована в выпуске 30.11.2010
Обновлено 27.07.2022

Комментарии (34):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дмитрий Синцов Читатель 30 апреля 2018 в 20:50 отредактирован 20 мая 2018 в 14:55 Сообщить модератору

    Как ловко оказывается можно оправдать массовые разводы!

    Они же все грешники, ну и давайте тогда вместо того чтобы прощать - массово разводиться!

    А ведь та же самая православная церковь до революции очень редко разрешала разводы, случаи были единичными.

    Вспомнив одни слова Иисуса забыли про другие что кого соединил Бог, человек да не разлучит. И забыли о том что люди должны прощать друг друга, забыли что Иисус сказал что развод это злое сердце.

  • Павел Островский, интересная статья. Узнал новое - снохачество.

  • Натали Портман Читатель 1 декабря 2010 в 10:04 отредактирован 25 мая 2018 в 05:42 Сообщить модератору

    Я и не думала, что все так вот обстоит

  • Гм, хорошо, что Дамиану де Вёстеру жениться не надо было... Это же надо, "Учитывая, что в 99 случаях из 100 виноват в этих болезнях сам больной", приравнять проказу к сифилису...

  • спасибо. очень интересная статья )))

    Оценка статьи: 5

  • Статья как раз для меня. В настоящее время мой друг, глубоко верующий человек, готов к разводу, но сомневается.
    Надеюсь, теперь сомненья уйдут, так как церковь, судя по статье, в его случае развод разрешает.

    Оценка статьи: 5

  • Павел, спасибо за интересную статью.

    Оценка статьи: 5

  • Павел Островский, возможно несколько преувеличена роль церкви в отношении супружества в современном мире.
    И потом, "сожительство" на территории СССР стали именовать "гражданским браком" значительно позже, во второй половине ХХ века. С 1926 по 1944 год этот термин существовал в наших пределах законодательно, обозначая брак, зарегистрированный в государственных органах.

    Оценка статьи: 5

    • Валерий Сатокин, вот я прохладно отношусь к штампу, но венчаться бы хотела. А то у меня бывают "приступы" угрызений, что я в прелюбодеянии живу...

      Оценка статьи: 5

      • Ксения Печий, бывает... А почему всё-таки венчаться? Почему не законная регистрация? Венчание - это ведь тоже всего лишь обряд, хоть и церковный. И к Богу, по сути, имеет отношение малое, несмотря на повальное увлечение именно с таким объяснением.

        Оценка статьи: 5

        • Валерий Сатокин, венчать можно только после регистрации - это раз.
          Венчание - это не обряд, а таинство. Если вы не знаете разницы между таинством и обрядом, то советую ознакомиться скорее с этим вопросом.
          К Богу имеет самое прямое отношение, так как по определению венчать может только Бог.

          Оценка статьи: 5

          • Павел Островский, на пышные словеса церковь, особенно православная, всегда была горазда. Зачастую, кстати, говорят: таинство брака - обряд венчания. Конструкция эта появилась не одновременно с христианством, а значительно позже. Про Россию Вы в статье сами указали: было окончательно закреплено царским указом. Всё, с этим связанное, придумано и установлено людьми. Ну и где здесь Божественное предопределение? Это как причисление к лику святых обыкновенных смертных - надо же церкви авторитет и денежку зарабатывать. (Яркий пример история с Жанной д'Арк).

            Оценка статьи: 5

            • Валерий Сатокин, "пышные словеса" понятие растяжимое. Если мудрые слова выглядят пышно, то пусть так... главное, чтобы они помогали людям обрести Истину.
              А если за "пышными словесами" стоит обман, то тогда это безусловное зло. Вы уж определитесь в каком именно контексте употребляете это выражение. И если во втором, то укажите на ложь.

              "Зачастую говорят" - это не аргумент совершенно. Богословские понятия "таинство" и "обряд" радикально разные; и если вы этого не знаете, то не надо даже начинать богословский диспут.

              Конструкция всего литургического предания Церкви появилась позже появления христианства, и это вполне обоснованно, так как на строительство Церкви ушли века.
              Изначально венчание молодоженов закреплялось просто объявлением всеобщим о создании семьи и совместным причастием Святых Христовых Таин.
              Как отдельное действо венчание сформировалось к 7 веку, и остается таким же до наших дней. А при Петре Первом была введена метрическая книга, а не само венчание.
              Про такие сложные богословские вещи, как Божественное Предопределение, как почитание святых, канонизация святых в свете вашего не знания различий между таинствами и обрядами я даже не буду начинать писать.

              Жанна д`Арк имеет такое же отношение к Православию, как и вы к знаниям Православия.

              Оценка статьи: 5

              • Валерий Сатокин Валерий Сатокин Мастер 1 декабря 2010 в 08:11 отредактирован 1 декабря 2010 в 08:12 Сообщить модератору

                Павел Островский, а мне все равно какая церковь обманывает! Или Вы хотите сказать, что Православие святее всех святых? Да само по себе наличие великого множества христианских конфессий, служители каждой из которых утверждают истинность именно своего направления, говорит о том, что церковь и Бог мало общего имеют. Если конкретно, то церковь есть разновидность бизнеса. Причем не самого чистого ибо играет на чувствах людских.
                А исторические подробности мне и без Вашего экскурса ведомы. Можете не затрудняться. Я Вам совершенно о другом говорил в соответствии с темой статьи.
                Вы справдливо заметили, что "на строительство Церкви ушли века", однако оставили в стороне вопрос о том, кому и зачем это было нужно? Сам я убежденный атеист, но полагаю, что действительно верующему человеку для общения со Всевышним церковь со всеми ее причандалами абсолютно без надобности. Это ловкачи от религии (хоть православные попы, хоть ксендзы, хоть жрецы египетские!) за многие годы постепенно приучили народ к посещению своих заведений и попутно соорудили массу обрядов (таинств, если хотите), за сотворение которых взимается немалая мзда.
                По моему глубокому убеждению причины любых исторических явлений сокрыты в экономике. И церковь здесь не исключение. А все эти канонизации, сонмы святых и прочая, прочая, прочая - сопутствующая мишура.

                Оценка статьи: 5

                • Павел Островский Павел Островский Профессионал 1 декабря 2010 в 11:28 отредактирован 1 декабря 2010 в 11:29 Сообщить модератору

                  Валерий Сатокин, приведите мне пример хоть одного обмана Православной Церкви, и я не буду считать вас лжецом.
                  Множество конфессий христианских - это вы о чем? Православие, католицизм, протестантизм - всего три.
                  Истинность Церкви определяется по четырем параметрам (соборность, апостольство, святость, единство); каждый человек, который будет интересоваться историей религий, общецерковной историей, сможет с легкость определить причины расколов и кто в них был прав, а кто нет.
                  Общаться с вами совершенно не хочется, так как вы, к сожалению, не напоминаете мне атеиста (человек с материалистическим мировоззрением), а скорее похоже на сектанта - а ля генерала Петрова Мерогора. ;)

                  Прошу не писать в моих статьях комментариев, так как они позорят вас и отвлекают других от заданной темы.

                  Оценка статьи: 5

                • Валерий Сатокин, вы ошиблись, вообще-то, здесь не диспут о любви и дружбе или о религии и атеизме. Это блог статьи на конкретную тему. О своих религиозных или антирелигиозных воззрениях вы можете сообщить городу и миру в своем блоге или своей статье. Будучи убежденным атеистом, выкажите себя цивилизованным человеком и проявите, пожалуйста, уважение к праву других людей делать выбор.
                  В блоге этой статьи для вас миссия закончена, дальнейшие ваши выступления здесь будут удаляться.

                  • Люба Мельник, извините, конечно, но вообще-то я отвечал автору статьи.

                    Оценка статьи: 5

                    • читать дальше →

                      • Люба Мельник,читать дальше →

                        Оценка статьи: 5

        • Валерий Сатокин, нет ну отчего же -- я бы и зарегистрировалась Меня ведь две бабушки и мама до двадцати лет воспитывали, что женщина, проживающая без мужа -- это сожительница и это плохо. Это вроде как принадлежность к неблагополучным или криминальным кругам. Так тогда было.
          Сейчас же всё наоборот, последние лет пять женщины рвут блузы на грудях и кричат о свободе личности и свободе выбора.
          А я вот такая... старомодная...
          А насчёт венчания -- я всё таки верующая. Не до фанатизма. И (свинюшка) не каждое воскресенье в церковь хожу. В отличии от моей мамы, которая каждое воскресенье ходит, и постится, и за всех нас домашних молится, службы заказывает. Но просто как-то так в моей жизни сложилось, что в Богая верю не потому, что все, или принято, а потому что в советское атеистическое время сама к этому пришла, нашла у бабушки катехизис, тайком прочитала и поняла, что вот такой вот добрый всёпрощающий друг мне нужен в жизни. "Отче наш" сама выучила, и молилась вечерами. Так как-то оно случилось. И крестик стала носить три года тому. До того медальйон носила.
          На одном участке работала, сын хозяина (6 лет) три дня наблюдал, не выдержал, спросил:"А почему ты всё время вот это носишь?" А я ему сказала:"Это крестик -- символ веры. Я его ношу, потому что верю в Бога."

          Оценка статьи: 5

          • Комментарий удален
            • Вест Неруш, объясняю почему необходима регистрация до венчания.

              Если раньше люди свое слово данное человеку считали самым весомым доказательством и стояли за него даже до смерти, то сегодня, к сожалению огромнейшему, это явление мы встречаем редко.
              Вот и получается, что иногда люди сначала просят повенчать их, а затем обещают расписаться... Батюшка венчает их, а они через пару дней ругаются и расходятся... и все... А по закону они вроде бы даже и не муж и жена...
              Важно понимать отношение Церкви к законам гражданским. Еще Христос сказал: "Кесарево кесарю, а Божие Богу."
              Вот и нужно сначала все сделать по закону, тогда и Бог благословит брак этот.

              Оценка статьи: 5

    • Валерий Сатокин, от того что его стали именовать "гражданским браком" сожительством оно быть не перестало.

      Оценка статьи: 5

      • Павел Островский, конечно не перестало, только у Вас в статье такое использование термина "гражданский брак" отнесено к началу двадцатого века, а это не соответствует действительности.

        Оценка статьи: 5

        • Валерий Сатокин, я писал о причинах появления современного сожительства.
          Все начиналось именно с начала 20 века.

          Причем я уточнил специально в статье, что отношение Православной Церкви к тем не зарегистрированным бракам и к современному сожительству разное.

          Оценка статьи: 5

          • Павел Островский, да по сути Вы, наверно, правы! Я Вам о терминологии толкую тогда - это было одно; нынче другое. А Вы современное название перебросили почти на сто лет назад, а оно тогда другой смысл имело и было законодательно закреплено. В России впервые декретом СНК "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», от 18 декабря 1917 г.

            Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален