• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Вадим Гарин Мастер

Зачем человеку деньги?

Как-то глупо звучит фраза «зачем деньги?». Каждый знает зачем и то, что их всегда мало. В мультфильме «Золотая антилопа» на вопрос, что если денег будет слишком много, жадный раджа отвечает: «Глупое животное! Денег никогда не бывает слишком много!» Раджа погибает под тяжестью огромной кучи засыпавших его монет.

Фото: Depositphotos

Идеология и мораль советского времени очевидна и проста. Никто особо не заморачивался этим вопросом. Существовал стереотип: есть зарплата. То есть деньги в виде заработанной платы за свой честный труд. Учись, работай как можно лучше и больше, получай престижную по тем временам профессию и будешь иметь высокую зарплату. Ее размер мог превысить рядовую в три-четыре раза.

Например, если зарплата станочника на заводе могла быть в пределах 200−300 рублей в месяц, то зарплата директора завода составляла 250−400 рублей. Были отдельные категории профессий, которые имели более высокую оплату, но они были связаны с экстримом или очень вредными условиями труда.

Зарплата директора завода в СССР составляла 250−400 рублей
Зарплата директора завода в СССР составляла 250−400 рублей
Фото: Depositphotos

Путь наверх к хорошей должности и зарплате мог существенно сократиться при наличии влиятельных родственников или любых других протеже, но был достижим и без «мохнатых рук» за счет знаний, трудолюбия, целеустремленности. Любой другой путь получения больших денег, опять же по советским меркам, был криминальным.

Безработица отсутствовала, и поэтому неработающие индивидуумы преследовались обществом и законом как тунеядцы. Предпринимательство отождествлялось со спекуляцией и также попадало под соответствующую статью в УК РСФСР. Деньги, добытые таким путем, назывались «нетрудовыми доходами».

Положение человека в обществе определяли не по его доходу, а по занимаемой должности или по его блатному потенциалу. Человек, даже не имеющий хорошей должности, но со «связями» или «возможностями», был чрезвычайно полезен, решал «вопросы» — значит, попадал в разряд уважаемых и без высокой зарплаты.

Вопрос, кто сколько «получает», звучал в быту обыденно и достаточно широко обсуждался. Все это участвовало в формировании жизненных ценностей советского человека. Хорошо все это или плохо? Чем и почему? Сложный вопрос, и сразу на него не ответишь. Жили по советским правилам, и деньги для российского менталитета всегда были связаны с этическими категориями добра и зла.

Нам говорили: «Деньги — зло! Не златом славен человек, а делами!» Тем самым внушалось презрительное отношение к деньгам. К накопительству относились как к стяжательству и тем несуразнее стали молиться на деньги после распада СССР. Происходящие в обществе кардинальные изменения повлекли изменение сознания людей, особенно среди молодежи, которые в большинстве на «ура» приняли новую идеологию. В их сознании произошла переоценка ценностей старшего поколения, но она породила и внутренние личностные и внешние конфликты.

Нам говорили: «Деньги — зло! Не златом славен человек, а делами!»
Нам говорили: «Деньги — зло! Не златом славен человек, а делами!»
Фото: Depositphotos

Что мы получим в итоге — прозападную идеологию, где положение в обществе имеет обязательную денежную составляющую, то есть владение деньгами дает материальные блага, власть, уважение, или бывший советский народ выработает опять что-то свое? Время расставит все на свои места. Сама формация «советский народ» в 90-е считалась негативной и осмеивалась. Появилась клички «советикус», «совки». Жили они, конечно, в стране Совдепии.

Столкнувшись с ростом национальной розни, В. Путин по телевидению озвучил новый подход к проблеме: оказывается, коммунисты были не такие уж дураки, что выдумали эту новую формацию — «советский народ»! По аналогии, видимо, мы теперь называемся российским народом. Может быть, и советские жизненные ценности будут переосмыслены? Поживем — увидим.

Проблем в стране хватает. При образовании пропасти между имущими и неимущими, которая становится все шире и глубже, погоня в обществе за деньгами выходит на первое место, подавляя все ранее существующие ценности.

А если ты такой умный, то почему такой бедный?
А если ты такой умный, то почему такой бедный?
Фото: Depositphotos

Поэтому вопрос, что же такое деньги и зачем они, какое место занимают в жизни, при всей кажущейся простоте становится актуальным как никогда. Статья не претендует на научный подход к проблеме. На тему денег написано много и нашими, и зарубежными учеными. В Интернете я увидел весьма обширную библиографию. Даже появилась особая отрасль социологии: «социология денег».

У меня же толчком к размышлениям на тему денег стали споры по проблеме с женой, молодыми родственниками и их друзьями. Особенно зацепили слова, брошенные одним из них:

— А чего, собственно, ты и ваше поколение достигли? При всех ваших регалиях и орденах, вы не можете себе позволить даже малой части того, что имею я! У меня хорошая машина, отдыхать я ездил в Турцию… А если ты такой умный, то почему такой бедный?

И действительно. Занимая относительно высокое место в советской иерархии, имея большую по советским меркам зарплату, ученые звания, правительственные награды, я считался уважаемым человеком в системе отрасли. Несмотря на это к 90-м годам мог похвастать лишь обычным набором советских благ: квартира, дача и машина «Жигули». То есть — опять же по советским меркам — был вполне обеспеченным человеком.

Даже имел право на персональную пенсию в советском государстве, но к моменту ее получения все мы стали жить уже в другой стране и сразу почувствовали себя одураченными вконец! «Уплыла» и персональная пенсия! Мизерный размер пенсии предполагал нищенское состояние на всю оставшуюся жизнь.

Квартира, дача,
Квартира, дача, «Жигули» — признаки советского благосостояния
Фото: ru.wikipedia.org

Уважение тоже осталось в прошлом! Многие из нас встали в ряды кооперативного движения, чтобы улучшить свое материальное положение. Однако многолетняя работа в советской производственной системе наложила определенные штампы экономического мышления и поведения, которые исключали авантюризм, риск и беспредел. Многое из того, что знали мы и умели, оказалось ненужным в новой ситуации, а для перестройки мозгов необходимо время.

Гораздо гибче оказались бывшая партийная и советская номенклатура. Они опять оказались первыми у кормушки. И пока мы учились бизнесу, молодые, не отягощенные моральными принципами предприниматели, давали взятки, хватали льготные кредиты, не платили налогов и «рвали бабки» любыми методами! Они особо не лезли в производство товаров — они пользовались ситуацией, хапали все, что плохо лежало, торговали в мутной воде, оказывали сомнительные услуги, многие стали челноками.

Пользуясь установленными либеральными ценностями и новым законодательством, стали разъезжать по заграницам, заимели недвижимость, строили замки в «долинах нищих». Так окрестили жители городов их «резервации» с колоннами, башенками и контрфорсами и прочими атрибутами стилей прошлого. Покупали дорогие иномарки, жили на широкую ногу.

(Я намеренно не касаюсь обогащения бывшей партийной, советской элиты и части руководителей крупных предприятий, которые в момент переворота были «у руля». То есть в нужном месте и в нужный час!)

Деньги являются единственным бесспорным мерилом преуспевания
Деньги являются единственным бесспорным мерилом преуспевания
Фото: Depositphotos

Так вот именно у них, молодых, мгновенно прорезалось новое мышление, не отягощенное старым. На все они смотрят и оценивают через призму рубля. Рассмотрим, такое ли уж это новое мышление? Оно, как, впрочем, и другие западные ценности (весьма сомнительные), усиленно навязывается нам из-за «бугра».

С. Б. Абрамова, изучающая социологический подход к исследованию денег в «Известиях Уральского госуниверситета», приводит слова американского социолога и историка Ч. Миллса:

деньги являются единственным бесспорным мерилом преуспевания, а преуспевание в Америке считается высшей ценностью. Моральный мандат на успех осуществляет давление, побуждает добиваться успеха честными или, если невозможно, нечестными методами. Материальное положение человека влияет на его образ: богатые воспринимаются счастливыми, здоровыми, а бедные — несчастными и ленивыми.

Вы, читающие это, согласны с Миллсом? Думаю, что далеко не все. А как же воспринимать, например, психологию обыкновенного учителя или врача? Ученого, наконец, имеющего невысокие доходы, но при этом любящего свою профессию, работу?

Никто не откажется от денег
Никто не откажется от денег
Фото: Depositphotos

Никто и никогда не откажется от денег. Оплата труда должна быть достойной и адекватной. Но если успех добыт нечестными методами, особенно в сфере госслужащих, он порождает коррупцию, которая приняла невиданный ранее в России размах и мешает нам жить.

Именно поэтому нам всем необходимо осмысление сущности денег при возросшей их значимости. Они на наших глазах превращаются в абсолютную и единственную ценность, а ценность денег, как средства обращения, заключается в их покупательной способности. Таким образом и выстраивается общество потребления.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 8.06.2021
Обновлено 9.06.2021

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 8 июня 2021 в 01:20 отредактирован 8 июня 2021 в 01:22 Сообщить модератору

    ...Именно в таком духе и мне хотелось написать статью, но у автора получилось недостижимо лучше.Но денежная тема нашла выход в стишке-самоделке. "Я хочу, чтоб денег было слишком много, // как носков или бейсбольных кепочек. // Чтобы не хотелось ничего другого, // кроме как домашних тапочек. = Чтобы выручать в беде кого попало // беспроцентной ссудой без отдачи. // И чтоб горя было мало-мало // и побольше бы - удачи. = Чтобы всем всего всегда хватало без излишеств. //чтобы двигалось легко, как в детстве // и побольше было бы количеств // добрых, интереснейших людей в соседстве"
    Оценка - высшая

  • **Безработица отсутствовала…**
    Ну об отсутствии безработицы можно было и не упоминать, т. к. её у рабов и быть не может.
    **Нам говорили: «Деньги — зло! Не златом славен человек, а делами!» Тем самым внушалось презрительное отношение к деньгам. К накопительству относились как к стяжательству...**
    Да, я помню, какая кампания против «накопительства» развернулась в 1960-ом году.
    По радио и телевизору рассказывается, как папа приходит из магазина и видит, что его сын радостно засовывает копейку в керамическую свинью-копилку. (Тогда были дети, которые таким способом копили деньги на свои детские нужды.) Отец громовым голосом: «Так вот почему в магазинах нет мелочи и кассиры не могут работать!» С этими словами он разбивает свинью-копилку, собирает мелочь и относит её в магазин. И начались статьи, выступления всяких сергеев дмитриевых о пагубном воздействии на детей «отрыжки капитализма - накопительства» и т. п. Эта кампания резко кончилась после денежной реформы, во время которой прошла деноминация, в ходе которой бумажные деньги и монеты от 5 коп. и выше обменивались в соотношении 10:1. Монеты в 1, 2 и 3 копейки остались в хождении по той же цене как новые, т. е. выросли в 10 раз. Таким образом дети, чьи родители поленились или проигнорировали «призыв партии и правительства», увеличили свой нищенский «капитал» в 10 раз. Удивительно, сколько энергии потратили власти, чтобы лишить полунищих детей такой маленькой радости.