• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Как проходили студенческие практики в советском университете?

Часть 4. Легендарный Сталинград

Записки из личного дневника о практике советских студентов в послевоенные годы.

Фото: Depositphotos

Начало истории

В Сталинград мы прибыли 14 августа в 13 часов дня. Легендарный город-герой предстал перед нами во всей своей красоте, покорил нас сразу, как только мы сошли с борта теплохода.

Напротив пристани, по крутому склону вверх от Волги, ведет в город великолепная лестница, широкая, переходящая в улицу. Город утопает в зелени, каждую улицу можно назвать аллеей. Просто не верится, что 16 лет назад здесь были сплошные руины после великой Сталинградской битвы.

В Сталинграде практически не было ни одного целого дома, не говоря уже о деревьях, от которых не осталось даже пней. А сейчас широкие проспекты украшают великолепные здания Планетария, Драматического театра, Дворца труда, железнодорожного вокзала, Дворца пионеров, Обкома и Горкома Партии. Многие дома украшены колоннами, лепными карнизами и т. п. На площадях появились фонтаны, скульптуры. Сталинград, как птица Феникс, буквально возродился из пепла, и его можно назвать одним из красивейших городов Поволжья.

16 августа мы с группой днем ездили на Мамаев курган. Вообще-то, накануне вечером мы съездили на Курган вдвоем с подругой. Нам очень понравилась чудесная вечерняя панорама города, которая открывается сверху, с кургана: море огней по всему берегу Волги на десятки километров. Днем такого зрелища, конечно, не было, но зато мы смогли хорошо осмотреть места боев и представить себе гигантское поле битвы на Волге.

Были у всех братских могил, ходили к танку, установленному на месте встречи двух фронтов 2 февраля 1943 года. Здесь было закончено окружение фашистских войск под Сталинградом, решившее исход войны. По дороге находили множество гильз от обычных и бронебойных пуль, части мин и снарядов, даже видели череп человека. И это через 16 лет после битвы! Что же было здесь сразу после сражения? Трудно представить!

Мемориал на Мамаевом кургане
Мемориал на Мамаевом кургане
Фото: Depositphotos

Хочу добавить, что тогда, в 1959 году, на Мамаевом кургане еще не было мемориального комплекса и не возвышалась фигура Матери-Родины! Только начинались подготовительные работы. На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более чем 35 000 защитников Сталинграда.

Побывали мы в музее обороны Сталинграда. Сколько же людей погибло, защищая этот кусочек дорогой советскому человеку земли на крутом правом берегу Волги! Символом мужества защитников Сталинграда стал знаменитый Дом Павлова, в котором 58 дней и ночей группа воинов держала оборону, отбивая атаки врага, у которого мы тоже побывали во время экскурсии.

В Сталинграде во время нашего пребывания стояла очень жаркая погода, днем, даже в тени, было больше +30 градусов. Я к такой погоде была непривычна, и у меня случился тепловой удар впервые в жизни. 17 августа мы с группой поехали на экскурсию на знаменитый Сталинградский тракторный завод, по дороге мне стало плохо, случился обморок, и меня в сопровождении Нелли отправили в общежитие, отлеживаться. Было очень жалко, что я не увидела такого завода.

На другой день я чувствовала себя уже гораздо лучше и вместе со всеми ездила на металлургический завод «Красный Октябрь». Завод выплавляет в основном качественные стали. Нам показали мартеновский цех. Мы попали как раз к моменту окончания плавки, ее выпуску.

Какое дивное зрелище! Сначала сталь идет небольшой струей в лётку, потом устремляется огненным потоком в ковш. Из ковша ее разливают в изложницы. Стальные слитки из изложниц поступают на блюминг, где превращаются в брусья. Затем брусья, после подогрева, в прокатном цехе раскатывают в прокат, листовое железо и т. д. Мне все очень понравилось, особенно разливка стали.

Пребывание в Сталинграде подошло к концу, да и практика близка к завершению. 19 августа в три часа дня мы уже были на борту парохода «Хирург Вишневский» и отплывали в направлении Ростова-на-Дону. Пароход, конечно, не сравнить с теми огромными теплоходами, на которых мы путешествовали до этого, но все-таки хорошо плыть по воде. Теперь наш путь проходит по Волго-Донскому судоходному каналу длиной 101 км, связавшему две реки.

Канал открыт для судоходства с 1952 года, он начинается от Сталинграда, имеет 13 шлюзов и заканчивается у города Калач Ростовской области. Благодаря этому каналу соединились пять морей: Черное, Азовское, Балтийское, Белое и Каспийское. Суда типа река-море теперь свободно преодолевают путь из одного морского бассейна в другой, а Москву стали называть портом пяти морей.

Прохождение через шлюзы занимает очень много времени. Было интересно смотреть, как постепенно вместе с водой поднимается пароход, открываются ворота шлюза и мы поднимаемся в следующий шлюз. От Волги часть шлюзов поднимает суда, а потом идет постепенный спуск к Дону.

В Ростове я пробыла с группой недолго, побывала на обзорной экскурсии по городу. Город мне не понравился, какой-то грязный, шумный, а может, на меня плохо действовала жара. Здесь мы расставались с нашей группой до осени. Все могли отправляться по своим маршрутам на каникулы — кто в Ленинград, кто в другие места. Я собралась поехать в гости к своим родственникам, в Казахстан, под Актюбинск. А вся поездка осталась в нашей памяти на всю жизнь, как подарок от университета.

Статья опубликована в выпуске 1.03.2022
Обновлено 2.06.2023

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: