• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Кашкаров Грандмастер

Как жить в эпоху перемен?

Часть 1

Сегодня есть еще люди, мысли и поведение которых близки к панике. Больше всего страшит утрата стабильности и невозможность спланировать собственное будущее. Как с этим справиться и направить свою жизнь в более спокойное русло, вы узнаете из статьи.

М. З. Шагал, «Революция», 1937 г. Фото: artchive.ru

Людей страшит ощущение неопределенности завтрашнего дня и дальнейшей перспективы. Чтобы понять свойственное во все времена человеку состояние, уточним причины.

Ощущение беспокойства — это эмоция, страх, сильнейшая эмоция, подчас гораздо сильнее чувства любви. Любая эмоция предполагает отношение к происходящему или персоналии, группе лиц.

Рекомендую всегда разделять поступки людей, их многогранность, потенциал разных качеств, проявляющихся так или иначе в определенных условиях, имея в виду разницу между человеком и его поступками. И подвергать оценке поступки, а не личность.

Страх лечится любовью и уверенностью в собственной защищенности. Защита может идти от сил вполне материальных и от невидимых. Их можно почувствовать интуитивно.

Кризис — всегда испытание, тест, лакмусовая бумажка. В критической ситуации, насыщенной страхом, одни люди (как бы ранее в ситуации спокойной ни «надували щеки» и декларировали личностное мировоззрение) теряют инициативу, паникуют или испытывают состояние депрессии, другие — проявляют безудержную агрессию, казалось бы, без причины, третьи сохраняют способность размышлять под воздействием обстоятельств, принимать решения и действовать, пусть даже с риском ошибиться.

Как жить в эпоху перемен?
Фото по лицензии pxhere.com

Логика тут ни при чем, ибо в критической ситуации «много умных, да мало смелых» — она не работает в привычном понимании определения. Так выявляются герои гражданской войны, как Чапаев, Щорс, которые в других условиях, даже военных, были бы прапорщиками (какими они являлись еще в 1915 году) всю жизнь. Но… революционная ситуация делает из людей героев, а всего-то нужно для этого «поднять знамя», выпавшее из неустойчивых рук. Поднять жупел проблемы, когда другие молчат со страху.

Почему так происходит, что одни теряются, иные набирают популярность — вопрос многогранный. Дело и в характерах, опыте, интуиции, конкретных обстоятельствах, складывающихся даже без их воздействия, незапланированно, и в таких небезупречных аспектах, как случай, время и место. Любые исторические катаклизмы дают много подобных примеров. Это показательно.

Не в полной мере, однако некоторые определенные «звоночки» личности, уверенно переживающей кризис, можно уточнить. Хотя бы для того, чтобы другим задуматься, понять причины явления и сделать выводы на будущее. Ибо кризис не последний, вся жизнь, по сути, является кризисом, проявляющимся в разной степени, частоте и форме.

Во-первых, это люди подготовленные, те, кто в эпоху относительной стабильности размышлял о смысле жизни, о будущем — не в мечтах, а готовя дома, подвалы, вещи и еду для пропитания. То есть те, кто анализировал ситуацию и побеспокоился заранее, понимая по накопленной мудрости своей, что ничему нельзя верить и перемены в жизни неизбежны.

Они ждали случая и теперь могут сказать: «ну, мы же говорили…». И с саркастической улыбкой незваных оракулов посмеиваются над «глупыми» или недальновидными окружающими. Им свойственно переезжать подальше от «горячих точек» при начале конфликта (к примеру, за границу) и продолжать осваивать накопленные материальные активы. Понятно, что всего не предусмотришь, но все же, все же… таких людей (а их много в современном мире) назвал бы условно подготовленными.

Во-вторых, недурно чувствуют себя те, кому нечего терять; большинство из тех, кто не подвержен сильному страху (или подвержен в меньшей степени, ибо человеку с ненарушенным парциальным интеллектом страх свойственен — как нормальная человеческая эмоция). К примеру, знаю много военных, прошедших «горячие точки», не теряющих самообладания в критической ситуации, страх свойственен и им. Редко кто бесчувственно переносит боль, в том числе боль утраты.

П. Н. Филонов, «Те, кому нечего терять», 1912 г.
П. Н. Филонов, «Те, кому нечего терять», 1912 г.
Фото: artchive.ru

Другое дело, какую маску надевать, чтобы страх и другие сильные эмоции не показывать, ибо в критической ситуации он может привести к панике целое подразделение (группу), а не только одного человека. Командирские навыки вырабатываются практикой и примером именно так — бояться, но не показывать страх.

Среди группы лиц, осознающих, что жизнь конечна и может оборваться в любом случае даже в мирное время, спокойно относящихся к накопленным активам (материальным и нематериальным), не воспринимающих накопления квартир, дач, машин, кэша — как собственность навсегда данную, или, как вариант, не имеющих ничего из перечисленного, далеких от забот и семейных привязанностей, много лиц, живущих с установкой, что терять им нечего или мало чего. Такие замечательные индивидуумы не теряют самообладания в сложной ситуации, ибо опытны и понимают, что нет ничего «нашего» в этом мире. И даже суету свою трусливую на тот свет не возьмешь, тем более деньги.

В-третьих, временно живущие на Земле. По З. Фрейду, которого мой коллега, психоаналитик и специалист по лакановскому анализу Дмитрий Ольшанский называет верно — Фройд, известно: кто не боится? Да тот, кого уже нет. Тот, кто сам «устал жить». В книге о пути самурая «Хагакуре» о них сказано в традиционном ключе. Не боящиеся смерти, обладающие «секретом» духовных практик.

Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд
Фото: Max Halberstadt. Общественное достояние, ru.wikipedia.org

Вообразите христоцентричную церковную традицию (не только православие, но еще 264 деноминации), где ожидают второго пришествия бога на землю, а молитвы возносят по нескольку раз в день. Многие современники молятся номинально или по привычке. Но есть и то меньшинство, весьма одухотворенное и живущее в соответствии с религиозными учениями. Они свыклись с мыслью временного пребывания, ожидая для себя жизни вечной не на Земле. Им все эти кризисы — только крайне малая неприятность. Гораздо больше они переживают не за свои впечатления, а за трагедии и горести других.

В-четвертых, имеющие семьи, многодетные. Разумеется, им, особенно многодетным, может быть крайне трудно в материальном аспекте — ибо рушатся планы на развитие, привычки, покупки. Но главная их «красная нить», ценность (крепкая семья с доверительными отношениями, не протухающими десятилетиями — да-да, и такие есть вокруг) не страдает в кризис; они остаются психологически устойчивы, понимая, что счастливы тем нематериальным, что имеют в отличие от других. Им главное — сохранить эти связки в отношениях. А мудрость понимания того, что любой кризис имеет начало и обязательно — конец, позволяет в относительно спокойном режиме переждать и продолжать заниматься трудами, ни в чем особо не нуждаясь.

Хоакин Торрес Гарсия, «Мать и дети», 1912 г.
Хоакин Торрес Гарсия, «Мать и дети», 1912 г.
Фото: artchive.ru

Разбирая все эти типы, превалирующие в социуме, с их краткими характеристиками-описаниями мотивов поведения, мы (другие — условно нормальные, испытывающие страх неизвестности) не лишены возможности применить для себя некоторые подходящие их приемы деятельности для того, чтобы пережить кризис без крайних последствий.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 22.07.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: