• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алекс Зелл Мастер

Как правильно реагировать на критику?

Никто не любит слышать в свой адрес критику. Но с ее помощью можно увидеть свои ошибки. Как же научиться спокойно воспринимать замечания от босса и коллег?

mangostock, Shutterstock.com

1. Не обижаться.

Не стоит быстро отвечать на критику со стороны коллег или шефа. Сначала необходимо отделить эмоции от сути претензий.

Обращайте внимание на содержание сказанного, а не на форму высказываний.

Критику коллег воспринимайте как экстренную оценку. Когда профессионалы в своей области высказывают мнение, можно легче и быстрее разобраться с проблемой.

Помните, что даже авторитетные специалисты могут ошибаться, проверить это можно, спросив мнения у других специалистов в этой области.

2. Выясняем причины.

Иногда за критикой скрываются намерения преуменьшить заслуги критикуемого и таким образом повысить свою самооценку. В этом случае обидные реплики — средство манипуляции. К примеру, после скептических замечаний вы отказываетесь от новой идеи, а через некоторое время некто из коллег выдает ее за свою, внеся минимум изменений. Как понять, что стоит за словами критики?

Спросите у критикана: «Что, по вашему мнению, необходимо изменить?» Если он не сможет ответить, значит, руководствуется личными целями.

Всегда обращайте внимание на слова, которые звучат после критики. Например, шеф высказал недовольство вашей медлительностью и после упомянул, что придется задержаться после работы. С его стороны — это лишь предлог заставить вас работать сверхурочно.

3. Спокойствие.

Не доказывайте горячо свою правоту, диалог ведите спокойно.

Нельзя показывать, что критикующий затронул ваше самолюбие. Сохраняйте спокойствие и проявите интерес.

Критикующий повышает голос? Не проявляйте агрессию в ответ. Спокойно попросите сменить тон. Такой ход позволит перехватить инициативу.

Если чувствуете, что критикующий пытается манипулировать вами, прямо скажите об этом.

Не оправдывайтесь, отвечая на замечания шефа или коллег. В свою защиту можете привести мнение других авторитетных специалистов или данные исследований, статистики, ссылки.

4. Старайтесь извлечь пользу.

Даже справедливая критика не даст результатов, если вы не захотите ее понять и принять. Поэтому нужна внутренняя установка на деловое восприятие.

Если вы слышите критику со стороны специалистов или начальства — это значит, что они верят в ваши возможности. Если критика отсутствует совсем, значит, либо у вас все идеально (уверены, что можете этим похвалиться?), либо на вас просто махнули рукой и вскоре заменят другим работником.

Учитесь извлекать рациональное зерно. Самая ценная критика — указывающая на недостатки в идеально, как кажется, выполненных задачах.

Чтобы критика была полезной, ее, во-первых, необходимо услышать и осознать. Во-вторых — применить эту информацию к делу. В-третьих — не повторять ошибки.

5. Благодарность.

Вне зависимости от того, будет ли критика резкой, или искренней, всегда благодарите критикана. Произнести слова благодарности легче тем людям, которые понимают ценность критики.

А высказанная благодарность резким критикам поможет наладить с ними нормальные отношения. Таким образом, рядом с вами появится человек, который всегда укажет на недостатки. А вам нужно будет лишь вовремя их исправить.

Статья опубликована в выпуске 30.09.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Критикующий повышает голос? Не проявляйте агрессию в ответ. Спокойно попросите сменить тон. Такой ход позволит перехватить инициативу" Так и представляется картина, когда подчинённый предлагает боссу семнить тон! Не годится этот совет. Нужно уметь вести себя на работе так, так поставить себя, чтобы кричать на вас никто себе не позволял. Ну и не раздражать людей не по делу, конечно. Но бывают и острые ситуации, начальник - тоже человек, поэтому, если сорвался на крик раз - другой, к этому можно отнестись с пониманием. Если же это такой начальственный стиль, который распространяется и на вас, можно попробовать при удобном случае обсудить проблему с начальником. Только перед разговором подготовить на всякий случай запасной аэродром. Скорей всего придётся всё же сменить начальника.

    А вообще, стоит всегда сохранять спокойствие, а не истерить.

    Оценка статьи: 4

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 30 сентября 2013 в 12:43 отредактирован 30 сентября 2013 в 12:44 Сообщить модератору

      Читатель Читатель, -) из личного - прямо за теме: у меня директор был - ни дать, ни взять, индийский царек. Орал, унижал, матом крыл... Однажды мне все это порядком поднадоело, когда он, в очередной раз, начал меня на всю Ивановскую склонять. И я его тихо, но твердо, попросил впредь этого не делать.
      Что тут началось! Моя просьба была принята - догадайтесь - как посягательство на авторитет, на святыню...Через месяц я уволился.
      Есть красивые афоризмы, вроде "Никто тебя не унизит без твоего разрешения" и т.п., но дело в том, что в таких диалогах, на деле, одностороннее движение. И не так просто не дать себя в обиду, потому что последуют репрессии.
      "Сменить начальника" - это он останется, вы уйдете.
      Иногда весьма полезно, наконец, потерять терпение.

  • Критика критике - рознь. Благодарить критикана? Может, лучше поблагодарить конструктивного критика, а не того, кто выискивает грехи и огрехи в каждом шаге, да к тому же сам спотыкается?
    Большинство не готовы вообще никакую критику выслушивать. Все больно вумные.

  • Пользу надо стараться извлекать изо-всего, это факт. Даже из неприятностей, каковой, безусловно, является критика. особенное, когда она кажется нам незаслуженной.

  • Маргарита Ромашкина Маргарита Ромашкина Читатель 30 сентября 2013 в 07:49 отредактирован 30 сентября 2013 в 09:29 Сообщить модератору

    К сожалению, люди не любят, когда их критикуют, даже по делу. Редкий человек не полезет в бутылку, не обидится на "гада" шефа и коллег. Не в глаза, так за спиной или про себя изойдет желчью и проклятиями. Признать свою ошибку - это выше сил. А уж о благодарности - вообще из области фантастики.
    А сейчас, когда каждый школьный троечник имеет по два "высших" диплома, вообще достучаться невозможно - амбиции зашкаливают.
    После статьи Лауры Ли об увольнениях подумалось: жаль, что у нас так нельзя. Наверное, так было бы лучше для всех - и для государства, и для организаций всех уровней, и для самих людей - и тех, кто пашет за всех (в первую очередь, за бездарей-бездельников), и других - для адекватной самооценки, и для населения.

    • Маргарита Ромашкина, а представьте подчиненного, который из лучших побуждений, критикует шефа... Представили?-)

      У нас так: я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак.
      Не так давно начальниками всех мастей становились люди из низов, прошедшие все ступени "роста". И что-то понимали и что-то умели. Сегодня достаточно начальником назначить. Часто из ниоткуда. А раз назначили - про критику забудь. Приседать и делать ку-)...

      • Маргарита Ромашкина Маргарита Ромашкина Читатель 30 сентября 2013 в 12:56 отредактирован 30 сентября 2013 в 12:57 Сообщить модератору

        Игорь Ткачев, У нас так: я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак.
        А где не так? Везде так.
        Глянем с другой стороны.
        Если начальник умный, его критиковать не за что. А если дурак - как с таким работать? Надо сразу уходить.

        • Маргарита Ромашкина, есть некоторые вариации на эту тему.
          Сразу уходить - не науходишься. (Представьте, вы, в очередной раз, с трудом, устроились на новое место. Сразу уходить?)
          И скажу больше: у начальника и подчиненного разные цели. У начальника - вас заставить работать больше, заплатить меньше. У вас - наоборот. И хороший начальник - по крайней мере, адекватный начальник.

  • Присоединяюсь .

    Оценка статьи: 5

  • Интересно и полезно.

    Оценка статьи: 5