Согласно сюжету, герой сказки пасет скот в полном одиночестве, и единственной пищей для ума является щебет птиц, который он сумел расшифровать от нечего делать. Этому сюжету соответствуют реальные впечатления детства, когда от ребенка не просто скрывали какие-то отдельные сведения, а вообще держали в обстановке информационного вакуума: ограничивали прогулки, не разрешали приглашать гостей и пользоваться телефоном. Дозволялось лишь читать книги, однако литература, имевшаяся в доме, не соответствовала возрасту — была либо слишком примитивной, либо предназначалась для взрослых. В связи с этим, у ребенка развилась способность концентрировать внимание на малозначительных, на первый взгляд, крупицах информации, которых обычно люди даже не замечают, поскольку другой пищи для размышлений у него не было.
Теперь обратим внимание на те фрагменты, в которых Доминирующий обрушивает свой гнев на героя сказки (соответственно, и на ребенка, жизненному сценарию которого соответствует эта сказка) за то, что тот из благородных побуждений передал людям тщательно скрываемую от них информацию, которая могла им помочь. Эти сюжетные повороты показывают, что Доминирующий наказывал ребенка за его альтруистические порывы, и в сказке ребенок отстаивает свое право на совершение добрых поступков, которые ему запрещали.
Рассмотрим, чье одобрение получает герой и ради кого он ведет борьбу. Согласно теории доминирования, борьба ребенка с Доминирующим всегда ведется ради получения одобрения Подчиненного, чтобы привлечь последнего на свою сторону и занять место Доминирующего. В данной сказке в качестве Подчиненного выступает простой народ.
В одном эпизоде герой передает Подчиненному сокровища, изъятые у Доминирующего. Это говорит о том, что Доминирующий добивался повиновения Подчиненного, пользуясь его материальной зависимостью (либо сам Подчиненный объяснял свою повиновение материальной зависимостью и убедил в этом ребенка, хотя на самом деле все могло обстоять иначе). Таким образом, в своих мечтах ребенок освобождает Подчиненного от материальной зависимости. В другом эпизоде — с исцелением малоимущих граждан — происходит то же самое. При этом интересно отметить, что реальный Доминирующий имел обыкновение запугивать ребенка всяческими неизлечимыми болезнями.
Последователи Эрика Берна придают большое значение сказкам, в которых отражена модель личной жизни ребенка. Когда я спросила одного психолога, специализировавшегося на толковании сказок-сценариев, какой брачный сценарий он усматривает в сказке «Хитрый Петр», тот ответил, что это сценарий холостяка или старой девы, слишком увлеченных своим делом. Обосновывая это мнение, он сослался на эпизод с отказом жениться на знатной даме.
Тем не менее это суждение являлось ошибочным: отказ от женитьбы на знатной даме не означал отказа от вступления в брак. Смысл этого эпизода всего лишь в том, что ребенок ни за что не вступит в брак, если ему придется жить бок о бок с Доминирующим (царем, согласно сюжету сказки). Таким образом, если бы у человека, полюбившего эту сказку, не появилось своего жилья или денег на аренду квартиры, он действительно мог бы остаться холостым. Однако с этим ему повезло, и семья была создана.
Следует заметить, что брачный сценарий человека следует искать не в тех фрагментах сказки, где упоминаются отношения людей разного пола, а в тех, где описываются взаимоотношения героя сказки и персонажа, играющего роль Подчиненного при Доминирующем.
Например, в сказке «Хитрый Петр» в качестве Доминирующего фигурируют поочередно царь и лекарь, а в качестве Подчиненного — простой народ. Сюжет подсказывает нам, что человек, чей жизненный путь отражен в этой сказке, старается освободить своего избранника от материальной зависимости и страха. Недаром в сказке есть указание на то, что народ под влиянием Петра оказывает неподчинение стражникам. Последняя деталь позволила предположить профессиональному психологу-толкователю сказочных сценариев, что человек, полюбивший сказку «Хитрый Петр» — революционер или какой-нибудь политик. Но на самом деле это не так, поскольку отношения между героем сказки и Подчиненным прежде всего касаются личной жизни и лишь во вторую очередь отражаются на поведении человека в обществе.
Таким образом, метод, основанный на теории доминирования, позволяет построить анализ сказки по конкретному алгоритму, который продемонстрирован выше, и получить гораздо больше информации.
Мне кажется, что из треснувшего кочана можно сделать все то же, что и из целого. Может быть, будет проблема с голубцами, но и там можно...