• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алекс Грант Грандмастер

Как человек обучается в процессе жизни?

Чем сложнее животное — тем больше импровизации.

Кошка знает, как ловить мышь, но котёнок сначала играет, промахивается, учится. Если мама — мастер охоты, шанс выучиться выше. Если мама — котик-пацифист, котёнок вырастет другом мышей. А что с людьми?

Фото: по лицензии CC0 Pxhere.com

Инстинкт тут — не готовая инструкция, а болванка, заготовка

То есть форма поведения есть, но её нужно шлифовать. И чем выше интеллект у вида, тем больше в поведении опыта, социального обучения, гибкости.

У нас, людей, всё почти наоборот: поведение собирается из разрозненных кирпичиков — привычек, норм, эмоций, языка, воспитания. Мы не приходим в мир как чистый лист, но и не с готовым скриптом. У нас нет даже инстинкта размножения в полном смысле слова. Есть влечение, а дальше — как повезёт.

Мы приходим в мир почти беспомощными. Не умеем охотиться, не умеем плавать, даже ходить начинаем только к первому дню рождения. Всё, что делает нас «человеком», приходится осваивать с нуля.

Данный факт — не баг и не фича. Потому что мы не запрограммированы, мы — обучаемы. В результате мы становимся такими: уязвимыми, странными, свободными.

У нас нет готовой инструкции — и в этом наша сила

У птенца кукушки есть чёткая схема: выкинуть остальных из гнезда, открыть клюв и ждать, пока кормят. У новорождённого человека даже этой схемы нет. Он может хватать, сосать, плакать и всё. Остальное — только обучение.

Но благодаря этому мы не привязаны к одной роли. Мы не «должны» быть охотниками или собирателями. Мы можем стать кем угодно. Именно потому, что ничем заранее не определены.

Как человек обучается в процессе жизни?
Фото: Etactics Inc on Unsplash

Всё, что мы умеем, мы выучили. Говорить, жестикулировать, мыться, есть ложкой, договариваться, молчать, влюбляться, ругаться, сидеть ровно, ждать лифта, смотреть на другого человека — всё это приобретённое поведение.

Даже такие вещи, как выражение лица, оказались не универсальными. Исследования в отдалённых культурах показали: улыбка, удивление, гнев могут восприниматься совсем не так, как у нас. Значит, и мимика — не врождённый язык, а культурный диалект.

Обучение — наша стихия

Что входит в процесс обучения:

  • анализ;
  • сравнение;
  • обобщение.

Затем мы выводим закономерности и (наконец!) начинаем применять их в совершенно иных, (важно — непохожих) ситуациях. Мы учимся учиться. Это то, что отличает нас даже от самых умных животных.

Именно поэтому ребёнок, не получивший нормального общения, не станет «просто диким». Он может оказаться не способным к речи, к эмпатии, к мышлению. Потому что всё это — не загрузка, а наращивание.

Человек — постоянный апдейт. Даже взрослый может научиться новому языку, освоить танец, стать программистом или начать печь хлеб. Это не вшито заранее, это результат воли, среды, повторения, ошибок.

Как человек обучается в процессе жизни?
Фото: Steven Weeks on Unsplash

Каждое «я не умею» у нас всегда потенциально переводится как «я пока не умею». Это потрясающая штука. Мы живём не по шаблону, а в режиме настройки.

Даже тело учится. Спина выпрямляется. Голос меняется. Мелкая моторика развивается. Вкус тоже формируется с опытом. Любовь к кофе, сыру, тишине, одиночеству, разговорам — всё приходит с жизнью. Мы даже чувствуем иначе — в зависимости от того, что научились считать «приятным» или «опасным».

Человек — не тот, у кого всё заложено. А тот, кто может переложить. Мы живём не на инстинктах, а на тропинках памяти, построенных заново. Мы — не программа, мы — редактор.

Данная способность, вполне предсказуемо, пугает, потому что нет гарантий. Но одновременно она и вдохновляет, потому всё можно освоить. Не сразу, неровно, не просто, через неудачи, не быстро. Но можно.

Мы — единственные животные, которые умеют быть не собой. И именно поэтому быть собой нам тоже надо учиться.

Статья опубликована в выпуске 6.08.2025

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: