Инстинкт тут — не готовая инструкция, а болванка, заготовка
То есть форма поведения есть, но её нужно шлифовать. И чем выше интеллект у вида, тем больше в поведении опыта, социального обучения, гибкости.
У нас, людей, всё почти наоборот: поведение собирается из разрозненных кирпичиков — привычек, норм, эмоций, языка, воспитания. Мы не приходим в мир как чистый лист, но и не с готовым скриптом. У нас нет даже инстинкта размножения в полном смысле слова. Есть влечение, а дальше — как повезёт.
Мы приходим в мир почти беспомощными. Не умеем охотиться, не умеем плавать, даже ходить начинаем только к первому дню рождения. Всё, что делает нас «человеком», приходится осваивать с нуля.
Данный факт — не баг и не фича. Потому что мы не запрограммированы, мы — обучаемы. В результате мы становимся такими: уязвимыми, странными, свободными.
У нас нет готовой инструкции — и в этом наша сила
У птенца кукушки есть чёткая схема: выкинуть остальных из гнезда, открыть клюв и ждать, пока кормят. У новорождённого человека даже этой схемы нет. Он может хватать, сосать, плакать и всё. Остальное — только обучение.
Но благодаря этому мы не привязаны к одной роли. Мы не «должны» быть охотниками или собирателями. Мы можем стать кем угодно. Именно потому, что ничем заранее не определены.

Всё, что мы умеем, мы выучили. Говорить, жестикулировать, мыться, есть ложкой, договариваться, молчать, влюбляться, ругаться, сидеть ровно, ждать лифта, смотреть на другого человека — всё это приобретённое поведение.
Даже такие вещи, как выражение лица, оказались не универсальными. Исследования в отдалённых культурах показали: улыбка, удивление, гнев могут восприниматься совсем не так, как у нас. Значит, и мимика — не врождённый язык, а культурный диалект.
Обучение — наша стихия
Что входит в процесс обучения:
- анализ;
- сравнение;
- обобщение.
Затем мы выводим закономерности и (наконец!) начинаем применять их в совершенно иных, (важно — непохожих) ситуациях. Мы учимся учиться. Это то, что отличает нас даже от самых умных животных.
Именно поэтому ребёнок, не получивший нормального общения, не станет «просто диким». Он может оказаться не способным к речи, к эмпатии, к мышлению. Потому что всё это — не загрузка, а наращивание.
Человек — постоянный апдейт. Даже взрослый может научиться новому языку, освоить танец, стать программистом или начать печь хлеб. Это не вшито заранее, это результат воли, среды, повторения, ошибок.

Каждое «я не умею» у нас всегда потенциально переводится как «я пока не умею». Это потрясающая штука. Мы живём не по шаблону, а в режиме настройки.
Даже тело учится. Спина выпрямляется. Голос меняется. Мелкая моторика развивается. Вкус тоже формируется с опытом. Любовь к кофе, сыру, тишине, одиночеству, разговорам — всё приходит с жизнью. Мы даже чувствуем иначе — в зависимости от того, что научились считать «приятным» или «опасным».
Человек — не тот, у кого всё заложено. А тот, кто может переложить. Мы живём не на инстинктах, а на тропинках памяти, построенных заново. Мы — не программа, мы — редактор.
Данная способность, вполне предсказуемо, пугает, потому что нет гарантий. Но одновременно она и вдохновляет, потому всё можно освоить. Не сразу, неровно, не просто, через неудачи, не быстро. Но можно.
Мы — единственные животные, которые умеют быть не собой. И именно поэтому быть собой нам тоже надо учиться.





Не знаю, как на вершинах новозеландских хребтов, а у меня на даче, в Новгородской области, бетонные плиты пешеходной дорожки, залитые...