Во-первых, новые БИ (как принято сокращать «боевое искусство») нередко действительно привносят в мир единоборств свежую струю.
Во-вторых, немало людей находят себя именно в новоделах, обычно менее стандартизованных, чем традиционные и соревновательные, и дающих больший простор для индивидуальных проявлений. Да и в прикладном плане они бывают весьма эффективны, если изначально ориентированы на практическое применение. А о причинах, изложенных в следующих пунктах, мы и поговорим!
В-третьих, собственный стиль — возможность обособиться от других систем. И заявить о себе. Расширяются и возможности индивидуального творчества.
В-четвертых, это способ заработать…
В последних пунктах и кроется пресловутая палка о двух концах. Ведь и развиваться, и творить можно очень по-разному. В меру собственного понимания, сил и способностей. А еще притязаний. Тем более зарабатывать!
В-пятых, почему национальную? Потому, что тема эта популярна среди занимающихся. Правда, больше начинающих. И еще чрезмерно увлеченных поисками наследия далеких предков. Но так даже удобнее. Новичков проще привлечь. Новичков в БИ, немного задвинутых на национальном колорите, тем более.
Итак, попробуем!
Поскольку мы живем в России, создавать будем русский стиль. Правда, таковых уже в избытке, но интерес к ним есть, и немалый.
Начнем с легенды… ой, простите… Конечно же, с истории стиля. Заодно определимся, этнический будет стиль или спецназовский. Это важно, нынешние русские стили, как известно, бывают этих двух типов. Отсюда и история строится, и форма для занятий шьется.
Историю этнического стиля лучше всего относить поглубже в прошлое, располагая истоки в княжеской дружине, монастыре или исконно-народных традициях кулачных ристалищ. Еще можно вывести его из семейного стиля какого-нибудь древнего дворянского рода. Берите какую-нибудь реальную фамилию — в идеале, доныне сохранившуюся, но которых точно нет в вашем городе. Или хотя бы в доступности. И чтобы они не были медийными фигурами хотя бы местного масштаба. Просто на всякий случай… хотя это, конечно, перестраховка!
А вот, к примеру, конкретное место происхождения монастырского стиля лучше не уточнять. Могли и документы сохраниться, и сами обители дожить до нашего времени, да и история многих монастырей просто неплохо известна. То есть для достоверности придется порыться в реальных документах… а оно нам надо? По крайней мере, большинство наших коллег этим не заморачиваются!
Ну, а по подготовке дружинников документов вроде бы не сохранилось, поэтому здесь главное — не дать фантазии… простите, памяти, слишком уж много воли. Нам ведь не сказки интересны, мы за правду радеем, за сохранение наследия предков.
Сами мы учились… не здесь! Учитель русского мастера — фигура, посторонним недоступная. Значит, живет за тысячи километров, лучше в глубинке. Если вообще еще жив. Сам он потомок ведунов, воинского рода или казаков. Ну или просто потомственный кулачный боец, лучший в деревне. Если стиль планируется казачий — то вашего наставника дед-казак учил; если спецназовский — то дед-белогвардеец… или агент НКВД. Не забудьте мельком помянуть, например, Павла Судоплатова, под чьим началом дед служил!
В общем, мы станем апеллировать к традициям. Дальше продумываем форму. Ясно, историческую. В зависимости от происхождения, это камуфляж, доспех, косоворотка или шаровары… хотя шаровары — это скорее в украинских стилях.
Продумываем технику, хотя с нее естественней начинать. Мы все же БИ собрались преподавать. Здесь важно, чтобы ваше БИ не очень смахивало на что-то общеизвестное, особенно восточное. Не мог же русский учиться у азиатов! Разве что у монголов, только непременно чингисхановых телохранителей. А вот учить китайцев мог! Даже и неплохо бы упомянуть об этом, только не стоит вспоминать, что именно ваш стиль переняли монахи шаолиньского монастыря. А вот вывести их из Древней Индии — вполне. Тогда ваш стиль имеет самое что ни на есть арийское происхождение, что истинному русскому не только не зазорно, но и почетно.
Кстати, что касается русскости — не увлекайтесь и не высказывайте националистических лозунгов. Законодательство этого не приветствует. Если совсем невмоготу, ограничьтесь критикой восточных БИ. Но тоже умеренной, сейчас не 90-е. Умнее и конструктивнее будет просто сделать акцент на достоинствах собственной школы, не особо ругая чужие недостатки. А вот тут можно особо не стесняться. Чем больше себя похвалишь, тем больше учеников привлечешь. Всякие единоборцы, конечно, вас покритикуют… ну да на них можно не обращать внимания. Во-первых, это конкуренты. И по части привлечения учеников, и просто идеологические соперники. Во-вторых, это они от зависти!
Если ваш выбор — народный стиль, тренировки должны непременно проходить под соответствующую музыку. Уметь драться, к слову, необязательно, хоть и желательно. А вот плясать придется. И заранее позаботьтесь о форме для занятий. Сапоги, штаны, косоворотка с вышивкой — необязательно аутентичной, едва ли потенциальные ученики во всем этом глубоко разбираются. Главное, чтобы выглядело поубедительнее. Орнамент можно срисовать из какой-нибудь книги. Кстати, если дело хорошо поставить, можно продавать форму ученикам. Не настаивайте на обязательном ее ношении. Носите сами, оденьте первых и верных последователей, и новички захотят такую же.
С казачьими или родовыми стилями, в общем-то, не сложнее. Хуже с воинско-дружинными, здесь стоит обзавестись кольчугой, мечом и прочим инвентарем. Обычные тренировки можно проводить и в сапогах-косоворотках, но не помешает и иметь доспех, и уметь в нем двигаться.
Спецназовцам проще, можно заниматься в камуфляже. Правда, им особо не поторгуешь. Зато удобно, антуражно и доступно. И порвать не жалко… хотя тренировки в спецназовских стилях редко связаны со всякими опасными действиями. Вот кувыркаться, падать и ползать придется обязательно и много.
Спасибо на добром слове, Леонид.