Максим Мищенко Грандмастер

Тайны Вселенной: чем интересна планета Уран?

К сожалению, люди нечасто смотрят на на звёзды. А если это случается, им отчего-то хватает двух-трёх минут, чтобы вроде как осмотреть всё и потом вернуться к своему рассказу о недавно приобретённом автомобиле. Или о повышении на службе, сулящем дополнительные выгоды. А на небо смотреть всё же надо. Там каждый день можно увидеть что-нибудь интересное.

Фото: Depositphotos

Наверное, примерно так рассуждал англичанин Уильям (Вильям) Гершель в конце ХVIII столетия, когда вечерами и ночами рассматривал звёздное небо. Собственно говоря, Гершель не был астрономом в классическом смысле этого слова. Днём он играл на скрипке в оркестре, в свободное время зарабатывал на жизнь тем, что изготавливал линзы и зеркала, и за звёздами наблюдал лишь в свободное от своих хлопот время.

И вот 13 марта 1781 года Гершель сделал в своём дневнике запись, что он видел новые звёзды в районе созвездия Близнецов, и решил, что это просто комета. На всякий случай он сообщил о своём наблюдении в Лондонское королевское общество. Однако через несколько месяцев наблюдений и расчётов, которые велись в разных странах, пришло время чётко сказать, что Гершель наблюдал новую планету.

Лемюэль Эббот, «Уильям Гершель», 1785 г.
Лемюэль Эббот, «Уильям Гершель», 1785 г.
Фото: ru.wikipedia.org

К тому времени люди видели на небе лишь пять довольно ярких планет: Юпитер, Сатурн, Меркурий, Марс и Венеру. Так как открытие Гершеля имело большое значение в научном мире, новую планету назвали по старой астрономической традиции в честь римского бога неба — Ураном.

В результате наблюдений за только что открытой планетой составили её теоретическую орбиту. Однако выяснилось, что она не совпадает с реальной орбитой довольно сильно. То есть относительно близко от Урана могла располагаться большая планета, которая и меняет орбиту указанной планеты.

Так благодаря планете Уран в середине ХIХ столетия открыли Нептун, который действительно оказывал сильное влияние на орбиту планеты, открытой ранее Гершелем.

За более чем двести лет наблюдений за Ураном удалось узнать о нём много чего интересного.

Например, масса этой планеты более чем в 14 раз превосходит массу Земли!

Однако средняя плотность Урана мала — она примерно в полтора раза больше, чем плотность воды.

В атмосфере Урана нет облаков. Сам он окружён водородом и гелием, а в газовой оболочке планеты содержится много метана. По этой причине Уран светится зеленовато-голубым цветом.

Реплика телескопа, на котором было совершено открытие планеты Уран. Гершелевский музей астрономии
Фото: ru.wikipedia.org

Ещё известно, что в атмосфере описываемой планеты нет аммиака. А в верхних слоях Урана, кстати, фиксируется температура в минус 215 градусов по Цельсию!

По подсчётам учёных, толщина атмосферы Урана довольно внушительна — почти 600 км. При этом весит она в полтора раза больше, чем Меркурий и Земля, взятые вместе! Неудивительно, что давление на дне этой атмосферы — 200 тонн на квадратный сантиметр.

Объём Урана довольно велик, он составляет 60 объёмов Земли! Но Уран не совсем правильной шарообразной формы, а слегка сплюснут у полюсов.

Сутки на Уране длятся чуть более 16 земных часов.

Ядро Урана примерно в полтора раза больше земного. Температура его превышает 7000 градусов по Цельсию, а давление здесь доходит до 10 000 тонн на квадратный сантиметр. Поэтому учёные уверяют, что при таких условиях из местного метана выделился углерод с огромным количеством алмазов.

С Ураном приключилась ещё одна интересная метаморфоза. Дело в том, что обычно большие планеты излучают больше энергии, чем получают её от Солнца. А вот на Уране установилось определённое равновесие в этом смысле. Поэтому, например, тут нет ни бурь, ни циклонов, а скорость местных облаков — примерно 1−2 метра в секунду.

Ясное дело, на Уране и времена года другие.

Например, местный год тут длится 84 земных года. Примерно 21 год подряд день и ночь сменяют друг друга. День при этом постепенно удлиняется.

Сопоставление размеров Земли и Урана
Фото: Orange-kun, en.wikipedia.org

Затем на одном из полушарий наступает постоянный день и непрерывное лето, которое также длится 21 год.

После этого Солнце начинает опускаться к горизонту, и снова на 21 год устанавливается обычная для Урана смена дня и ночи. Теперь уже начинает удлиняться ночь.

В какой-то момент наступает постоянная ночь и зима, и это длится также 21 год, если, повторю, сравнивать с земным годом.

Однако ночь на Уране, даже самая глубокая, это всё равно довольно светлое время, потому что вокруг много ярких звёзд.

Вот такой вот он, далёкий и загадочный Уран. Возможно, через много-много лет земные корабли долетят и до него…

Статья опубликована в выпуске 9.07.2021
Что еще почитать по теме?