• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Ткачев Грандмастер

Какая эпоха сейчас на планете — время доступных знаний или малограмотных всезнаек?

У всякого времени есть своя эпоха: иногда это «золотой век», а иногда это очередное Средневековье.

Для прогресса человечества характерны скачки вперед и откаты назад: как бурный научный прогресс и взлеты и рывки в промышленности, культуре и искусстве, которые часто приходятся на послевоенные времена, когда человечество жадно стремится жить и созидать, так и времена застоя или упадка, когда человечество пресыщается и замедляет свой бег.

Фото: Depositphotos

Время упадка — когда человечество достигает определенного пика, расслабляется и живет за счет достигнутого и сделанного нынешними или предыдущими поколениями, постепенно деградируя и примитивизируясь. До очередной войны, внутренних конфликтов и экономических кризисов, после которых следует очередной виток в обратном направлении.

Наше время, время начала XXI века — несомненно, время такого застоя и упадка. Они очевидны и в экономике с ее кризисами и сверхпотреблением, уникальным за всю историю человечества; и в искусстве, когда очевиден «кризис жанра» с его примитивизацией и вульгаризацией самовыражений и форм, когда цивилизация живет на «перепевках» — переделках шедевров прошлого, недавнего времени. Очевидны в музыке, текстах, красочном, но также примитивном кино. И когда в качестве прекрасного на свет вытаскивается уродливое и бесталанное, в литературе и художественном искусстве, в упрощенном образовании и коммерческой медицине.

Очевидны эти упадок и примитивизация (в народе говорят жестче и честнее — «дебилизация») и в отношении к жизни, в общей любительщине и поверхностности всего на свете, когда в качестве образовательных и просветительских средств выступают популярные социальные платформы вроде Youtube и соцсетей. Когда основные (квази) знания черпаются в Интернете, причем самым хаотичным образом, из самых разных, нередко противоречивых источников.

Какая эпоха сейчас на планете — время доступных знаний или малограмотных всезнаек?
Фото: Depositphotos

Сегодня многие, мало-мальски «себя уважающие» «эксперты», представлены не столько на мало для кого доступных научных или культурных конференциях и симпозиумах или в скучной, профессиональной литературе в виде громоздких фолиантов, а на платформах Youtube, в соцсетях и т. п. И большинство именно оттуда черпает свои «знания» и потом несет их в свет — снова в той самой безапелляционной и категоричной форме, в которой они и представлены от сегодняшних профессоров, ученых и людей искусства.

Сегодня важно именно отстоять, категорически «оторать» свою позицию, даже если эта позиция по плоской Земле — явное антинаучное заблуждение или позиция просто сомнительная, альтернативная. По принципу «я точно знаю — а вы идиот» и «не затыкайте мне рот — я имею право на мнение». Мнения невежд, ставшие истинами глупцов.

И если вчера какой академик Капица или оперный певец Паваротти очень культурно и сдержанно жили и творили по сократовскому принципу «Я знаю, что ничего не знаю» — были скромны и допускали сомнение относительно своего знания и таланта, то сегодня принцип обратный: новые интернетные профессора и деятели искусств усердно бьют себя кулаком в грудь, скандальными голосами заявляя о своей исключительной правоте, знании и умении.

Аннализа Распальоси и Лучано Паваротти
Аннализа Распальоси и Лучано Паваротти
Фото: Depositphotos

Исключительная нескромность, радикальный цинизм и беспардонный нарциссизм вкупе с эгоцентризмом без сомнительности и альтернативности относительно своих знаний и опыта — часто откровенное, неприкрытое невежество. Все то, что мы сегодня нередко имеем и под видом науки, и искусства, и общей культуры.

И еще одна особенность, о которой стоит повторить: категоричность мнений и заявлений от сомнительных персонажей «из каждого утюга» с претензией на истину во всех областях, по принципу «каждый имеет право на мнение». Очевидная радикализация и монополизация квази-истин.

Только мнения эти — нередко от людей откровенно малограмотных или, скажем, с сомнительными знаниями и опытом, не соответствующих возможностям и статусу, которые они стяжали в медийном пространстве. Которых хочется спросить: «Как вы думаете, что-то из того, что вы отстаиваете сегодня, завтра или через пятьдесят лет будет пересмотрено, признано заблуждением или целиком отправлено на свалку истории?»

Народные педиатры и известные политики почему-то становятся рупорами — экспертами по Ковиду, в ор призывая вакцинироваться или не вакцинироваться, а не действительно эксперты вроде вирусологов, эпидемиологов и иммунологов со стажем, чьи голоса слышны разве случайно, в каком «углу» Интернета. Филологи-лингвисты-феминисты стали экспертами в нейробиологии и морфологии мозга, хотя путаются в причинах и следствиях, а успешные шоумены — президентами с обширными знаниями и опытом как в экономике, так и в политике.

Какая эпоха сейчас на планете — время доступных знаний или малограмотных всезнаек?
Фото: Depositphotos

И все несут порой такое, что, мне кажется, даже человек, некогда просто окончивший советскую среднюю школу, думает: или мир сошел с ума, или сегодня действительно можно стать экспертом в чем угодно, почитав месяц Гугл или закончив какие курсы.

(Как мне однажды моя начальник с важным видом показывала свой сертификат об окончании «высших курсов» в г. Москве с присвоением ей звания «Тренер высшей категории». А когда я спросил, в какой области, ответила: «Во всех»…)

Какая эпоха сейчас на планете — время доступных знаний или малограмотных всезнаек?
Фото: Depositphotos

Полагаю, одним из признаков современности смело можно было бы назвать малограмотное всезнайство и все время падающий уровень как компетентности, так и здорового чувства меры.

Статья опубликована в выпуске 21.01.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: