* * *
Научно-исследовательское судно «Витязь» — легенда океанологии. Поэтому, конечно же, интересно было побывать на легендарном корабле, узнать о его истории, достижениях, осмотреть размещенную на нем экспозицию.
Судно построено в Германии в 1939 году как грузопассажирский теплоход «Марс». По репарациям, формы которой были определены Ялтинской конференции 1945 года, в мае уже следующего, 1946 года, судно передали Советскому Союзу и дали новое имя — «Экватор», а чуть позже переименовали в «Адмирал Макаров».
В течение следующих трех лет «Адмирал Макаров» переоборудовался под научно-исследовательское судно и по завершению этих работ был передан Академии наук СССР.

В апреле 1949 года его снова переименовали, на этот раз окончательно, в «Витязь». Судно назвали в честь двух российских одноименных корветов, которые в прошлом совершали кругосветные плавания.
На первом из них путешествовал Николай Николаевич Миклухо-Маклай, а вторым командовал Степан Осипович Макаров. Имя последнего корвета, единственного российского среди двадцати других прославленных экспедиционных судов, высечено на фронтоне Океанографического музея в Монако.

Начиная с 1949 года, в течение 18 лет «Витязь» был флагманом экспедиционного флота СССР. За 30 лет службы под флагом Академии наук «Витязь» совершил 65 научных рейсов, прошёл 800 тысяч миль и побывал в дальних морских походах в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Экипаж судна состоял из 70 человек, из них 65 — научные работники, на корабле размещались 12 научных лабораторий.
С борта «Витязя» в 1957 году измерялась максимальная глубина Мариинской впадины (11 022 метра). Через два года судно установило мировой рекорд глубоководной якорной стоянки на глубине 9 600 метров.
Большой научный вклад сделан учеными «Витязя» в исследования океанских глубин, было открыто 1176 новых видов океанических животных и растений. Свою последнюю научно-исследовательскую экспедицию «Витязь» завершил в 1979 году и вплоть до распада СССР стоял невостребованным у причальной стенки судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде.
Только в 1992 году «Витязя» передали в экспозицию созданного Музея Мирового океана, отреставрировали, и 12 июля 1994 года судно встало на свою последнюю стоянку у причала Музея. Сейчас оно — главный его экспонат.

На судне открыты экспозиции, посвящённые истории географических открытий и судоходства. Восстановлены многие исторические интерьеры, лаборатории, образцы научного оборудования, которые наглядно представляют жизнь и работу экипажа на борту. Доступ на корабль — без ограничений, и внутри мы увидели много интересного.

В навигационной рубке, где штурманы прокладывали курс судна по рейсовому заданию, хранились навигационные приборы, карты, судовые журналы, справочники, лоции и различные пособия по безопасности судовождения.
Рядом с рубкой — каюта капитана, состоящая из кабинета, спальни и ванной комнаты. Интерьер воссоздаёт атмосферу 60-х годов XX века, а в ванной сохранился кафель, которым были выложены стены и пол ещё при строительстве судна в 1939 году. В каюте старшего штурмана представлены его личные вещи. Можно посмотреть и другие каюты, в которых жили учёные во время экспедиций.

Воссоздана обстановка камбуза, где готовилась пища для экипажа корабля. В экспозиции все выглядит очень натурально, как будто кок только что покинул это помещение. В буфетной еду раскладывали на порции и после этого выносили в салон, где находилась столовая. Столы застилались белоснежными накрахмаленными скатертями, а на буфете у зеркала лежали подносы с хлебом. Во время шторма у столов поднимались специальные бортики.
На корабле представлено много различных коллекций. Одна из них — связанные с историей «Витязя» технические документы, рейсовые отчёты, приказы, вахтенные журналы, деловая переписка, радиограммы, а также записная книжка 1949 года, первого рейса «Витязя» в качестве научно-исследовательского судна.

Другая экзотическая коллекция — челюсти и зубы разных видов акул Мирового океана (от крошечных до крупных представителей), разнообразные кораллы, заспиртованные организмы из глубин океана.
Интересно было посмотреть на корабельные фонари разных типов и назначений, с помощью которых подавались предупреждающие сигналы, позволяющие избежать столкновения судов в море.

Отдельная экспозиция посвящена плаванию Николая Николаевича Миклухо-Маклая на корвете «Витязь» (1871−1872 годы). В ней представлена модель корвета, на котором Миклухо-Маклай отправился к берегам Новой Гвинеи. Можно увидеть и скульптуру самого знаменитого путешественника в полный рост, памятную надпись на стекле каюты начальника экспедиции, оставленную внуком русского этнографа — Паулем Маклаем-Робертсоном.
Здесь же размещены и экспонаты, связанные с Новой Гвинеей: ожерелья, головные уборы, посуда и оружие коренных жителей острова.
На судне работали несколько исследовательских лабораторий.
Эхолотная занималась изучением морского дна. Научные сотрудники «Витязя» открывали и изучали подводные горы и глубоководные желоба, тем самым способствовали составлению карт подводного рельефа Тихого и Индийского океанов. В экспозиции этой лаборатории представлены самописцы эхолотов и карты рельефов морского дна.
Гидрологической лабораторией «Витязя» сделано важное открытие в океанологии XX века: обнаружено экваториальное подводное течение в Индийском океане, названное в честь советского учёного-океанолога Бориса Александровича Тареева (1931, Москва — 1972, Владивосток).
Ихтиологическая лаборатория занималась исследованием различных видов рыб, особое внимание при этом уделялось изучению глубоководных рыб. В планктонной лаборатории предметом пристального научного интереса ученых были «странники океана» — организмы, обитающие и дрейфующие в толще воды.

В память о визите «Витязя» в Японию рядом с главным корпусом Музея Мирового океана растут две сакуры. Они были высажены после окончания строительства главного корпуса в 2004 году. Их Музей получил в подарок от компании-застройщика как саженцы обычной вишни, но оказалось, что это японские сакуры. С тех пор они растут как символ достижений в исследованиях «Витязя», 
От посещения «Витязя» у нас осталось потрясающее впечатление. Но… Хоть и не хотелось, пора было спускаться по трапу на причал. Времени оставалось уже совсем немного, а объектов для осмотра, выстроившихся в кильватерную колонну вдоль набережной Петра Великого… Ну, очень много!
Продолжение следует…





Андрей Кашкаров, я читал Марка Твена. В смысле - у него был рассказ о том, как в раю выше чтят тех, кто реально "мог", но не "стал",...