• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Музеи Калининграда. 3. Как в Музее Мирового океана оказались подлодка и самолёт?

«Океан переплывёт тот, кто не боится потерять из виду берег».
Дэн Мильштейн. Из книги «Правило № 1 никогда не быть № 2: О секретах побед».

До обидного редко удается мне разговорить своих друзей. Но каждый из них может поведать очень много всякого интересного. Предлагаю рассказ моей бывшей однокурсницы, Анны Табаевой, о её поездке в Калининград весной 2025 года.

Фото: по лицензии CC0 Pxhere.com

* * *

Сойдя по трапу с научно-исследовательского судна «Витязь», мы с подругой продолжили своё «путешествие» по набережной Петра Великого, одновременно являющейся и экспозиционной площадкой Музея Мирового океана, где нас уже поджидала… Подводная лодка! Да-да, самая настоящая дизель-электрическая подводная лодка Б-413, появившаяся в музее на год раньше корабля «Космонавт Виктор Пацаев».

Дизель-электрическая подводная лодка Б-413 спущена на воду 7 октября 1968 года
Дизель-электрическая подводная лодка Б-413 спущена на воду 7 октября 1968 года
Фото: Анна Табаева, личный архив

На воду подлодка проекта 641 (по классификации НАТО — Foxtrot) спущена 7 октября 1968 года и в течение 31 года военной службы совершала дальние походы в Атлантический океан и Средиземное море, участвовала в уникальном походе подводных лодок, длившемся более года без замены экипажей. Из состава Военно-Морского флота России выведена в 1999 году, и с 2000 года экспонируется у причала Музея Мирового океана.

На подводной лодке Б-413 можно посмотреть различные предметы, связанные с ее историей и службой, торпедные аппараты, дизельные двигатели, другое её оборудование и даже… вооружение! Например, противокорабельную торпеду 53−65К. Или всплывающую якорную реактивную мину РМ-2. Да-да, подводные лодки проекта 641 могли использоваться и как минные заградители.

Чуть дальше от подводной лодки на набережной разместился очень интересный экспонат. Тоже лодка, но уже… Летающая! Знакомьтесь: противолодочный самолёт-амфибия Бе-12 «Чайка». Длина 30, высота 5, размах крыльев 30 метров.

Противолодочный самолёт-амфибия Бе-12 «Чайка». Длина 30, высота 5, размах крыльев 30 метров
Противолодочный самолёт-амфибия Бе-12 «Чайка». Длина 30, высота 5, размах крыльев 30 метров
Фото: Анна Табаева, личный архив

Самолет построен Таганрогским авиазаводом в октябре 1970 года. Он состоял на вооружении 49-й отдельной противолодочной эскадрильи Балтийского флота. Такие самолёты базировались на Балтийской косе и предназначались для обнаружения, слежения и уничтожения подводных лодок. Самолеты располагали противолодочными бомбами и авиационными торпедами.

В 1995 году эскадрилью перебазировали на аэродром «Храброво» и вскоре ликвидировали с последующей утилизацией самолётов. Но один из них — уцелел. И в 2015 году стал экспонатом Музея Мирового океана.

Мурал с портретом Ивана Федоровича Крузенштерна и изображением барка, названного в его честь
Мурал с портретом Ивана Федоровича Крузенштерна и изображением барка, названного в его честь
Фото: Анна Табаева, личный архив

На лодках, подводной и летающей, мы с подругой решили закончить осмотр экспозиции Музея Мирового океана, но… Пройти мимо главного корпуса музея, не заметив мурал с портретом Ивана Федоровича Крузенштерна и изображением барка, названного в честь мореплавателя… Нет, никак невозможно! Запоминающийся рисунок, с которого так и плещет романтикой морских походов и приключений, непроизвольно привлекает внимание любого, даже невзначай оказавшегося поблизости.

Сразу вспомнилось, что Иван Федорович Крузенштерн — русский мореплаватель, возглавивший в 1803−1806 годах первое русское кругосветное плавание, целью которого была доставка грузов в русские поселения в Северной Америке и на Камчатке, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования тропической части Тихого океана близ русских владений. Два парусных корабля «Надежда» и «Нева» пересекли Атлантический океан, обогнули мыс Горн, дошли до Камчатки и Сахалина, побывали у берегов Японии, Китая и Аляски.

По итогам путешествия Крузенштерн составил «Атлас Южного моря» с подробными картами и рисунками. Результаты проведенных исследований изложил в трёхтомном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева». Несколько географических объектов, открытых во время путешествия, получили российские названия. В Тихом океане появились остров Лисянского, риф Нева, пролив Крузенштерна.

На здании музейного комплекса «Старый порт» изображена схематичная карта старого Кенигсберга и его семи мостов
На здании музейного комплекса «Старый порт» изображена схематичная карта старого Кенигсберга и его семи мостов
Фото: Анна Табаева, личный архив

Уже на выходе из Музея Мирового океана вновь встретились с «Загадкой Семи мостов», с которой мы познакомились этим же днем, но чуть раньше, на острове Иммануила Канта. На здании музейного комплекса «Старый порт» изображена схематичная карта старого Кёнигсберга и его семи мостов: Лавочного, Зелёного, Рабочего, Кузнечного, Деревянного, Высокого и Медового.

Надпись под схемой предлагает попробовать решить загадку (пройти по всем семи мостам, дважды не пройдя ни по одному из них), при этом честно сознаваясь, что перед ней спасовал даже знаменитый математик Леонард Эйлер. Увы, он не смог этого сделать. Так и не решил. Но именно Эйлер, о чем я уже рассказывала, доказал невозможность построения такого маршрута.

Существует легенда (очередная кёнигсбергская легенда!) о том, что в качестве шутки загадка была задана кайзеру учёными, присутствовавшими на одном из его светских приёмов. Они показали императору карту Кёнигсберга и попросили его решить задачу: «пройти по всем семи мостам Кёнигсберга, при этом ни по одному из них нельзя пройти дважды».

Не решив задачу, кайзер ответил на шутку учёных по-своему: распорядился построить через Преголю восьмой мост — Императорский, который был разрушен во время Второй мировой войны. Сейчас на этом же месте стоит похожий на него по внешнему виду Юбилейный мост.

Масштаб Музея Мирового океана, разнообразие экспозиций, красивейшая музейная набережная с пришвартованными на ней кораблями поражают своей грандиозностью. Музей — самый настоящий гигант со множеством разных музеев: технических, исторических, этнографических, научных и… других, самых-самых разных!

На выходе из музея мы с подругой ясно осознавали, как мало нескольких часов (и даже нескольких дней!), чтобы просто посмотреть все, представленное здесь. Так что, если вдруг по приезду в Калининград вы решите заглянуть в Музей Мирового океана, учитывайте, что только на него у вас может уйти весь отпуск. Но… Вы знаете, мне показалось: оно того стоит!

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 3.12.2025

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: