Александр Аб Грандмастер

Каковы запасы прочности у жизни?

Третий век подряд ученые пытаются выяснить предельные параметры, при которых на планете Земля может сохраниться хоть что-то живое. Но до сих пор эта задача не решена — «кирпичи» жизни наука находит в самых невероятных местах, где, казалось, ничто из живого не может уцелеть. Запасы прочности у земной жизни фантастические, но вполне реальные — приборы не умеют врать или желаемое выдавать за действительное.

Озеро Пич-Лейк на о. Тринидад Фото: ru.wikipedia.org

На острове Тринидад есть озеро, в котором вместо воды находится горячая смола. Она все время пузырится и булькает. Температура ее такова, что если воткнуть треножник и подвесить чайник, то вода в нем очень быстро нагреется и закипит.

Само озеро — жерло вулкана. Хотя он и не извергается, но идущее из недр тепло все время подогревает смолу. По своему составу это асфальт. Точно такой, каким покрывают дороги. И в этом раскаленном бульоне отлично чувствуют себя бактерии-экстремофилы. Им не нужен кислород. Пища для них — углеводороды. В таких адских условиях эти бактерии не только не погибают, но и хорошо размножаются. Гибельной для них является температура ниже плюс 50 градусов. Как говорится, чудеса по части выживаемости.

Известно, что обычные микробы и бактерии погибают при температуре свыше 100 градусов. То есть когда кипит вода. Поэтому не случайно мясные и рыбные консервы стерилизуют при температуре не ниже 121 градуса. Казалось, в таком жарком «климате» ничто не может уцелеть. Но каково было удивление ученых, когда они обнаружили в Карибском море на глубине около 5 км гейзеры горячей воды. Живущие в кипятке черви прекрасно чувствуют себя. Питаются они сероводородом, и им совершенно не нужен свет.

После этого сенсационного открытия ученые заинтересовались тем, при каких наихудших условиях может сохраниться хоть что-то из живого. В лабораториях, где собирают космические аппараты, царит полная и глубокая стерилизация. Контроль за этим многоуровневый. Оказалось, что в таких условиях вполне нормально живут 193 вида бактерий! Их совершенно не берет никакое из средств уничтожения! Поэтому не удивительно то, что на обшивке международной космической станции (МКС) были обнаружены бактерии. Как они там оказались? Видимо, «переселились» с перчаток астронавтов и космонавтов. Но ведь за бортом МКС жуткие условия! Тем не менее бактерии их выдерживают.

В Антарктиде есть так называемые Сухие долины. Они действительно сухие. За более чем два миллиона лет там совершенно не было осадков. Скорость ветра в долинах достигает 300 километров в час при адском холоде! В 2009 году тут впервые взяли грунт на исследование. И поразились. В нем обнаружили бактерии, которым вообще не нужна вода и не нужен кислород. Вот это выживаемость!

Еще одна сенсация — способность бактерий оставаться активными при сильнейшем радиоактивном заражении. Речь идет о бактерии Деинококкус Радиодуранс. Она выдерживает дозу радиации в 5000 грей! Для человека смертельна доза в 10 грей. Бактерия непрерывно создает копии своей ДНК. Именно это спасает ее от радиации — вышедшая из строя ДНК тут же заменяется новой. Удивительное изобретение самой природы! Эта бактерия занесена в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса как чемпион по выживаемости.

В просторах Вселенной жизнь, конечно же, есть. Она разнообразна. Ведь, как показывает наличие жизни на Земле, не существует таких условий, в которых не могли бы выжить «кирпичики» живого.

Статья опубликована в выпуске 24.09.2018