• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Русский Север. Какую жемчужину деревянного зодчества можно найти в Щелейках?

Всё в этой жизни относительно. А потому у одной и той же вещи обязательно, помимо аверса, есть ещё и реверс. Если оптимисту и клопы в радость, то пессимисту даже коньяк не ложится бальзамом на душу. Вот так для меня и дорога Петрозаводск-Вологда через Вознесенье, Вытегру и Кириллов.

Церковь Дмитрия Мироточивого в 2008 г. Построена в 1783 г. Фото: ru.wikipedia.org

Не люблю я её, хоть она и самая короткая изо всех маршрутов, что можно проложить от нас на Родину знаменитого масла. Поэтому именно этим маршрутом идет рейсовый автобус Петрозаводск-Вологда, поскольку в этом случае цель оправдывает средства. Экономия на топливе позволяет удешевить проездной билет.

Но ведь короткая — не значит быстрая. Есть у этого маршрута два больших минуса.

Это переправа через Свирь в районе Вознесенья. Поскольку моста через реку нет, надо подстраиваться под расписание плашкоута, с помощью которого можно перебраться с одного берега на другой. И если вдруг не успеете, часа два-три можно потерять.

Ну, а после Вознесенья — грунтовка до Оштинского погоста. В весеннюю или осеннюю распутицу этот участок становится труднопроходимым. С учетом убитого асфальта до Рыбреки, за которой он и заканчивается, хорошо, если 200 км до Вытегры проходишь часа за четыре…

Поэтому, если на Вологду, то лучше самым длинным маршрутом — по М18 до Волхова, где у самой реки свернуть на Иссад и Тихвин. Оно быстрее будет. Проверено.

Но с другой стороны… Если есть желание познакомиться с традиционным деревянным зодчеством Русского Севера, лучше маршрута, чем по Р-19, не найти. Судите сами.

Шелтозеро. Дом Мелькина. Слева к дому примыкает короткая перекладинка «глаголя»
Шелтозеро. Дом Мелькина. Слева к дому примыкает короткая перекладинка «глаголя»
Фото: Константин Кучер, личный архив

Чуть больше 80 км от Петрозаводска, и вот оно — Шелтозеро, в котором — Дом Мелькина. Один из классических вариантов жилой северной постройки. Дом типа «глаголь», или, как его еще называют «дом сапогом». А ведь в этом здании ещё и вепсский этнографический музей. Т. е. можно не только познакомиться с классикой жилого деревянного зодчества, но и узнать немного об истории и культуре такого интересного финно-угорского народа, как вепсы.

Шатровая Рождественская церковь Гиморецеого погоста. Перед ней, ближе к нам, один из скатов кровли ограды.
Шатровая Рождественская церковь Гиморецкого погоста. Перед ней, ближе к нам, один из скатов кровли ограды.
Фото: Константин Кучер, личный архив

А ещё тридцать с небольшим километров от Шелтозера на юг, к Вознесенью, и — уже на территории Подпорожского района Ленинградской области — село Гимрека, со своим неповторимым погостом, на котором сохранились не только шатровая Рождественская церковь и такая же шатровая колокольня, но и двускатная ограда с оригинальным арочным входом и незабываемыми воротами. И всё это — самый настоящий XVII век! Как на мой взгляд, Гимрека — достойный конкурент Кижей.

Но если вы добрались до Гимреки… Обязательно надо проехать ещё пяток километров в сторону Вознесенья, чтобы попасть в Щелейки. И увидеть уже многоглавый деревянный храм XVIII века. А поскольку о Доме Мелькина и Гиморецком погосте я уже как-то рассказывал, сегодня — о построенной в 1783 году церкви Дмитрия Солунского.

Правда, только о ней, наверное, не получится, поскольку в одной продольной оси с храмом находится выразительная многоярусная шатровая колокольня типа «восьмерик на четверике», связанная с ним воедино оригинальным воздушным мостиком-переходом.

В одной продольной оси с храмом находится выразительная многоярусная шатровая колокольня типа «восьмерик на четверике»…
В одной продольной оси с храмом находится выразительная многоярусная шатровая колокольня типа «восьмерик на четверике»…
Фото: Константин Кучер, личный архив

Поэтому в церковь можно попасть как по двухвсходному одномаршевому крылечку, уходящему от западной стены трапезного прируба к северу и югу, так и через колокольню, четверик которой является, по замыслу строителей, своеобразным вестибюлем перед входом в церковь.

Вытянутый с запада на восток прямоугольный сруб церкви визуально хорошо делится на две части: низкую трапезную и собственно храм — более высокий, благодаря его четверику, поднятому до уровня конька крыши трапезной. К последнему с востока прирублен алтарь.

Верх церкви покрыт так называемой крещатой бочкой (двумя бочками, соединенными между собой под прямым углом). Когда-то подобное завершение культовых сооружений было широко распространено в русском деревянном зодчестве, в т. ч. и на территории Межозерья, и применялось при строительстве многоглавых храмов.

Вот и изящный силуэт церкви Дмитрия Солунского возносит к небу свои канонические пять главок: по одной на щипце каждой из бочек и последней, центральной, на врубленном в центре перекрытия глухом восьмерике. Шестая главка установлена на кровле пятигранного алтарного прируба.

Завершение деревянных культовых сооружений крещатой бочкой применялось при строительстве многоглавых храмов
Завершение деревянных культовых сооружений крещатой бочкой применялось при строительстве многоглавых храмов
Фото: Константин Кучер, личный архив

Всё то, что мы, попав в Щелейки, видим сегодня — первоначальный замысел безвестных строителей. Именно таким был храм, когда после его освящения прихожане в первый раз переступили порог церкви. Но…

Прошло полвека, и настали новые времена. Когда наши предки стали стыдиться своих деревенских деревянных церквей. А самое главное, что и Святейший Синод ориентировал строителей того времени на городское каменное благолепие. И деревянные церкви начали «подновлять». Приводить их в такой вид, чтобы они были хотя бы в какой-то мере похожи на каменные культовые здания.

Поэтому в 1834 году стены храма и колокольни были обшиты тесом, чтобы скрыть их бревенчатую основу и сделать внешне похожими на ровную кирпичную кладку. Чтобы это сходство было ещё большим, обшивку в большинстве случаев ещё и красили: в таком виде издали она напоминала нанесенную на стены храма штукатурку.

Помимо обшивки стен в этом же году разобрали ведущее в храм двухвсходное крыльцо. А для того, чтобы обеспечить прихожанам вход в церковь, её объединили с церковью громоздким переходом-трапезной. Естественно, что все эти переделки камня на камне не оставили от первоначального легкого, изящного, устремленного в горнюю высь силуэта.

Ещё через три десятка лет, в 1868 году, все главки церкви и её бочки покрыли оцинкованным железом. И от первоначального замысла строителей не осталось ровным счетом ничего.

Понадобились две реставрации, чтобы церковь восстановила свой изначальный облик
Понадобились две реставрации, чтобы церковь восстановила свой изначальный облик
Фото: Константин Кучер, личный архив

Понадобились две реставрации — 1972−78 и 2014−17 гг., чтобы церковь восстановила свой изначальный облик. Причем на последнюю было израсходовано более 37 миллионов (!) рублей. Большая сумма! Для небольшой деревеньки где-то на самом краю Ленинградской области, можно сказать, просто огромная. Но… Как на мой взгляд, эти деньги того стоят. Такую красоту, как в Щелейках, редко где можно найти.

Поэтому, если вдруг занесет вас куда-то в район Петрозаводска, Вытегры, Подпорожья… Не пожалейте одного дня. Одного-единственного. О котором, если доберетесь до Щелеек, будете вспоминать очень-очень долго. Вспоминать и радоваться тому счастью, что выпало вам. Увидеть и запомнить вот эту красоту, что создали за много веков до нас совершенно незнакомые нам, но явно — талантливейшие, люди-самородки. Наши предки. Светлая им память…

Статья опубликована в выпуске 2.09.2019
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: