Немного истории
В наши дни на улицах звучит как русский, так и карельский язык с несколькими наречиями, название города — как Anus и Anuksenlinnu. У города весьма необычный герб с 1781 года и аналогичный флаг: на желтом фоне рука держит золоченый овальный щит, а под ним две перекрещенные цепи с круглыми шарами — ядрами, привязанными за концы цепей на манер нунчаки.
Как сказали краеведы, впервые этот герб появился на военных знаменах 1712 года. Герб Олонецкой губернии XVIII века выглядел так.
История города переплетается с историей Балтийского флота. Олонецкие верфи заложены Петром Великим, в окрестностях находились оружейные мастерские, поставлявшие пушки для военных судов.
Олонец — один из старейших городов на Русском Севере. Во времена новгородской независимости Олонец принадлежал новгородскому владыке. Первое поселение известно на сих землях с 1137 года, и вот почему.
Олонец упоминается в приписке к Уставу новгородского князя Святослава Ольговича, что датируется 1137 годом. Одна из главных в регионе, Олонецкая крепость начиналась с небольшого острожка, сооруженного для обороны от шведов в 1613 году. Время в преддверии Столбовского мирного договора 1617 года было неспокойным, а по условиям договора единственная тогда северная крепость Корела отошла к Швеции. В местечке при слиянии рек Олонки и Мегреги за полгода, в 1649-м, по указу царя Алексея Михайловича возвели высокие и усиленные 19-башенные деревянные укрепления.
Самая высокая башня — более 30 метров. С этого года Олонец в статусе уже города празднует дни рождения.
Кстати, «Олонка» переводится как «паводковые воды». В крепости и вокруг нее быстро стал расти посад, имевший даже мастерскую по переписке книг. Известны имена переписчиков — Давыд Дмитриев сын Шаргоев и дьячок Алексей Ижорин, о котором известно, что в 1674-м он лично переписал историческую книгу «Хронограф».
Тогда уже Олонец был торговым, военным и административным центром с постоянным пребыванием воеводы. Известный и поныне воевода Яков Стрешнев оставил по себе такую память: «чтоб в городе не пусто было», переселил из заонежских погостов способных к труду и состоятельных крестьян. Посадские люди во второй половине XVII века слыли предприимчивыми торговцами, на небольших судах они ходили даже в Стокгольм.
Турист, не претендующий на научное исследование и рецензированный труд, удовлетворяется тем краеведческим материалом, что предложен в библиотеках, подкрепляя им собственные визуальные впечатления. 30 июля 1826 года редактор «Военного журнала» (с 1817), один из создателей «Союза спасения», проходивший по делу декабристов — за то принудительно посетивший в течение полугода Петропавловскую крепость и уволенный с военной службы в гражданский штат, коллежский советник Федор Николаевич Глинка, приступил к обязанностям в Олонецком губернском правлении.
Так состоялась его «ссылка в Петрозаводск», продолжавшаяся три года. Она оставила след в творчестве писателя, ибо поэму «Карелия» оценил
И кино с красной машиной
В единственный олонецкий кинотеатр «Октябрь» я зашел в субботу на самый поздний сеанс в 20.20, анонсированный как фильм ужасов, но другого — не случилось. Все предыдущие сеансы — в течение дня их было пять — были детскими. Классификацию «по возрасту» тут еще не отменили.
«Октябрь» позиционируется как культурный центр и место расположения офисов депутатов партии с логотипом медведя; прямо в вестибюле новичка захватывает шквал эмоций. Вообразите: в центре вестибюля огромная «детская» машина красного цвета со всеми атрибутами — рулем, дверьми, фарами, зеркалами и бутафорскими колесами. И с лобовым стеклом, в центре которого вырезали окошечко; за ним сверкает мимикой единственное вокруг живое существо — кассир и одновременно администратор кинозала в женском обличье с приятной улыбкой, моментально распознающая во мне приезжего, ибо в небольшом городке «все друг друга знают».
Когда интрига возрастает, начинается такой разговор. «
— В зале, кроме вас, будут еще две девушки. Если вы хотите перекусить, я закажу в соседнем кафе все необходимое (понизив голос до баритона, сообщила: есть и напитки), и сама принесу в зал.
Такой неожиданный сервис, которым я не воспользовался, но предложение оценил. Затем миловидная хозяйка кассы и «медной горы» в виде кинотеатра продала за 300 рублей билет на сеанс в 2D, рассказав подробности относительно не только кино, но и местных новостей, и некоторых персоналий из администрации, деятельно занимавших ее внимание в городе: в кино олончане ходят нечасто.
Ужасы с превращением на сеансе показали такие, что я временами дрожал неподдельно. Вероятно, не один я получил оные впечатления, ибо две другие посетительницы по окончании сеанса вместо двери «Выход» выбрали дверь, за которой прятались «удобства».
Вот такое кино. Будете рядом — получите незабываемые гармоничные впечатления, от людей и от антуража, соответствующие.
Олонецкий народный театр, народный мужской хор и даже школа актерского мастерства — это только десятая часть от действующих в районе культурных секций и учреждений. Действует печатный орган — газета «Олония».
А ранее газета «Олонецкие губернские ведомости» с 1838 по 1917 годы освещала события не только из жизни губернии, но и Вологодской, Архангельской и Ленинградской областей — по их территориям в сегодняшнем административном делении. В газете публиковались материалы, посвященные Европейскому Северу Российской империи.
В лютеранской церкви Св. Креста встретился высокий приветливый человек в пасторской колоратке, он поинтересовался, как я провел время.
Разумеется, церковь не располагает функцией отеля и не для того предназначена, однако по соглашению с настоятелем особо приближенные кадры могут переночевать, пока «букинг» недоступен, ограничен или не интересен. Прием организованных групп, статусных служителей и молодежных детских лагерей — отдельный формат церковной работы.
Особенности
Против административного здания — столовая с «бюджетными» ценами: плотный обед обошелся в 240 рублей. Компенсацией к гастрономическому удовольствию «пристегнуто» весьма колоритное общение с местным персоналом. «Ложки не выносить!» — сказано в мой адрес еще до того, как начался выбор блюд. На 12 часов дня в наличии оказалась одна четверть анонсированного в меню с сегодняшней датой.
В столовой не засидишься, как в питерских или финских кафе, где сотрудники имеют понятие о цивилизации. Как только приступил к чаю (тарелки уже опустели), за спиной услышал громкий командирский голос, не допускающий возражений:
— Давайте посуду сюда!
Дал. Поднялся и, допивая на ходу горячий чай одной рукой, другой отнес поднос к окошку «мойки».
Отмечу необычный, услышанный в разных местах Олонца говор. Вместо рубль говорят «рубель», вместо бензозаправка — «бензаправка», пятьдесят — по-олонецки с мягкостью на конце «пятьдесять», ванная комната — «ванновая». Где такое услышишь? Но то еще цветочки. Впрочем, особенности есть везде, в каждом регионе любезного нашего Отечества — свои.
Анализируя местный говор, вспомнил комкорпуса — генерала «микленбуржца» из киноэпопеи «17 мгновений весны», коего Штирлиц (эпизод в поезде) охарактеризовал так: все северяне экономят на гласных.
Зато на главной улице протяженностью 1 км расположены 4 конторы юристов, 3 парикмахерские, 1 торговый центр, 1 строительный магазин товаров для дома, 2 пивные точки, 3 конторы такси — на 7 тыс. жителей, 2 точки с услугой для накачивания гелиевых шариков, 4 цветочных магазина и 4 кафе с рекламой проведения массовых мероприятий (банкетов), три из которых не работали давно, что было заметно по горам неубранного перед входом снега.
Продуктовая сеть представлена несколькими магазинами известных торговых марок, цены в которых незначительно выше московских. Не увидел ни одного похоронного бюро.
Квест по поиску скамеек для отдыха
При всем многообразии вкусов недостижимого Монблана, нигде, кроме парка на месте бывшей Олонецкой крепости, нет ни одной скамейки. Вероятно, людям пожилым отдыхать негде, а может быть, и незачем, или места для посиделок имеются в неизвестных приезжему местах.
Оный, слоняясь по городу, который можно обойти вдоль и поперек за 40 минут, вынужден был скоротать время до вечернего поезда на единственной обнаруженной скамейке на остановке общественного транспорта и в течение пары часов неподвижного почти сидения стал объектом пристального внимания проезжающих на машинах и мимо проходящих людей. Полиция проехала мимо 6 раз, пять из которых медленно, но подойти не решились.
Да, самое главное: ни одного автобуса. Но есть мосты — к примеру, этот красавец через Олонку.
Создалось впечатление, что местные жители перемещаются в личных авто и такси. Пешком дефилируют немногие, в основном подростки.
Криминальная ситуация спокойная, ибо людей на субботних улицах почти нет. Как днем, так и поздним вечером никто меня не спровоцировал и «прикурить» не спросил.
В грузовом прицепе действует аттракцион 5D c призывающим анонсом «взрыв позитивных эмоций», где на манер «аэроплана над Карсом» с имитационной качкой демонстрируют чудные виды. За пару часов моего — от нечего делать — наблюдения в сию гостеприимную дверь зашли (и вышли) один папа и один ребенок.
Особенности жителей
Местный житель, пожелавший сохраниться в памяти инкогнито, самокритично рассказал анекдот, разъясняющий кое-что из местного колорита общения.
Идет карел по дороге, смотрит — валяется коровья лепешка. Думает, ну, может быть, в хозяйстве пригодится, он поднял ее и унес домой. Проходит две недели, он несет лепешку из дома, кладет на то же место, где взял — на дороге, и констатирует: нет, не пригодилась.
Эти характерные особенности самокритично рассказали мне карелы, нет нужды придумывать. От себя же добавлю, что немудрено столкнуться и с проявлениями особенной ментальности, подходящей под определение «провинциального поведения». Судите сами.
Среди карельских диалектов ливвиковский, людиковский и собственно карельский отражают основные группы карел, исконно проживавших на этой территории. С 2020 года в благоустроенном парке на территории бывшей Олонецкой крепости действует музей карелов-ливвиков. Среди отличительных черт этой народности сами карелы — по моей просьбе — назвали откровенно: жадность, замороженность-заторможенность и «землемесность». Именно в таком порядке.
Я прошу никого не обижаться, как говорится — что услышал, теми делюсь. Под вторым уместно понимать неторопливость в принятии решении, «взвешенность» поступков. Третье определение — «землемеса» — предполагает традиционную аграрную направленность, работу на земле. При том, что в Олонецком районе относительно всей карельской территории в нынешних границах наиболее благоприятные условия для земледелия — из-за равнин, состава почв, полей без природных валунов и гряд.
Еще по моим субъективным впечатлениям, что весьма относительно, добавлю такую условную характеристику, как «провинциальность»; она заметна повсюду: судачат, осуждают, обсуждают, не будучи сами ординаром высокой нравственности.
И еще по обе стороны дороги в Олонец на территории Ленинградской области есть удивительные экспонаты.
Двухметровой высоты металлические будки квадратной формы, размерами 60×60 см с благоустроенным асфальтированным подходом, ступеньками и перилами. Это ящики «для удобств». Цветов только не хватает, подсветки и плаката «welcome».
Внутри из-за малых габаритов не развернуться, но есть возможность провалиться. Двери заварены напрочь. Обошел все, не мог войти. Потрясающие памятники универсальной капсюле из фильма «Кин-дза-дза» («Прораб Владимир Николаевич Машков и не подозревал, что обычный путь до универсама за хлебом и макаронами обернется межгалактическими путешествиями»).
Посему даже ради экспонатов, созерцаемых в пути, уместно посетить культурный город Олонец.
Врубель - и великолепный график и гений живописи - но ПРИЗНАННЫЙ. А что современники/товарищи по цеху не признали - так это плюнуть и...