На Руси еще не видели белых дьяволиц, как христиане называли изваяния богини любви и красоты, ломая ей руки и сбрасывая в канаву. Отрытую из-под земли статую, столь редкой сохранности и уникальной красоты, купить оказалось, не так просто: Ватикан, прознав о находке и сделке, наложил арест на статую Венеры.
Пришлось вмешаться министрам Петра I, вступить в переговоры с кардиналами, обещать им доставить мощи святой Бригитты из Риги, прежде чем позволили Венере покинуть пределы благословенной Италии. Вывезти ее морем не решились: а вдруг буря, кораблекрушение? Везли не спеша через Вену и на санях, дождавшись зимы.
Чуть ли не год или два царь Петр, совершив второе путешествие по Европе, пережив трагедию с бегством сына к австрийскому императору и смерть младшего сына, вел переписку со своими послами о доставке Венус в Санкт-Петербург. Постигшие бедствия не сломили его дух. Он устроил на Неве и в Летнем саду уникальное для православной Руси празднество в честь античной гостьи.
Что это было? У нас и поныне посмеиваются над празднествами, какие любил устраивать царь Петр. Даже Пушкин в «Арапе Петра Великого» не без юмора упоминает ассамблеи, какие учредил царь, приучая русское общество к свету, в котором столь любил бывать сам поэт в свое время. Между тем, театр возник, вся культура античности зачиналась со всенародных празднеств. Вот к чему приобщал русский народ царь-реформатор, как гениальная личность, скорее всего, бессознательно, но заключая в себе все богатство человеческой природы, как греки.
Теперь представьте Летний сад. Со стороны Невы в галерее из двенадцати парных колонн высится статуя Венеры. Гости, а это знать и мастеровые, строители города и кораблей, съезжаются на лодках и барках. На пристани восседает на бочках с вином Вакх, который всех привечает чаркой вина. Вдоль аллеи, ведущей к Летнему дворцу, установлены столы с холодной закуской, и там царь с царицей приветствуют гостей. Трубы, барабанный бой и пушечная пальба над Невой возвещают о начале празднества в честь Венус.
На лодках подъезжают ряженые, изображающие богов, нимф и сатиров во главе с Нептуном. Празднество в разгаре. На Неве возгораются огни с разнообразной символикой и фейерверк. Здесь в годах лишь ближайшие сподвижники царя, в большинстве все молоды, а из дам и вовсе все еще юны.
На дощатой галерее у Летнего дворца играет оркестр; ряженые закружились в хороводе, к ним присоединяется публика, а в разгар веселья и царь с царицей; хороводу тесно, он растекается по аллеям Летнего сада. Это больше, чем празднество, это мистерия, с явлением в умах и миросозерцании русских поэтов и художников богов Греции, как было и в странах Европы в эпоху Возрождения.
Подобное празднество, изумившее Европу, устроил в Таврическом дворце и саду 28 апреля 1791 года Потемкин, князь Таврический, формально в честь императрицы Екатерины II. Там были выставлены произведения искусства — картины, скульптуры, бюсты исключительные. И среди них Венера, в честь которой устроил празднество царь Петр, в скором времени, с заключением мира со шведами, объявленный императором всероссийским.
Венера Таврическая, взгляните на нее внимательнее при очередном посещении Эрмитажа или на снимок. Теперь ясно, это символ Ренессанса в России, с его первоистоками в классической древности, что вполне сознавал Петр I, величайшая ренессансная личность.
Максим Левин, редакции не нравятся агитки, статьи "на тему политики", но без фактов. Не огорчайтесь, знали бы Вы, сколько моих статей...