• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Бузланов Подготовка материала: Дебютант

Красный фарфор - не чудо ли?

Фарфор издавна был раритетом, украшавшим быт состоятельных людей, и объектом увлеченного коллекционирования. Фарфоровые изделия бережно хранились, передавались по наследству и составляли гордость их владельцев.

В 17-м веке фарфор был настолько редок и так высоко ценился, что российские керамисты и промышленники многократно пытались открыть тайну его изготовления, впервые разгаданную китайцами. Произошло это только в середине века, и вначале все фарфоровые изделия были действительно рукотворными. Художники того времени чрезвычайно бережно относились к материалу, и созданный вскоре Императорский Фарфоровый Завод исполнял только заказы царствующей семьи и производил уникальные произведения для нужд двора.

К сожалению, несколько веков совершенствования фарфора дают нам примеры не только высочайшего художественного вкуса и мастерства… Распространение фарфора шло очень быстро, отражая при этом разные вкусы и представления о прекрасном, ибо в любом кругу он оставался символом дорогой вещи и хорошего тона. Поэтому виновник нашего краткого повествования иногда утрачивал свои прежние эстетические достоинства, становясь утилитарным и доступным. Появилось даже понятие «трактирный фарфор» — самый ходовой и недорогой. Он отличался яркостью и чистотой красок, крупным рисунком, однако при этом часто был чересчур пестрым, перенасыщенным декоративными деталями. Формы его отличались несовершенством, исполнение сюжетов — наивностью и обобщенностью.

Другой путь был связан с подражанием европейским образцам, со стремлением к необычайной роскошности и величественности изделий. При этом художников уже как будто мало интересовал фарфор как таковой; особое, присущее лишь ему очарование уже не сохранялось почти или вовсе. Например, применялось сплошное золочение — в подражание золоченой бронзе; сплошная заливка фона, губящая красоту самого материала; механическое копирование орнаментов и иностранных образцов; смешение элементов самых разных стилей…

Но мы не будем говорить об истории и современном бытии белого фарфора сколько-нибудь подробно. Об этом написано множество книг, прочесть которые может любой желающий… Наш рассказ сегодня — о другом сокровище — пока редкостном и скрытном, но сколь же многообещающем и богатом!..

«…Чудо сие есть „красный фарфор“…»

Лишь очень немногие знают, что существует материал, близкий по своим характеристикам к белому фарфору, но обладающий иными, присущими только ему (однако — не менее привлекательными) свойствами.

Вначале — попытка короткого определения. «Красный фарфор» — это красножгущаяся глиняная масса, приготовленная по особой рецептуре. Добавки, которые в ней содержатся (какие именно и сколько — изготовитель держит в секрете), позволяют изделиям выдерживать «фарфоровый» обжиг — до 1300 С. Это так называемый «высокий» обжиг, при котором черепок приобретает необычайную твердость и водонепроницаемость, спекаясь до «каменной массы», поэтому и цвет получающейся при этом керамики становится особенным (но об этом — чуть позже).

Разумеется, сама глиняная масса — еще не гарантия того, что из нее будет «сотворен» замечательный сосуд. Это всего лишь возможность приоткрыть Заветную Дверцу… Да и кто из нас не знает, что из одной и той же муки две хозяйки испекут совершенно разные пироги.

Ведь изделий, изготовленных из красножгущейся глины (в том числе из той, о которой наш рассказ) существует великое множество. Но лишь малая их часть выполнена в соответствии с теми принципами, которые отвечают работе с фарфором:

- изящные, элегантные, хорошо «выточенные» формы сосудов;
 — тонкая скульптурная работа, внимание к деталям;
 — богатая палитра росписи, выполняемой в различных техниках и на высоком уровне мастерства.

Ценность таких работ определяется не только тем, что они крайне редки. «Красный фарфор» весьма требователен к гончару и художнику- керамисту; его легко «погубить» и до, и во время обжига… Если технология производства белого фарфора отточена веками, но, тем не менее, и в ней нередко происходят сбои, то что можно говорить о «красном фарфоре», в работе с которым керамисты чаще всего продвигаются «на ощупь», интуитивно; путем длительных поисков и проб?..

Похоже, «красный фарфор» еще надолго останется «драгоценной редкостью», доступной лишь немногим. И дело здесь, пожалуй, не в его стоимости (последняя, кстати сказать, совсем невысока в сравнении с белым фарфором известных торговых марок). Просто волшебство «красного фарфора» потаенно; оно открывается далеко не каждому и далеко не сразу… Вспоминаются строки Арсения Тарковского:

«…И я раздвинул жар березовый,
Как заповедал Даниил,
Благословил закал свой розовый
И как пророк заговорил.
Скупой, охряной, неприкаянной
Я долго был землей… А вы
Упали мне на грудь нечаянно
Из клювов птиц, из глаз травы…»

Однако глаз тонкого, истинного ценителя (даже привыкший к роскоши белорасписного фарфора) неизменно возвращается к неброской, но глубинной, близкой душе красоте фарфора красного.

Белизна фарфора имеет холодный голубоватый (иногда даже серый) оттенок. Это — сияющее царство Снежной Королевы;
Отстраненность, возвышенность, туманность, блеск белокожей дамы, разодетой для светского бала…
В его глазури ценится ровность и гладкость, она рождает ощущение стекла, перламутра, льда …
нечто сияющее, но скользящее и исчезающее…

«Красный фарфор» имеет множество оттенков цвета — от почти черного до медового: охряный, рыжий, медный, терракотовый, пурпурный,… Это позволяет работать с цветом самого черепка (а не только росписи). В зависимости от температуры обжига и содержания в глине различных химических элементов (например, железа), различные части сосуда или скульптуры могут приобрести разные цвета: «мягкие» или «каленые», «горький шоколад» или «спелая вишня», «песчаная дюна» или «молодое вино»…

Такой черепок (то есть, глина в обожженном состоянии) принимает и допускает для росписи, пожалуй, только «краски осени», «гамму листопада» — но как же бесконечна для любования прелесть их смешения и сочетания!

… А еще эта глина любит ярко-белый цвет — как неожиданный, теплый, ранний снег…

«Красный фарфор» не выносит сплошного глазурования, тогда он сразу «гибнет», превращаясь в малоинтересный утилитарный глиняный горшок. Не любит он и излишней «сухости», становясь при этом невыразительным и скучноватым (и куда сразу исчезает его загадочная, мерцающая «манкость»…). Истинно удавшаяся вещь притягивает особым сочетанием того и другого.

Давайте мысленно «попутешествуем» по ней… Вот залитый глазурью бочок сосуда, сияющий чернотой ночного озера… Затем — постепенный переход к приглушенному, рассыпчатому блеску, подобному каплям мелкого дождя на осенней листве…, а здесь они понемногу исчезают и уступают место бархатистому для взгляда и шелковистому на ощупь кусочку глиняной «замши» всевозможных оттенков. Такие части работы чаще всего еще и полируются, шлифуются вручную: тогда проявляется, проступает глубинный рельеф черепка, рождающий ощущение далекой старины, с ее мудрым достоинством, принадлежащим Вечности…

… А вот это место оставлено нетронутым, и оно как бы возвращает нас к Исходному — Земле, «скупой, охряной, неприкаянной…». И снова в нее вдохнули жизнь, появились искорки влаги… Все это может существовать в одном изделии, одном сосуде — и располагается по нему индивидуально и неповторимо: согласно замыслу художника, форме работы, сюжету росписи.

Прежде чем мы попрощаемся с вами, давайте еще раз представим это и ощутим…

Белый фарфор — это праздник, светская жизнь и блеск драгоценностей, кокетливость и флирт, обещание и измена, невинность и соблазн, Гендель и Моцарт, вальс и полонез…

Красный фарфор — это уют горящего очага, пение сверчка, хмель и терпкость вина … солнечность спелой ржи и аромат разломленного, только испеченного хлеба… мерцающий костерок в ночи… вкус меда и запах улья… опаленные закатом облака… прощание опадающих листьев — Мудрость, Верность, Тепло и Покой…

Статья опубликована в выпуске 7.01.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: