Перейти к третьей части статьи
Особенно велики они у африканских слонов. Оно и понятно — в жаркой саванне уши могут играть роль не только опахал, но и терморегуляторов (вроде высунутого собачьего языка). Кстати, если встретившийся слон прижал свои уши и поджал хобот, вам лучше ретироваться — это признаки того, что вас сейчас атакуют.
Всем, наверное, хорошо известно выражение «Слон в посудной лавке». Обычно им характеризуют человека грубого и неуклюжего (в самом широком смысле), который своими неумелыми действиями приносит большие неприятности. Не менее известен другой оборот — «Топает, как слон» (т.е. очень шумно). В обоих случаях слонов несправедливо оговорили.
Несмотря на внешнюю грузность, эти животные вовсе не неуклюжие (достаточно взглянуть на сложные трюки, выполняемые слонами в цирке). Я даже когда-то давно читал об одном забавном эксперименте, когда слона действительно завели в посудный магазин. Слон надежд не оправдал, посуду за него побили сбежавшиеся зеваки.
То же касается и «слоновьего топота». Многие очевидцы писали, что одно из самых поразительных зрелищ — это стадо слонов, бредущее по джунглям. Огромные туши движутся среди зарослей, как призраки, почти в полной тишине.
Всё дело в слоновьих ногах. Чтобы выдерживать большую массу, они превратились в подобие колонн с плоскими подошвами. В древности даже ходили слухи о том, что ноги слона не могут сгибаться в коленях, поэтому спит он стоя, а упав, не может подняться.
Здесь будет уместным отвлечься и поговорить о происхождении названия «слон», а заодно и глагола «слоняться».
Анекдот:
— Чем слон отличается от рояля?
— Тем, что к роялю можно прислониться, а к слону прироялиться нельзя.
До сих пор бытует легенда, что этот глагол возник в 1717 году, когда персидские послы прибыли в Петербург и привезли с собой в подарок живого слона. Экзотическое животное водили по улицам, где тут же собирались толпы зевак. Мол, с тех пор слово «слоняться» вошло в обиход и стало употребляться в значении «ходить без дела».
На самом деле корень «слон» известен в русском языке издавна и встречается в таких словах, как «заслонка» и «прислониться». Последнее слово в контексте «подпирать собой стену», возможно, и трансформировалось в «слоняться».
Некоторые, даже полагают, что именно от глагола «прислониться» и родилось название животного. Мол, раньше полагали, что раз слон не может лечь, то спит, прислонившись к стволу дерева.
Т. Х. Уайт «Средневековый бестиарий»:
«Вот почему, когда охотник подрубает дерево, а слон прислоняется к нему, он падает одновременно со стволом. Падая, он громко кричит, тотчас появляется еще один огромный слон, но он не способен поднять первого. Они кричат оба, на место действия прибывают еще двенадцать слонов, но и они не способны поднять того, который упал. Теперь уже все слоны кричат, и тут появляется весьма невзрачный слон, подходит к большому слону и поднимает его, обхватив хоботом».
Известный советский лингвист Лев Успенский считает и эту этимологию ложной и предлагает свою версию.
Лев Успенский «Этимологический словарь школьника»:
«…научное объяснение пока еще не вполне твердо. Думаю, что, слыша от своих тюркских соседей рассказы о могучем южном животном по имени „аслан“, то есть лев, наши предки сделали из этого имени своё „слон“, но, не зная ни слона, ни льва, ошибочно отнесли его не к тому зверю. Если это верно, то, пожалуй, изо всех „слов-ошибок“, ставших нам известными, эта — самая большая».
Но вернёмся из этимологии в зоологию. Колени у слона, конечно же, гнутся и лечь он может. Чего слон действительно не может, так это прыгать и скакать. При ходьбе его ноги двигаются, как маятники — за счёт поднятия и опускания плеч и бёдер. Обычно слоны бродят неторопливо, но при желании могут перейти на «спортивную ходьбу» и развить скорость до 30 км/ч.
Что касается бесшумности, то она связана с устройством слоновьей подошвы, которая имеет эластичную подушку. Когда слон ступает, подушка расплющивается. Это не только снижает нагрузку на ногу, но и помогает тяжёлому животному ловко передвигаться по болотистой местности.
На вопрос, зачем слону нужен хвост, можно отшутиться фразой: «Чтобы слон не закончился внезапно». Но, если серьёзно, то даже этот относительно жалкий и тонкий отросток болтается сзади не зря. Во-первых, им можно отгонять всяких мух. Во-вторых, двигаясь в стаде, слонёнок часто держится своим хоботом за хвост матери, чтобы не отстать и не потеряться.
Б. Гржимек «Среди животных Африки»:
«4 августа 1942 года в Кливленде (штат Огайо) в течение трех минут сгорел шатер с дрессированными животными, принадлежавшими цирку Барнум и Бейлей. …Зебры как безумные метались по наполненному огнем и дымом помещению. Слоны же терпеливо стояли на местах и двинулись к выходу только тогда, когда появился дрессировщик. По его приказанию каждый слон схватил хоботом кол, к которому была прикована цепь, вытащил его из земли, затем взял впереди стоящего слона за хвост, и так, в полном „боевом“ порядке, они без паники покинули горящее помещение».
Уважаемый Нью Йоркер, не пони маю, зачем Вы прицепились именно к моему посту. Спорите Вы не со мной, а с самим собой - и при чем тут...