• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Как А.Я. Панаева женила на себе весь «Современник»?

В жизни этой красавицы были и большая любовь, и серьезные разочарования, и писательский успех и сплетни, что она женила на себе весь «Современник». Её знала вся литературная Россия, и она знала всех известных писателей, со многими из которых была в дружеских отношениях. Поэтому её мемуары и в наши дни пользуются повышенным интересом. А вот её романы и повести оказались практически забытыми, хотя в них интересно и художественно достоверно отображена жизнь различных слоев российского общества во второй половине XIX века.

К. А. Горбунов, «Панаева Авдотья Яковлевна» (фрагмент) Фото: ru.wikipedia.org

Панаева Авдотья (Евдокия) Яковлевна родилась 31 июля (12 августа) 1820 в Петербурге в семье актеров императорского театра. Получила скромное домашнее образование, некоторое время посещала балетный класс Петербургского театрального училища. С детства отличалась любовью к чтению и широтой интересов. В 1839 вышла замуж за писателя Ивана Ивановича Панаева.

Чтобы не было путаницы, восстановим родственные связи Панаевых, так как среди них было немало литераторов. И. И. Панаев, родившийся 15 марта 1812 в Петербурге, был внучатым племянником Григория Державина, племянником известного поэта и коллекционера Владимира Ивановича Панаева, двоюродным братом публицистов Валериана и Ипполита Александровичей Панаевых.

Несмотря на женитьбу, Панаев продолжал «рассеянный» образ жизни, мало интересуясь супругой. Зато на красивую женщину сразу же обратили внимание его друзья-литераторы. За ней принялись ухаживать Достоевский и Некрасов. Она выбрала Некрасова, став в 1846 году его гражданской женой. Но официально супружеские отношения с Панаевым разорваны не были, так как в те времена это была крайне сложная процедура.

Практически с момента воссоздания Панаевым и Некрасовым в 1847 году журнала «Современник» Авдотья Яковлевна стала его активным сотрудником. Вела в журнале женские разделы, занималась корректурой и перепиской с авторами. А с 1848 года и сама стала печататься под псевдонимом Н. Станицкий.

Первым крупным произведением Панаевой стал роман-хроника «Семейство Тальниковых», тут же запрещенный цензурой за «подрывание родительского авторитета». А в романе всего лишь правдиво была рассказана история воспитания детей в обычной семье, каких в России десятки тысяч. Роман в чем-то автобиографичен, так как мать писательницы отличалась жестким и деспотичным характером.

Несколько ранних произведений (1848−51 гг.) было написано Панаевой при участии Некрасова, это романы «Три страны света» и «Мертвое озеро», имевшие успех у читателей. В «Современнике» печатались многие её романы и повести: «Мелочи жизни» (в 1854 г.), «Роман в петербургском полусвете» (1863), «Женская доля» (1867), а также рассказы и очерки. Сотрудничала и с другими изданиями («Нива», «Живописное обозрение»), особенно после закрытия «Современника».

Для современных читателей, несомненно, большой интерес представляют её мемуары, впервые напечатанные в 1889 году в «Историческом вестнике», а на следующий год вышедшие отдельным изданием. По книге основательно прошлись цензоры, удалившие значительные фрагменты текста. Предвидя это, Панаева заранее многие имена скрыла за своеобразными псевдонимами: Воронцова-Дашкова стала «графиней N.», Сатин — «поэтом В.», Григорович — «литератором N.», Лев Толстой — «графом Т.» и т. д.

В воспоминаниях много интереснейших подробностей, так как жизнь и литературная деятельность людей, о которых пишет Панаева, проходила на её глазах. Со многими она была по-настоящему дружна. Например, Н. Г. Чернышевского она неоднократно навещала в Петропавловской крепости (на что решались не многие), а затем стала крестной матерью его сына Михаила.

Есть в мемуарах и подробности того, как рождались некоторые литературные произведения. Авдотья Яковлевна воспоминает, как на одном товарищеском ужине знаменитый актер Щепкин рассказывал случаи из его молодости, когда он провинциальным актером служил у антрепренеров. Была поведана и печальная история жизни одной молоденькой актрисы. Позднее, взяв за основу этот рассказ, Герцен написал повесть «Сорока-воровка».

Любопытны и некоторые бытовые подробности, связанные с деятельностью редакции «Современника». Панаева рассказывает: «Когда вышел первый номер „Современника“, то Белинский смотрел на книжку с таким умилением, с каким смотрит отец на своего первенца, только что появившегося на свет. По случаю выхода „Современника“ был дан обед в редакции, и с тех пор установился обычай, продолжавшийся много лет, — делать обеды сотрудникам каждый месяц».

Очень интересны её воспоминания о взаимоотношениях в литературной среде, особенно когда появлялся новый талантливый автор. «В февральской книжке („Современника“) 1847 года был напечатан роман Гончарова „Обыкновенная история“, имевший огромный успех. Боже мой! Как заволновались любознательные литераторы. Они старались разведать настоящую и прошлую жизнь нового писателя, к какому сословию он принадлежит по рождению, в какой среде вращается и т. п. Многие были недовольны сдержанностью характера Гончарова и приписывали это его апатичности. Тургенев объявил, что он со всех сторон „штудировал“ Гончарова и пришел к заключению, что он в душе чиновник, что его кругозор ограничивается мелкими интересами, что в его натуре нет никаких порывов, что он совершенно доволен своим мизерным миром и его не интересуют никакие общественные вопросы, „он даже как-то боится разговаривать о них, чтоб не потерять благонамеренность чиновника. Такой человек далеко не пойдет! — посмотрите, что он застрянет на первом своем произведении“. Странно, что предсказания Тургенева о литературной будущности его современников почти никогда не оправдывались».

Недавно «Воспоминания» Авдотьи Панаевой снова переизданы, причем в них по возможности расшифрованы все скрытые имена и восстановлены купюры цензуры. Почитайте, не пожалеете. Узнаете много нового о «светочах российской словесности».

Судьба А. Я. Панаевой отнюдь не была безоблачной и легкой. После смерти первого мужа и разрыва с Некрасовым она в 1864 году вышла замуж за публициста А. Ф. Головачева, бывшего секретарем редакции «Современника». К сожалению, вскоре Головачев тяжело заболел и в 1877 г. скончался от туберкулеза. У Панаевой на руках осталась 11-летняя дочь, ставшая впоследствии писательницей Е. А. Нагродской.

Последние годы жизни Панаева провела почти в нищете, перебиваясь небольшими литературными гонорарами. Умерла Авдотья Яковлевна в Петербурге 30 марта 1893 года. Похоронили её на Волковом кладбище.

Если вас заинтересовала судьба этой женщины, раскройте томик Некрасова и прочитайте посвященные ей стихи: «Тяжелый крест достался ей на долю», «Прости, не помни дней паденья», «Бьется сердце беспокойное», «Я не люблю иронии твоей». Если посмотрите по посвящениям, то найдете и другие стихи, посвященные Некрасовым этой удивительной женщине, ведь и после официального разрыва поэт продолжал относиться к ней с нежностью.

Статья опубликована в выпуске 2.07.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: