• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Дебютант

Как автолюбителю не расплавиться в летнюю жару?

Лето — это не только приятная пора отпусков и отдыха, но и время изнуряюще жарких, в прямом и переносном смысле этого слова, будней. Для автолюбителей, проводящих ежедневно в дорожных пробках не один час, наличие кондиционера или климат-контроля в автомобиле становится не столько роскошью, сколько необходимостью. Однако не все автолюбители знают, чем отличаются системы кондиционирования и климат контроля и что выбрать.

Фото: Evgeny Atamanenko, Shutterstock.com

Стоя в чадящих пробках, легко отличить автомобили с кондиционером по наглухо, несмотря на летнюю жару, закрытым окнам, довольным лицам автовладельцев и завистливым взглядам остальных. Подавляющее большинство иномарок выпускаются с уже встроеной системой кондиционирования или климат-контроля. Посочувствовать можно лишь владельцам отечественных машин, хотя это не совсем верно в отношении семейства «десятых» моделей ВАЗа. В комплектацию автомобилей семейства входит простая система климат-контроля.

Для начала выясним, что такое кондиционирование. Кондиционирование — это поддержание оптимальной температуры и влажности воздуха в автомобиле. Микроклимат в салоне играет большое влияние на самочувствие и, как следствие, на реакцию водителя. Медицинские исследования доказали, что при +10 градусах по Цельсию начинается переохлаждение организма человека, а при +30 замедляется реакция, появляются ошибки при вождении.

Кондиционер в Ferrari
Кондиционер в Ferrari
Фото: pixabay.com

Первые автокондиционеры появились еще в 1936 году в США, правда Вторая мировая война приостановила разработки в этом направлении, после же ее окончания дело резко пошло в гору, а к 90-м годам уже около 85% всех выпускаемых в США автомобилей были укомплектованы кондиционерами, хотя поначалу стоимость этого оборудования составляла едва ли не треть от стоимости недорогих авто. В Советском Союзе кондиционеры появились в конце 50-х, и устанавливали их на правительственные машины.

Итак, что же такое автомобильный кондиционер? Конструкций много. Все, что касается подачи воздуха (вентиляторы) и его очистки (фильтры), кондиционеры разных лет примерно схожи; принципиально же они различаются только типами холодильных установок.

Методом проб и ошибок разработчики автомобильных кондиционеров постепенно пришли к выводу: на сегодняшний день оптимальной холодильной установкой является та, что применяется в современных холодильниках — парокомпрессорная, где поглощение тепла осуществляется за счет испарения специального хладагента — фреона, под давлением прокачиваемого компрессором по замкнутой системе.

Imperial модели 1953 года с установленным кондиционером AirTemp. Видны внешние воздухозаборники на задних крыльях, а на полке за задним сиденьем — внутренние воздухозаборники (по бокам) и направляющая решётка, задающая направление потока воздуха. Отражаясь от потолка, поданный через неё холодный воздух опускался сверху вниз на пассажиров, равномерно охлаждая салон без создания сквозняка
Chrysler Imperial 1953 г. с кондиционером AirTemp. Внешние воздухозаборники на задних крыльях, на полке за задним сиденьем — внутренние воздухозаборники и направляющая решётка, задающая направление потока воздуха. Отражаясь от потолка, холодный воздух опускался сверху вниз на пассажиров, охлаждая салон без создания сквозняка.
Фото: ru.wikipedia.org

Тривиальная компрессорная машина пока остается непревзойденной по совокупности технических и потребительских параметров, особенно по соотношению «стоимость-эффективность». И усилия основных фирм-производителей кондиционеров направлены не столько на оттачивание конструкций, работающих по упомянутому принципу: более тонкая механика, более умная автоматика, «экологические» фреоны, модный дизайн, эргономика, удобство обслуживания и т. д.

Автомобильный кондиционер достаточно прост в обслуживании и, как правило, первые пять лет не доставляет владельцу никаких хлопот, кроме плановых проверок, желательно в автосервисе, на предмет герметизации системы или дозаправки хладагента.

В автомобильные кондиционеры заправляется хладагент (фреон) двух видов: R12, преимущественно встречающийся в системах автомобилей до 1993 года выпуска, и R134a. Оба хладагента имеют свои достоинства и недостатки. «Новый» R134a считается более экологически безопасным и позволяет получить температуру на 10 градусов ниже, чем R12, однако он более текуч и стоит несколько дороже.

Следует также отметить, что R12 и 134a несовместимы между собой. Смешение этих двух видов фреона может привести к свертыванию масла, заливаемого в систему вместе с хладагентом, и, как следствие, к поломке с последующим дорогостоящим ремонтом кондиционера.

Климат-контроль на Mercedes-Benz W123
Климат-контроль на Mercedes-Benz W123
Фото: ru.wikipedia.org

Помимо кондиционеров в автомобили устанавливаются системы климат-контроля. Их зачастую путают, называя климат-контроль кондиционером и наоборот. Это не совсем верное определение. Климат-контроль — совокупность устройств, по заданной компьютерной программе осуществляющих единое управление системами вентиляции, охлаждения (т.е. кондиционером) и обогрева воздуха в салоне, т. е. — это «центральная нервная система» климатической установки автомобиля. В салоне автомобиля располагаются датчики, реагирующие на изменение температуры или влажности и в зависимости от этих изменений система реагирует в соответствии с заданной водителем программой.

Системы климат-контроля бывают с ручным управлением, т. е. с заданием всех режимов работы вручную, и полностью автоматические. Устройства с ручным управлением просты в управлении и позволяют в широком диапазоне регулировать температуру, направление и распределение подаваемого воздуха, автоматические системы климат-контроля оснащены микрокомпьютером и являются более совершенными с точки зрения технологии.

Как автолюбителю не расплавиться в летнюю жару?
Фото: pixabay.com

Стоит обратить внимание автолюбителей, что при работающих кондиционере и системе климат-контроля повышается расход топлива и существенно снижается мощность двигателя.

Статья опубликована в выпуске 15.06.2007
Обновлено 29.06.2021

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Да, я бы тоже почитала конкретные советы- как не расплавиться в жару. Так как у меня кондиционер не работает.

    Можно было бы добавить в статью: иметь майку (для женщин- топик)
    и после переодеваться на работу. Иначе спина просто мокрая.

    Ещё я спасаюсь от жары - громким пением вслух.
    Отвлекает,знаете ли
    Слава богу- музыка в машине работает

    Так же от жары помогает - кокетничать с ещё живыми мужчинами в соседних машинах

  • Я бы со своей стороны добавил, что первые кондиционеры были крупными штуковинами, поэтому устанавливали их в основном в поездах, на пароходах. Одним из первых транспортных средств, оснащённых кондиционером, был пассажирский автопоезд, ходивший с 1936 по 1939 год по маршруту Эр-Рияд - Абу-Даби. А первым легковым автомобилем с кондиционером был изготовленный на заказ Паккард (кстати, Паккард - моя любимая автомобильная марка). Эта модель появилась в 1940 году.
    В 50-е упрощённую систему, известную как "климатизатор", ставила на свои машины фирма Нэш. В то время она объединилась с фирмой Кельвинэйтор, выпускавшей бытовую технику. Подобно бытовым установкам, на Нэшах климатизатор имел внешний блок, расположенный над проёмом бокового окна. Этот обтянутый тканью тубус стал популярным аксессуаром среди хот-роддеров и лоу-райдеров. Климатизаторы ставились в 50-60-е на грузовики, работавшие в южных районах СССР. Сейчас они широко распространены в Бразилии, поскольку кондиционер тамошнему дальнобойщику не потянуть.
    Кондиционерами стала оснащать свои автомобили и компания Кайзер. У неё было собственное производство бытовой техники в обширном ассортименте, которую она продавала через универмаги Сирса и Робака. Производство базировалось на мощностях бывшей фирмы Грэм-Пэйдж. Кстати, рекламируемая сейчас бытовая техника Кайзер имеет отношение как раз к этой американской компании, названной по фамилии её основателя Генри Дж. Кайзера, так что рекламный лозунг "Ja, ja, sehr gut!" ничем не оправдан.

  • И?Нету у меня этого климат-пупер-контроля. Как мне быть в пробке?
    Название статьи мягко скажем не совпадает с содержимым.
    Есть море советов как не расплавится в пробке не имея и кондея, кондей не панацея

    Оценка статьи: 2

  • Ничего нового в статье не нашел. И так понятно, что в жару в машине нужен кондиционер. Полезнее были бы советы, как не расколоть стекло или самому не простудиться. Но статьи об этом я уже в "ШколеЖизни" видел.