• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Матвиенко Профессионал

Что сокращает жизнь вашему автомобильному аккумулятору? Часть 1

Покупая свинцовый стартерный аккумулятор, каждый автолюбитель мечтает о надежном и долговечном помощнике. Ведь именно аккумулятор помогает «оживить» машину до того, как она, урча и выпуская дым, тронется в путь. Надежность этого помощника зависит от многих факторов, в числе которых, конечно же, добросовестность контроля и соблюдение режимов технологического процесса производителем, условия и сроки хранения аккумулятора до момента его продажи и другие, не зависящие от потребителя.

Но есть факторы, зависящие от потребителя, которые напрямую влияют на продолжительность жизни аккумулятора. Их не так уж и мало. Именно о них пойдет сейчас речь. Сразу хочу сказать, что устройство свинцовых аккумуляторов за последние десятки лет не претерпело кардинальных изменений в конструкции. Сегодня они стали краше дизайном, изменился химический состав решетки пластин, выверена до тонкостей рецептура активной массы пластин, пластины одного из знаков в каждой банке обернуты сепаратором в форме конверта.

В числе других технических новшеств, практически во всех типах современных аккумуляторов исключена возможность их ремонта: все шесть (три в мотоциклетных) банок заключены в цельный корпус, именуемый моноблоком, сверху которого приварена крышка. Удаление крышки приводит к необратимому нарушению герметичности, после которого аккумулятор подлежит замене. Итак, хорошо это или плохо, но из «внутренних операций» потребителю оставлено лишь право измерения плотности электролита.

Что же влияет на срок службы вашего аккумулятора?

Пожалуй, самое основное: аккумулятор должен по номинальной емкости соответствовать вашему автомобилю. Совершенно недопустима установка аккумулятора малой емкости на автомобиль с большим объемом двигателя, особенно если он еще и дизельный. При этом необходимо помнить, что ситуацию усугубляют дополнительные «рты», требующие электропитания, установленные в вашем авто (климат-контроль и т. п.). Нежелательна также установка аккумулятора большой емкости на малолитражки.

В обоих случаях несоответствия параметров автомобиля емкости аккумулятора режимы эксплуатации приводят к постоянному перезаряду или недозаряду аккумулятора, которые резко сокращают срок жизни, постепенно уменьшая его емкость в результате снижения количества активной массы в пластинах. И, если во втором случае ситуацию еще можно как-то исправить, периодически подзаряжая аккумулятор при помощи специального зарядного устройства, то бороться с перезарядом очень сложно.

Как же выбрать аккумулятор, соответствующий по емкости вашему автомобилю? Этот вопрос давно решен серьезными производителями, которые выпустили каталоги с таблицами соответствий выпускаемых ими аккумуляторов и автомобилей практически всех впускаемых в мире марок. Если такого каталога в месте продажи аккумуляторов нет, то при покупке сообщите продавцу основные характеристики вашего автомобиля. Он обязательно поможет вам сориентироваться в выборе.

Некоторые из аккумуляторов снабжены индикатором зарядки. По сути «волшебный глазок», как его окрестили некоторые производители, является простейшим индикатором уровня и плотности электролита в одной из банок. Остальные банки при этом остаются «без присмотра», а их состояние может отличаться от «глазастой». Как же быть в такой ситуации?

Существует несколько выходов. Вы можете найти в продаже и установить на каждую из банок подходящие пробки со встроенным индикатором. Тогда ваш аккумулятор станет многоглазым. Однако при очевидных плюсах (возможность мгновенного текущего контроля за плотностью и уровнем электролита), установка подобных глазков заметно ударит по карману рядового потребителя. Другим удобным выходом может стать приобретение специального ареометра в виде пипетки, дающего возможность измерить плотность электролита поочередно в каждой банке.

О том, какой же должна быть плотность электролита, а также о других тонкостях, продлевающих жизнь вашему аккумулятору, речь пойдет в следующей статье. А пока пожелаю, чтобы удача на дорогах не покидала вас.

Статья опубликована в выпуске 6.11.2007
Обновлено 15.06.2022

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • заголовок не совсем точный.. у Вас статья про АВТОМОБИЛЬНЫЕ аккумуляторы.. я рассчитывал прочитать информацию о других, более часто используемых аккумуляторах (те , что для бытовой техники и всяких гаджетов; те, что бывают кадмивые, метал-гидридные и литиевые).. купился на заголовок

    Оценка статьи: 4

  • Спасибо интересно, к тому же полезно для автолюбителей

    Оценка статьи: 4

  • Мне кажется, Александр, что всю полезную информацию из этой статьи можно уместить в паре абзацев. И сделать из неё и будущех статей на эту тему - одну статью.
    И ещё:
    Удаление крышки приводит к необратимому нарушению герметичности, после которого аккумулятор подлежит замене.
    Любой, даже "необслуживаемый" свинцовый аккумулятор, не герметичен, а сообщается с воздухом через отверстия в колпачках. Иначе бы он просто мог взорваться.

    • Согласен, Валерий. Но Здесь имеется в виду негерметичность по контуру спайки крышки, как технологический термин, приводящая к вытеканию электролита и повреждению вашего автомобиля. Кстати, о взрыве. Не забывайте о существовании полностью герметичных аккумуляторов с газовой рекомбинацией, о которых, впрочем, речь в этой статье не идет в силу их дороговизны.
      И потом, я боюсь, что даже две статьи не вместят материал. Кроме приведенного материала, речь пойдет о термине "необслуживаемый аккумулятор", о возможности замерзания аккумулятора и о многом другом. Вряд ли формат статьи позволит сделать это. А краткая информация на эту тему, без объяснения причин происходящего, может присутствовать и в сервисной карте, оформляемой при продаже аккумулятора.

      • Может быть, подробная информация об аккумуляторах и нужна сейчас кому-то. Редакторы решат. У меня же аккумуляторы сейчас работают без особых забот по 5-6 лет.
        Я застал и лет15 ездил с аккумуляторами, залитыми сверху битумом. Вот там было много забот и много нужно было знать, чтобы продлить срок их службы.

        • Да, делали из двух нерабочих один рабочий - отплавляли битум, перерезали контактные шины, банку- вытаскивали и выбрасывали, а вместо нее - после таких же процедур - из другого ставили хорошую банку, восстанавливали шину и заливали битумом по-новой. И при этом там была куча тонкостей.

          Я не спец по этой теме - хотелось бы с самого начала получить классификацию кислотных аккумуляторов по технологии изготовления и обслуживания.