• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Почему Римму Иванову называли российской Жанной д’Арк?

В ноябре 1915 года по заказу военного ведомства сняли фильм «Героический подвиг сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой». Как только он вышел на экраны, разгорелся крупный скандал.

Письма и телеграммы протеста посыпались в столицу. Офицеры полка, в котором Римма Иванова была сестрой милосердия, собирались «отловить антрепренера и заставить его съесть пленку». Увидев на экране сестру милосердия, которая, размахивая саблей, семенила по полю в туфлях на высоком каблуке и при этом пыталась не растрепать модную прическу, фронтовики были возмущены до предела.

Фильм запретили, страсти улеглись, а затем наступила череда серьезных неудач на фронте, волнения в тылу, и о женщине на войне, которую называли русской Жанной д’Арк, просто забыли.

Римма родилась 27 июня 1894 г. в Ставрополе, где ее отец служил казначеем в духовной консистории. Детство ее прошло, как и у многих молодых дворянок из небогатых семей. В 1913 году, после окончания 8 классов гимназии, Римма работала учительницей начальной школы в селе Петровском Благодаринского уезда Ставропольской губернии. С началом Первой мировой войны закончила курсы сестер милосердия, недолго поработала в госпитале, развернутом в Ставрополе, а затем отправилась на фронт.

Р. М. Иванова — учительница в земской школе села Петровское Благодарненского уезда Ставропольской губернии
Р. М. Иванова
Фото: ru.wikipedia.org

Римму зачислили добровольцем-санитаром, а затем и фельдшером в 83-й пехотный Самурский полк, который до войны располагался в Ставрополе. К лету 1915 года полк принял участие во многих кровопролитных боях, в которых отличилась и Римма Иванова. Представления к наградам свидетельствуют, что она не отсиживалась в тылу, а непосредственно спасала раненых на передовой.

Первую награду, Георгиевскую медаль 4-й степени, она получила в период боев в Карпатах за вынос с поля боя раненого прапорщика Гаврилова. Вторую медаль — за спасение прапорщика Соколова и восстановление поврежденной линии связи.

В июле 1915 года она ненадолго съездила в отпуск навестить тяжело заболевшего отца, а затем снова вернулась на линию фронта, но уже в 105-й Оренбургский пехотный полк, в котором младшим врачом служил ее брат. Владимиру Иванову не удалось удержать сестру при полковом лазарете, она снова отправилась на передовую, где в первых же боях заслужила Георгиевский крест 4-й степени за спасение раненого командира полка полковника А. А. Граубе.

9 сентября полк участвовал в тяжелых наступательных боях в ходе Свенцянского прорыва. Римма, как всегда, находилась на передовой, перевязывая раненых. В ходе боя у карпатского села Доброславки (Брестская область, севернее города Пинска) в одной из рот погибли все офицеры, солдаты смешались и стали отходить. Римма собрала отступающих и повела роту в атаку. Руководимые сестрой милосердия солдаты выбили противника из окопов и захватили вражескую позицию. В ходе атаки Римма была смертельно ранена разрывной пулей и скончалась на руках солдат.

В полку тяжело переживали смерть сестры милосердия, которая за короткий срок сумела завоевать искреннюю любовь и уважение фронтовиков. Командование полка, поддержанное командиром дивизии, ходатайствовало о награждении ее посмертно орденом Святого Георгия 4-й степени. Фронтовая кавалерская дума ходатайство поддержала, но Римма не была военнослужащей, поэтому командующий фронтом не мог самостоятельно принять решения о награждении и доложил императору.

19 сентября в газетах было опубликовано официальное сообщение:

«В 105-м пехотном Оренбургском полку сестра милосердия Мирра (в первых публикациях была допущена ошибка в имени) Михайловна Иванова, невзирая на уговоры офицеров и брата — полкового врача, все время работала, перевязывая раненых под страшным огнем неприятеля. 9 сего сентября, когда командир и офицеры 10-й роты были убиты, собрала к себе солдат и бросилась с ними на окоп, который взяла и тут же, раненая, скончалась, оплакиваемая всем полком. Государю императору благоугодно было за столь беспримерной подвиг, сделанный сестрой милосердия Миррой Михайловной Ивановой, запечатленный ее смертью, наградить доблестно погибшую офицерским орденом Св. великомученика и победоносца Георгия IV степени».

О подвиге Риммы активно стала писать пресса, был снят скандально известный фильм, а компания «Экстрафон» даже выпустила граммофонную пластинку «Подвиг Риммы Ивановой». Было учреждено несколько стипендий её имени, выпущены плакаты и листовки.

Подвиг сестры милосердия получил и международный резонанс. В германских газетах был опубликован «решительный протест» председателя Кайзеровского Красного Креста генерала Пфюля, который, ссылаясь на Конвенцию о нейтралитете медицинского персонала, с возмущением заявлял, что сестрам милосердия не подобает на поле боя совершать подвиги. Протест даже рассматривали в штаб-квартире Международного Комитета Красного Креста в Женеве, но с мнением генерала не согласились.

Уже 9 сентября Владимиру Иванову было разрешено вывезти тело погибшей сестры в Ставрополь для захоронения. Утром 25 сентября гроб с телом Риммы Ивановой был доставлен на родину.

Встречать тело русской Жанны д’Арк, как ее окрестила пресса, собралась масса народа. От вокзала вдоль Николаевского проспекта стояли войска, вдоль которых белый катафалк, запряженный четверкой лошадей в белых попонах, вез усыпанный цветами гроб. Впереди процессии на бархатных подушечках несли награды Риммы Ивановой: орден Cв. Георгия, Георгиевский крест и медали.

Похоронили Римму возле храма Андрея Первозванного. В прощальном слове протоиерей Семен Никольский сказал:

«Франция имела Орлеанскую деву — Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву — Римму Иванову. И имя ее отныне будет вечно жить в царствах мира».

Гроб в землю опускали под звуки оружейного салюта. Впоследствии местное духовенство даже поднимало вопрос о причислении Риммы к лику святых.

Вскоре Россия вступила в длительную полосу смут и потрясений. Могила Георгиевского кавалера Риммы Ивановой в церковной ограде оказалась уничтоженной, а её имя — надолго забытым. Но история все расставляет по своим местам.

В наши дни рядом с храмом Андрея Первозванного на предполагаемом месте захоронения установили небольшое надгробие. На здании школы-интерната (бывшей Ольгинской гимназии) укрепили мемориальную доску. В местном музее открыли экспозицию, посвященную единственной женщине, награжденной орденом Святого Георгия за воинский подвиг.

Статья опубликована в выпуске 24.02.2008
Обновлено 19.07.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: