• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Как из блестящего гвардейца стать музыкальным классиком? Судьба М. Мусоргского

В марте 1881 года в Петербурге в военном госпитале скончался от белой горячки великий композитор Модест Мусоргский. Ему только что исполнилось 42 года, но противостоять пагубной страсти, сгубившей в России не одного талантливого человека, он не смог. Ему предрекали блестящую карьеру в армии, но вершин он достиг в музыке, став признанным классиком. Незадолго до его кончины, в редкие дни просветлений Мусоргского посетил Илья Репин, написавший портрет композитора. С полотна художника печальным взглядом воспаленных глаз смотрит человек, понимающий, что для него уже все в прошлом. А ведь как прекрасно все складывалось в начале жизненного пути.

Мусоргский Модест Петрович родился 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, что на Псковщине, в семье небогатого помещика. Благодаря матери, Юлии Ивановне, мальчик рано приобщился к музыке, быстро освоил игру на фортепиано. К 9 годам он уже исполнял сложные произведения и даже пытался импровизировать.

Мальчик любил музыку, но родители избрали для него жизненный путь, характерный для большинства молодых дворян. В 10 лет Модеста отвезли в Петербург и определили в Петропавловскую школу, а в 13 лет он уже учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Впереди была карьера гвардейского офицера, а музыка — это чтобы блеснуть виртуозной игрой в светском салоне или сымпровизировать что-нибудь залихватское на дружеской пирушке. Но судьба распорядилась иначе.

Будущих гвардейских офицеров воспитывали в строгости, от них не требовали глубоких знаний, главным критерием подготовки был пресловутый армейский фрунт. Блеснуть выправкой на параде, зычным голосом отдавать команды, держать в строгости подразделение, непринужденно чувствовать себя в светском обществе, в совершенстве изъясняться по-французски и уметь пить не пьянея — вот основные слагаемые будущей успешной карьеры. Стоит отметить, что нравы в школе были ещё т. е. Процветал цуг, в наши дни для него нашли новый термин — дедовщина.

Старшие ученики называли младшеклассников «вандалами» и изощрялись в притеснениях. Практиковались даже скачки на «вандалах», естественно, что пришедший к финишу последним, получал от своего седока увесистые тумаки. Спасти от цуга могло только заступничество кого-то из старшеклассников или личные заслуги, высоко ценимые в мальчишеской среде. Модесту повезло. В школе учился его старший брат Филарет, так что покровительство было обеспечено. Как ни странно, помогла и музыка. Он оказался лучшим музыкантом школы и в часы досуга неоднократно развлекал товарищей своей игрой. Однажды его импровизации вылились в искрометную польку, приведшую однокашников в восторг.

Польку Мусоргский показал своему учителю музыки А. А. Герке, у которого в Петербурге брал уроки. Опытный музыкант не только похвалил талантливого ученика, но, немного подправив его творение и положив его на ноты, отдал издателю. В конце 1852 года ноты польки для фортепиано «Подпрапорщик» были изданы -первое произведение молодого композитора увидело свет.

Стоит отметить, что Модест быстро стал одним из лучших учеников школы и даже удостоился одобрения Николая I за прекрасную выправку и строевую выучку.

В 1856 году семнадцатилетний прапорщик Мусоргский был зачислен в самый известный российский гвардейский полк — Преображенский. О лучшем начале военной карьеры было трудно и мечтать. Но военная служба юношу не прельщала, его страстью уже стала музыка.

Громадное влияние на начинающего композитора оказало знакомство с А. С. Даргомыжским и музыкантами зарождающейся «Могучей кучки» — Балакиревым, Бородиным, Кюи. Каким же вошёл Мусоргский в содружество композиторов? Любопытны воспоминания Александра Бородина, смотревшего на молоденького гвардейца с определенной долей иронии: «Мусоргский был в то время совсем мальчонком, очень изящным, точно нарисованным офицериком; мундирчик с иголочки, в обтяжку; ножки вывороченные, волоса приглажены, припомажены, ногти точно выточенные, руки выхоленные, совсем барские. Манеры изящные, аристократические; разговор такой же, немножко сквозь зубы, пересыпанный французскими фразами, несколько вычурными. Некоторый оттенок фатоватости, но очень умеренной. Вежливость и благовоспитанность — необычайные. Дамы ухаживали за ним. Он садился за фортепьянами и, вскидывая кокетливо ручками, играл весьма сладко, грациозно и пр. отрывки из „Троваторе“, „Травиаты“ и т. д., и кругом него жужжали хором: „Charmant“, „delicieux“ (прелестно, восхитительно) и пр.». И этому офицерику предстояло покорить музыкальный Олимп, и он это сделал.

Первым его произведением, получившим по-настоящему широкое признание, стал романс «Где ты, звездочка?». Ободренный успехом он пишет еще ряд романсов и несколько инструментальных произведений, в которых уже проявляется его собственный музыкальный почерк. Но для серьезной музыки знаний явно не хватало, и Мусоргский под руководством Балакирева начал серьёзно заниматься композицией. Разрываться между музыкой и службой становилось все труднее, и он решил оставить службу. Стоит отметить, что друзья-композиторы, сами служившие в армии (Кюи — офицер, Бородин — военный врач), пытались его отговорить, но не смогли. В 1858 году Мусоргский вышел в отставку и всецело посвятил себя музыке.

Мусоргского увлекает история России, и он попытается в музыке передать её драматизм и эпичность, ввести в серьезные произведения элементы народной музыки и массовые народные сцены. Он много экспериментирует, пишет разноплановые произведения, которые и сегодня поражают своим новаторством: неоконченные оперы «Женитьба» (по комедии Гоголя) и «Саламбо», песни и романсы на стихи Н. А. Некрасова и Т. Г. Шевченко, симфоническая картинка «Ночь на Лысой горе».

Главным произведением композитора стала опера «Борис Годунов», над которой он работал долгие годы. Первую редакцию оперы он подготовил в 1869 году, но к постановке она принята не была, и Мусоргский принялся за её переработку. Новую редакцию оперы в 1874 году поставил Мариинский театр, но со значительными сокращениями. Мусоргский тяжело переживал неудачи с постановкой оперы, у него развивается нервное заболевание, которое он по русской традиции «лечит» водкой.

Параллельно Мусоргский работает над эпической оперой «Хованщина» и комической оперой «Сорочинская ярмарка». В своем творчестве он неоднократно обращался к произведениям Гоголя, считая, что в гоголевском языке уже живет музыка и ей только надо помочь вырваться на волю. Несмотря на яркость и образность его произведений, в них начинают звучать ноты грусти и тревоги (вокальные циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти»), словно композитор предчувствует свою трагическую судьбу.

К сожалению, впавший в тяжёлую депрессию композитор не смог довести до конца работу над многими своими произведениями. Уже после его смерти Н.А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, Ц. А. Кюи завершили все начатые им произведения. Сегодня оперы Модеста Петровича Мусоргского с неизменным успехом идут на ведущих музыкальных сценах мира, став лучшим памятником их автору — человеку трагической судьбы, громадного таланта и истинной любви к Отечеству.

Статья опубликована в выпуске 12.04.2008
Обновлено 20.07.2022

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: