• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Кого из актеров Сергей Михайлович Эйзенштейн называл «оборотнем»?

2 мая 1988 года, 20 лет назад, в Ленинграде на 73-м году жизни скончался выдающийся советский актер Павел Петрович Кадочников. Петербуржец по рождению он, казалось, воплощал в себе всю многогранную душу родного города. Он был многогранен, как и Северная Пальмира, умел «напустить туману» или казаться открытым — не меньше, чем рубахой-парнем. Казалось бы, для него нет ничего невозможного. Разве что побороть смерть…

Павел Петрович родился в Петрограде в рабочей семье 29 июля 1915 года, а спустя менее трех лет его рассудительный отец решает увезти жену и двух малолетних детей подальше от очага революции, отправляясь на свою родину, в маленькое село Бикбарда, что затерялось на Урале. Здесь и прошло детство будущего актера, который на деревенских харчах и парном молоке рос вполне здоровым и шустрым. Большую часть времени Паша проводил на природе, а однажды ему захотелось передать красоту гор и лугов на бумагу. И пусть карандаша у юного художника не было, ему вполне сгодился и уголек.

Первая и последняя любовь — Ленинград

Когда сыну исполнилось 12 лет, Петр Кадочников решил, что никакие революции Ленинграду больше не грозят, а потому семья вернулась в город на Неве. Для Павла это было настоящее потрясение, так как из раннего детства он почти ничего не помнил. Здесь ему еще больше захотелось стать мастером кисти, и он уговорил отца, чтобы тот устроил его в художественную школу.

Но учиться в ней Павлу довелось не так уж долго. То ли из-за смены климата, то ли из-за напряженного труда отец попадает в больницу с тяжелым заболеванием. Прогнозы врачей были неутешительны. И хотя в тот раз отец «выкарабкался», но сыну пришлось оставить школу и идти работать на родной завод «Красный путиловец» учеником слесаря. В художественной студии парень бывал крайне редко, но от судьбы не уйдешь, однажды он столкнулся в студии с режиссером Авдеевым, который сразу же оценил «натуру» будущего артиста.

А дальше оставалось дело за малым — уговорить Кадочникова попробовать себя в спектакле. Попробовал — получилось. И понравилось. На встречу с Борисом Вольфовичем Зонном, набиравшего курс в театральный техникум при ТЮЗе, 15-летний Павел шел в полной уверенности, что его обязательно примут. И опять судьба улыбнулась юноше. Спустя некоторое время техникум был расформирован, и весь их курс зачислили в институт.

Один в двух лицах

Большую роль в жизни будущего актера сыграла встреча со знаменитым режиссером Сергеем Юткевичем, который впервые предложил Павлу сразу две роли в своем фильме «Яков Свердлов». Но если на роль обычного мальчишки он был утвержден сразу, то за роль Максима Горького режиссеру пришлось повоевать. Члены комиссии буквально расхохотались, услышав, что великого пролетарского писателя будет играть молодой человек, которому едва исполнилось 22 года. Пришлось Павлу идти в гримерку. Когда он вышел оттуда, та же комиссия чуть на пол не попадала: сходство было просто фантастическим!

К тому времени Павел Петрович был уже женатым человеком: с Розалией Котович он познакомился в театральной студии, а 16 июля 1935 года они должны были выступать в какой-то концертной программе. Кадочников зашел за Розалией в общежитие. На пути к трамвайной остановке неожиданно предложил: «Давай распишемся!» Роза согласилась. Тогда она и предположить не могла, что это почти на всю ее жизнь, ведь с Кадочниковым они прожили душа в душу 53 года (пусть голливудским актерам, которые меняют жен-мужей, как липа почки по каждой весне, икнется). Счастливый брак всегда дает крылья: у Павла получались практически все роли, за которые он брался!

Первой ролью, которая принесла ему славу, стала роль композитора Алеши Мухина в комедии «Антон Антонович сердится». По иронии судьбы фильм был закончен 21 июня 1941 года. А уже через день-два Кадочников стал рваться на фронт, но в военкомате его мягко осадили: «Каждый должен делать то, что у него лучше получается. Разобьем фашистов, а вы, товарищ артист, в фильмах снимайтесь, поднимайте боевой дух!».

Четыре месяца на протезах

Он и поднимал! В войну вышло сразу несколько фильмов, в частности, двухсерийный «Оборона Царицына» и «Поход Ворошилова». Получил приглашение и в фильм «Иван Грозный», который снимал Сергей Эйзенштейн. От Эйзенштейна тут же схлопотал прозвище «оборотень» из-за того, что мог перевоплотиться в любого человека.

Вершиной актерского мастерства Павла Кадочникова считается роль Алексея Мересьева в фильме «Повесть о настоящем человеке». Но мало кто знает, что для того, чтобы убедительнее сыграть роль, Павел Петрович в течение четырех месяцев ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз, отказавшись от услуг дублеров.

Любите зрителя

Мне лично симпатичны и другие роли актера, например, боксер Светланов в фильме «Запасной игрок» и мотоциклист Федор Ермолаев в «Укротительнице тигров». Кстати, и здесь Кадочников все играл «по-настоящему». В первом случае он довольно долго тренировался с Иваном Князевым и достиг такого уровня, что ему советовали заняться боксом серьезно. С мотоциклом все обстояло проще: это была его любовь, он и сам очень хорошо ездил. А всего Кадочников «отметился» в 37 фильмах, в основном как актер, но несколько лент снял в качестве режиссера. В 1979 году ему было присвоено звание народного артиста СССР, а в 1985 году — звание Героя Социалистического Труда.

А еще он очень любил зрителей. В Калининграде любят вспоминать, как однажды Павел Петрович не уходил со сцены 5 (!) часов. Такому человеколюбию нужно, как говаривал В. И. Ленин, учиться, учиться и учиться!

Статья опубликована в выпуске 2.05.2008
Обновлено 21.07.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: