Известно, что в СССР реактивные самолёты построили довольно быстро. Осенью 1946 года в небо нашей страны поднялись реактивные истребители МИГ-9 и ЛА-15. А вот реактивный Ту-12 поднялся в небо летом 1947 года.
Во время войны конструкторское бюро под руководством Андрея Николаевича Туполева создало прекрасный пикирующий бомбардировщик Ту-2.
Его характеристики были такими:
- полный вес — 10380 кг;
- скорость — 635 км/ч;
- дальность полёта — 2500 км.
Для своего времени это была отличная боевая машина.
И вот специалисты под руководством Туполева решили сэкономить время и силы, поэтому взялись за создание реактивного самолёта не с чистого листа, а используя Ту-2 в качестве основы.
В целом, новый экспериментальный реактивный бомбардировщик Ту-12 был похож на своего предшественника Ту-2. В Ту-12 были новыми кабина лётчика, шасси с носовым колесом, ну и, разумеется, мотогондолы под новые реактивные двигатели.
Характеристики Ту-12, первого реактивного самолёта команды Андрея Николаевича были такими:
- полный вес — 10500 кг;
- скорость — 780 км/ч;
- дальность полёта — 2000 км;
- экипаж — 3 человека.
Хотя скорость у Ту-12 по сравнению с Ту-2 выросла более чем на сто километров, генеральный конструктор был этим не очень доволен. Он понимал, что в данном варианте исполнения увеличивать скорость самолёта, а уж тем более, приблизиться к скорости звука, будет проблематичным. И тогда начались расчёты первого советского реактивного самолёта со стреловидным крылом. Тем более что новые реактивные двигатели очень явно к этому подталкивали.
Известные аэродинамики Советского Союза — Христианович и Струминский — подключились к работе, и она увенчалась успехом.
- В феврале 1949 года в воздух поднялся реактивный бомбардировщик Ту-82. Первый же полёт показал прекрасные результаты — машина достигла скорости 934 км/ч.
Однако конструкторы решили, что останавливаться на достигнутом незачем и дождались нового советского двигателя АМ-03. Этот агрегат был весьма мощным, и теперь можно было решить ещё одну важную правительственную задачу.
Дело в том, что поршневые самолёты стремительно устаревали. Поэтому руководство страны поручило туполевцам создать тяжёлый бомбардировщик для дальней авиации. Как раз для того, чтобы модернизировать существующий парк военной техники. Тут и пригодился новый двигатель.
После нескольких лет кропотливой работы под руководством Андрея Николаевича спроектировали и построили Ту-16 — скоростной реактивный дальний бомбардировщик. Его характеристики:
- дальность полёта — 5700 км;
- скорость — 1000 км/ч;
- полный вес — 72000 кг;
- экипаж — 6 человек.
После многих месяцев успешной эксплуатации самолёта Ту-16 Туполев с единомышленниками решил сделать его гражданскую версию. То есть — комфортный реактивный пассажирский авиалайнер.
В 1955 году появляется первый в мире реактивный пассажирский самолёт Ту-104. Скорость его составляла 950 км, дальность полёта — 3500 км. Пассажиров на борт он мог принять до 115 человек. То есть в мире появился скоростной пассажирский самолёт, способный летать на короткие и средние расстояния.
Но Андрею Николаевичу не хотелось останавливаться и на этом. Он понимал, что раз растут скорости, следовательно, должны расти и расстояния.
И вот в 1957 году миру был представлен сверхдальний реактивный пассажирский самолёт Ту-114. Он брал на борт до 200 человек! А ещё довольно много груза, ведь полный вес нового самолёта составлял 170 000 кг. Дальность его полёта по тем временам была впечатляющей — до 9000 км!
Благодаря Ту-114 удалось связать СССР с США, Индией, Китаем, Японией и даже Австралией.
Так что у наших современных авиаконструкторов весьма неплохая школа. Надо лишь не забывать об этом.
Валерий Сатокин, данных по автору не смотрел и автора не знаю. Но высказать свое мнение по прочитанному - считаю своим правом. А вообще -...