• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Чем знаменит немецкий инженер Николай Отто?

Вторая половина ХIХ столетия ознаменовалась бурным ростом промышленности. А всякой промышленности нужны двигатели или что-то, хотя бы их напоминающее.

Николаус Август Отто Фото: ru.wikipedia.org

В эти годы двигатели, разумеется, были. В основном, паровые. И усилия многих инженеров сводились к улучшению этих двигателей и уменьшению их массо-габаритных показателей.

Можно вспомнить, что к этому моменту на техническом, так сказать, небосклоне сияла звезда французского изобретателя Жана Этьена Ленуара. Он создал газовый двигатель, который мог при соблюдении ряда условий довольно сносно работать.

Двигатель Ленуара оказался интересной (хотя и весьма несовершенной) новинкой на тот момент, и предприятие изобретателя стало получать заказы, что позволило скоропалительно утверждать о безоговорочном успехе Ленуара.

Двигатель Ленуара 1860 г.
Двигатель Ленуара, 1860 г.
Фото: en.wikipedia.org

Наш изобретатель настолько был уверен в своей машине, что выставил её на Всемирной Парижской выставке в 1867 году в твёрдой уверенности получить золотую медаль. Что совсем скоро принесло бы ему новые прибыли. Однако жюри стало проводить испытания всех представленных двигателей.

Оказалось, что двигатель немецкой фирмы «Отто и К» потреблял газа почти в три раза меньше, чем агрегат Ленуара, и смазочных материалов для него требовалось меньше. Ясное дело, золотую медаль отдали немцам. И получилось это вполне справедливо.

Немец Николаус Отто до какого-то момента не имел отношения к технике, а тем более к двигателям. Он работал продавцом, служащим конторы, затем — бухгалтером. Но однажды Николаус увидел в газете рекламную статью, касающуюся двигателя Ленуара…

Возможно, статья была написана необыкновенно увлекательно и послужила толчком к открытию новых горизонтов в жизни Отто. Возможно, молодой исполнительный немец просчитал неплохие экономические выгоды от появления более совершенных двигателей. Как бы там ни было, а Отто начинает (к удивлению близких ему людей) экспериментировать с газовыми двигателями.

Атмосферный двигатель Отто/Лангена 1867 г.
Атмосферный двигатель Отто/Лангена, 1867 г.
Фото: en.wikipedia.org

Поначалу ничего запредельного при этом не происходило. Однако вскоре Отто открывает одну важную вещь.

  • Оказывается, воспламенять смесь внутри двигателя следует в самом начале движения поршня. Ленуар же делал это в середине движения.

После серии экспериментов Отто фиксирует ещё одну важную деталь…

  • Перед воспламенением смеси в рабочем цилиндре её следует сжать. При этом КПД устройства повысится.

В общем, Отто в результате своих изысканий приблизился к идее создания четырёхтактного двигателя. Такой двигатель он и создал, только позже. А пока он вместе со знакомым инженером Лангеном основывают фирму «Отто и К», патентуют новые двигатели и начинают их производить и успешно продавать.

Двигатель новой компании давал КПД по тем временам довольно неслыханный — 14%! К тому же, в 1867 году (о чём упоминалось выше) агрегат Николауса Отто получил Золотую медаль в Париже.

Скоро в компанию Отто и Лангена пришёл на должность главного инженера талантливый управленец и рационализатор Готлиб Даймлер. После этого в 1878 году фирма совершает ещё один рывок и демонстрирует на третьей Всемирной выставке одноцилиндровый четырёхтактный газовый двигатель.

Дела наших героев шли вполне хорошо. Однако нашлись дотошные граждане, которые стали говорить, что ещё в 1862 году русский подданный Павел Кузьминский описал многое из того, что применили в своих машинах Отто и Ланген. И поэтому, мол, следует аннулировать патенты, выданные компании Отто. А эти патенты, между прочим, приносили правообладателям солидные деньги.

Кузьминский, как мы теперь знаем, в суд обращаться не стал. Это сделали друзья французского профессора Бо де Роша, в работах которого также нашлись идеи, применённые компанией Отто.

В общем, наступил такой момент в жизни Николауса Отто, когда ему пришлось только и делать, что бегать по судам. В результате различных тяжб многие патенты, выданные немецкой фирме, действительно аннулировали. Теперь двигатели новой конструкции могли производить, по сути, любые желающие.

Как ни странно, в финансовом отношении это мало сказалось на предприятии Отто и его компаньонов. Большинство потребителей предпочло приобретать агрегаты у проверенного немецкого поставщика.

Вот только сам Отто после всех этих длительных юридических дел забросил изобретательство, передав дела проверенным людям из своего окружения.

Вот такая вот история изобретения с несколько грустным финалом…

Статья опубликована в выпуске 14.01.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: