Впрочем, зачем нам входить в сферу таких деликатных, а главное, плохо определённых понятий, как религиозные чувства — вообще, и оскорблённые религиозные чувства, в частности? Зададимся лучше вопросом, вынесенным в заголовок. Что означает собственно название этого журнала? Что такое «Шарли» и с какой стороны он «Эбдо»? Думается, ответ на этот вопрос будет гораздо интереснее различного рода морализаторств на пустом месте.
Проще всего со вторым словом в названии журнала.
«Эбдо» (Hebdo) — это по-французски «еженедельный». Просто констатация того, что журнал выходит из печати раз в неделю.
А вот с «Шарли» разобраться немного потруднее. Это — уменьшительное имя собственное, произведенное от имени Карла Великого, которое по-французски звучит «Шарль», а по-английски — «Чарльз». Шарли, таким образом, — французский вариант английского имени Чарли. Понятно?
Всё понятно, но яснее от этого, однако, не стало! При чём здесь Шарль? Или всё же Чарли? Не де Голль ли этот Шарль? И не Чаплин ли этот Чарли?
«Спокойствие, только спокойствие!» — повторим мы вслед за одним мужчиной в полном расцвете сил, фамилия которого, кстати, тоже происходит от имени Карл. Повторим, после чего продолжим поиски.
Чтобы продвинуться в наших изысканиях дальше, вспомним о таких произведениях искусства, как комиксы. Комиксы первоначально появились в США для развлечения «простой» и не слишком грамотной публики, которой читать было сложновато, а картинки с подписями рассматривать — самый раз. Комиксы изображали какой-нибудь анекдот или комический рассказ (Comic story). От слова «комический» произошло и название.
Рисовать комиксы совсем не так просто, как кажется. Художник комиксов должен быть не только умелым рисовальщиком, заключая образ героя в простой и ясный контур. Ему следует также обладать навыками сценариста, выбирая для изображения самые «говорящие», самые ключевые эпизоды.
Развитие комиксов привело к тому, что они, во-первых, стали многосерийными, то есть начали печататься с продолжением, а во-вторых, взялись за серьёзные темы. Борьба со злом, спасение мира!
Появились сериалы — появились и фанаты. Какие-то герои стали любимыми, какие-то стали побивать все рекорды популярности. Многие знаменитые художники занялись рисованием комиксов. Ещё больше художников стали знаменитыми благодаря комиксам, которые они рисовали. Что не удивительно. Комиксы, массовое чтиво, издавались стотысячными тиражами. Огромная аудитория! А сколько человек увидят работы художника на выставке? Максимум несколько сотен. Несравнимо!
Американский художник Чарльз Шульц (Charles Monroe Schulz; 1922−2000 гг.) стал знаменитым именно благодаря серии комиксов «Peanuts» о приключениях младшего школьника Чарли Брауна и его друзей, а главное, его собачки Снупи, от имени которой чаще всего и ведётся рассказ. «Peanuts» переводится с английского как «арахис», но есть и другое значение: «мелочь пузатая». Так в американских школах звали учеников младших классов.
Серия «Peanuts» стала очень популярной. Его герои-малыши и пёсик Снупи получили международное признание. Они «светились» в рекламе, по мотивам комикса было снято несколько мультфильмов. Среди комиксов «всех времён и народов» «Peanuts» считается одним из самых успешных.
Чарльз Шульц работал над этим сериалом в общей сложности пятьдесят лет. Первый выпуск комикса «Peanuts» появился 2 октября 1950 года, а последний — на следующий день после смерти автора, 12 февраля 2000 года. В последнем номере было напечатано трогательное обращение Чарльза Шульца к своим читателям.
Дорогие друзья, мне посчастливилось рисовать Чарли Брауна и его друзей почти 50 лет. Это было воплощением моих детских стремлений.
К сожалению, я больше не могу выдерживать график, которого требуют ежедневные комиксы. Моя семья не желает, чтобы Peanuts продолжал кто-либо еще, поэтому я объявляю о своем уходе.
На протяжении многих лет я был благодарен нашим редакторам за их терпение, а также за чудесную поддержку и любовь, выраженную мне фанатами комиксов.
Чарли Браун, Снупи, Линус, Люси … как я могу их забыть…
Популярные комиксы перепечатывали другие журналы, поскольку это повышало их тиражи. Занимался этим и небольшой французский журнал карикатур под названием «Харакири», издававшийся с 1969 года.
Тогда Интернет только рождался в лабораториях, поэтому вся культурная жизнь, по крайней мере, во Франции, кипела в различных журналах. Вокруг каждого журнала и журнальчика складывалась социальная сеть читателей (говоря нынешним языком). Каждый журнал боролся за популярность. От популярности напрямую зависели тиражи, а значит, доходы журналов. Чтобы стать популярным, следовало выражать некоторое мнение и застолбить тему, которая была бы интересна по возможности всем.
Одна из таких тем — анекдоты. Анекдоты рассказывают все и обо всех. Здесь воистину нет запретных тем. И не будет, даже если за каждый анекдот, считающийся запрещённым, будут давать серьёзный срок. Тому примером нам российская и советская история.
Самые популярные анекдоты — не те, которые считаются пошлыми, но пошловатые. Такие можно при случае рассказать дамам, чтобы они слегка покраснели. Такие легко изобразить на одной картинке, смысл которой будет понятен всем. На такого рода анекдотах специализировался «Харакири». И свой кусок хлеба с нетолстым куском масла журнальчик с этого имел.
Чтобы слой масла на их бутерброде стал толще, издатели придумали ежемесячное приложение, в котором печатали комиксы для детей. Ожидалось, что самым популярным комиксом в этом ежемесячнике станет «Peanuts», потому и назвали ежемесячник именем главного героя комикса Чарли Брауна: «Шарлѝ».
Ставка на публикацию детских комиксов не оправдала ожиданий редакции, и через некоторое время его закрыли. Впрочем, название «Шарли» и его связь с «Харакири» в памяти читателей застряло.
Несмотря на разнузданную свободу слова, процветавшую во Франции, журнальчик «Харакири» то и дело закрывали. Издатели тут же возобновляли издание под слегка изменённым названием. После закрытия «Харакири» стал выходить журнал «Лё Харакири Эбдо». («Эбдо», как уже было сказано, означает «еженедельник»). После следующего закрытия в газетных киосках появился журнал «Л'эбдо харакири».
Конечно, такая конспирация была шита белыми нитками, но по давней традиции во Франции шутам прощается многое, ибо вступать в спор с дураком — себя не уважать.
Так бы это продолжалось и дальше. Но и французским шутам некоторые вещи не прощают. Например, пляски на похоронах короля.
Королём в то время во Франции был Шарль де Голль (Charles André Joseph Marie de Gaulle; 1890−1970 гг.). Король умер 9 ноября 1970 года, и это без преувеличения было воспринято как национальное горе. Но не всеми.
На следующий день журнал «Л'эбдо харакири» вышел с карикатурой на де Голля. Ход карикатуристов был вполне ожидаем, предсказуема была и реакция правительства в этом случае. Журнал снова запретили.
Кто угадает ответный ход редакции? Конечно, на следующей неделе журнал вышел под новым старым именем: «Шарли Эбдо». Это было изящненько. Читателю напоминали не только одно из прежних знакомых названий, которое стало теперешним названием журнала, но и намекали на того, из-за кого вся эта внезапная перемена произошла. Да-да, на Шарли нашего де Голля!
Журнал больше не закрывали, он сам закрылся в 1981 году, не пережив тяжёлых в финансовом отношении времён, а в 1992 году был возрождён под именем «Шарли Эбдо». Имя это было достаточно известно во Франции, но известным во всём мире оно стало 7 января 2015 года, когда два исламских террориста совершили вооружённое нападение на офис редакции в Париже и убили 12 человек, включая двух полицейских. Один из полицейских, кстати, был мусульманином и выходцем из Алжира.
И хоть 10 убитых сотрудников редакции исполняли роль шутов, но погибли они героически, не испугавшись угроз и, в конечном счёте, защищая своим шутовством европейские ценности, в которых религиозная составляющая играет весьма малую роль.
Уважаемый Нью Йоркер, не пони маю, зачем Вы прицепились именно к моему посту. Спорите Вы не со мной, а с самим собой - и при чем тут...