• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Вероника  Башурина Профессионал

Какая песня открыла группе Metallica путь в большой музыкальный мир?

Вышедшая в свет тридцать лет назад баллада стала уникальной в творчестве группы Metallica, разрушив преграды на пути к вершине музыкального Олимпа. А ведь эта легендарная композиция, перевернувшая представление о металл-жанре и оказавшая колоссальное влияние на сотни музыкантов во всём мире, могла бы остаться в тайне…

Это Nothing Else Matters — нежная, страстная, искренняя песня. У многих из нас (особенно, рождённых в 80-х и 70-х годах) она связана с первой любовью, медленными танцами на школьных дискотеках, первыми признаниями и поцелуями.

Всё гениальное создаётся случайно. А ещё от большой любви. Баллада Nothing Else Matters — не исключение.

В конце 80-х годов во время турне после записи четвёртого альбома «…And Justice For All» единственным неженатым (но самым влюблённым) участником группы Metallica был Джеймс Хэтфилд. Он сильно скучал по своей девушке Кристен Мартинес и не упускал момента созвониться с ней, как только появлялось свободное время.

Однажды, держа в одной руке телефонную трубку, а другой перебирая открытые струны на своей гитаре, Джеймс неожиданно создал приятную мелодию, которая впоследствии стала вступлением к балладе Nothing Else Matters. Вслед за нотами появились и слова, в которых отразились чувства, переполняющие молодого музыканта:

So close no matter how far, сouldn’t be much more from the heart. Forever trusting who we are, and nothing else matters («Мы так близки, несмотря на расстояние — эти искренние слова от самого сердца… Доверие между нами навсегда, а остальное не имеет никакого значения»).

Все гитарные партии записал Хэтфилд сам, пытаясь скрыть лирическую композицию от других участников группы, ведь песня была слишком личной для него и Кристен…

Но утаить шедевр не удалось! Первым услышал балладу инициативный барабанщик Ларс Ульрих, который смог убедить Джеймса в том, что она непременно должна появиться на новом альбоме. Так в августе 1990 года на домашней студии Ларса была записана демо-версия Nothing Else Matters.

В 1991 году песня вошла в одноименный альбом Metallica, а в 1992-м была выпущена в виде сингла, который моментально занял наивысшие позиции в мировых музыкальных хит-парадах. В том же году был снят оригинальный клип, режиссером которого стал Адам Дубин.

По иронии судьбы, на пике популярности «Металлики» Кристен, ставшая музой и вдохновением для написания баллады Nothing Else Matters, рассталась с Джеймсом, которому пришлось ещё долго терпеть душевную боль…

С симфоническим оркестром Сан-Франциско в 1999 году

Спустя много лет после расставания с любимой, Джеймс Хэтфилд поведал о смысле баллады:

Nothing Else Matters — песня о разъездах, о дальней дороге, о тоске по любимой девушке, которая находится далеко… У каждого разные представления о любви — для одних это всего лишь постель, для других возможность находиться рядом. Для меня важно не терять доверие, особенно, когда мы в пути. Девушки приходят и уходят, а эта песня всегда будет означать многое для самых разных людей. Помню, как зашёл в байкерский клуб «Ангелы ада» в Нью-Йорке, где мне показали фильм об одном из погибших братьев — в нём звучала Nothing Else Matters. Я подумал — ну ничего себе! В этой песне очень силён дух братства, такая мощь! Её могла бы даже армия использовать.

Бывший бас-гитарист «Металлики» Джейсон Ньюстед в недавнем интервью назвал балладу Nothing Else Matters самой мягкой и нежной песней, которая смогла разрушить самые серьёзные преграды и дала возможность донести до слушателей всё остальное творчество.

— Во время турне после выхода сингла в нашу гримёрку зашёл один парень и сообщил, что всего за одну неделю песня заняла первое место в тридцати странах. Мы были не на шутку удивлены, начало происходить что-то невероятное! Постоянно звонили промоутеры и представители радиостанций с просьбой приехать в ту или иную страну и сыграть Nothing Else Matters. Это и был успех для нас! Примерно шесть минут из двух с половиной концертных часов мы играли эту любовную балладу, а всё остальное время посвящали «боевикам» типа Battery и Fight Fire With Fire! Вот так эта милая любовная песня в прямом смысле помогла преодолеть все преграды на пути в огромный музыкальный мир. Теперь, спустя тридцать лет, могу уверенно сказать, что сотни тысяч влюбленных пар во всём мире по-прежнему используют Nothing Else Matters в качестве свадебной песни, и это замечательно!

В сентябре 2021 года в эфире «Шоу Говарда Стерна», посвящённого тридцатилетию одноимённого альбома «Металлики» (известного, как «Чёрный альбом»), Элтон Джон назвал балладу Nothing Else Matters одной из лучших когда-либо написанных песен, от чего лидер группы Джеймс Хэтфилд не смог сдержать слёз.

— Это песня, которая никогда не устареет. А Metallica — лучшая из групп своего жанра. Это не хэви-металл группа, это музыкальная группа. Их песни — это не просто хэви-металл, это очень красивые песни. Nothing Else Matters — такая мелодичная песня и настолько чертовски классная!

Лирическая и проникновенная песня Nothing Else Matters оказала колоссальное влияние на самых разных музыкантов нашей планеты. На сегодняшний день имеется более чем полсотни кавер-версий этой мелодичной баллады. Для записи недавно вышедшего сборника «The Metallica Blacklist» именно эту композицию выбрали 12 исполнителей. По этому поводу в эфире российской радиостанции Rock. fm прошёл Nothing Else Weekend, в рамках которого два дня подряд транслировались все 12 версий и рассказы об исполнителях.

Нечто подобное и я решила сделать, представив вашему вниманию самые интересные версии Nothing Else Matters, записанные разными исполнителями в разные годы.

DORO (Доротея Пэш), бывшая вокалистка немецкой хард-рок-группы Warlock.

Чилийская певица Мон Лаферте исполнила песню на испанском языке.


Великолепная инструментальная версия немецкого скрипача-виртуоза Дэвида Гарретта.

Мистическая немецкая группа Gregorian в образах средневековых монахов.


Американский певец Джо Линн Тёрнер.


Талантливый калифорнийский пианист Скотт Д. Дэвис.

Колумбийская певица Шакира.

Вокалист британской группы Depeche Mode Дэйв Гаан.

Русскоязычная версия от Олега Абрамова (псевдоним Radio Tapok).

И в качестве бонуса — оркестровая инструментальная версия от «Металлики» и американского композитора Джеймса Ньютона Ховарда, записанная для приключенческого кинофильма «Круиз по джунглям».

По легенде, один музыкальный критик, впервые услышав Nothing Else Matters, назвал «Металлику» одной из немногих металл-групп, которую может слушать взрослый добропорядочный человек, не чувствуя, как коэффициент интеллекта скатывается к нулю. И хоть история умалчивает его имя, отчасти он прав.

Всем хорошей музыки, искренней любви и крепкой дружбы! Цените близких и верьте в самих себя, а остальное не имеет значения!

Статья опубликована в выпуске 7.10.2021
Обновлено 19.09.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: