• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валерий Яковлев Грандмастер

Как я увидел сразу нескольких Девик Рани и одного Святослава Рёриха?

В 70-е годы, когда я был аспирантом Казанского университета, занимался мёссбауэровскими исследованиями природных минералов. Тесно сотрудничал с учёными Института геологии рудных месторождений АН СССР. Примерно раз в два месяца приезжал к ним в Москву для обсуждения уже полученных результатов и планирования новых экспериментов. Интернета тогда, слава Богу, ещё не было.

Институт располагался почти в самом центре Москвы, в Замоскворечье, в Старомонетном переулке. Мои коллеги не всегда могли уделить мне целый день, и я выходил погулять. Почти всё свободное время проводил в книжном магазине «Молодая гвардия», расположенном на соседней улице Большая полянка. Магазин даже по московским меркам был очень большим, и я мог провести там сразу несколько часов. А потом вёз в Казань тяжёлые связки книг.

В тот день я уже побывал в книжном магазине, а мне надо было где-то провести полтора часа. И я отправился в другой соседний переулок — Лаврушинский. Решил зайти в Третьяковскую галерею. В середине буднего дня там было мало народу. Вошёл в какой-то большой зал и увидел небольшую группу людей, примерно из семи человек. В её центре выделялись высокий седой старик и толстая индуска в национальной одежде. Старик что-то рассказывал, показывая на картины. Я огляделся и по характерным сюжетам и ярким краскам узнал картины Рёриха. Старик оказался Святославом Николаевичем Рёрихом, а индуска — его женой Девикой Рани.

Они стояли как раз около нескольких портретов Девики Рани разных лет, начиная с середины сороковых. И Святослав Николаевич вспоминал, как они тогда познакомились, как рисовались портреты. Отвечал на вопросы присутствующих. Что-то уточнял у жены на английском языке. К моему появлению эта экскурсия уже заканчивалась. Рёрихи стали прощаться с присутствующими. Люди протянули Святославу Николаевичу открытки с репродукциями его картин для автографов. Наборы этих открыток, как оказалось позже, продавались в фойе. У меня же ничего подходящего с собой не было, и я со стыдом протянул просто белый листок бумаги. Святослав Николаевич расписался. Я набрался наглости и попросил расписаться и Девику Рани. Другие почему-то её игнорировали.

Я никогда не собирал автографы и здесь просто поддался стадному чувству. Потом я кому-то подарил этот двойной автограф. А сейчас думаю, если бы я брал автографы у людей, с которыми довелось встретиться за многие годы — цены бы не было этой коллекции. У некоторых моих казанских коллег есть, например, не просто автографы художника Константина Васильева, а и небольшие наброски их лиц с подписью автора.

30 января исполняется уже 15 лет, как Святослава Николаевича Рёриха нет с нами. О нём можно найти много информации в Интернете. Про его супругу написано меньше. Она родилась в семье высокопоставленного военного врача. Её мать — двоюродная сестра великого поэта Рабиндраната Тагора. Училась в частной лондонской школе музыке, театру, дизайну, архитектуре. Там в 1928 г. встретилась с индийским актером и режиссером Химаншу Раи и вышла за него замуж в 1929 г. С 1933 по 1943 годы снималась в кино. После смерти мужа в 1940 году сама снимала фильмы. В 1944 году познакомилась со Святославом Николаевичем Рёрихом и в 1945 году вышла за него замуж.

Святослав Рёрих скончался в январе 1993 года в возрасте 89 лет, в марте 1994-го в возрасте 86 лет умерла Девика Рани.

Статья опубликована в выпуске 14.02.2008
Обновлено 14.02.2008

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: