• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Почему русское православие считает убийства и войны вполне допустимыми?

В русском православии сложилась богословская трактовка проблем убийства и войны. При этом Русская православная церковь (РПЦ) опирается на то, что в Библии нет прямого запрета употреблять насилие в земной жизни. В книге Екклесиаста сказано: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом, …время убивать, и время врачевать; время разрушать и время строить; …время войне, и время миру». Из слов Иисуса на суде Пилата: «…если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» ясно следует, что противление силой, самозащита — дело естественное.

Идею о необходимости насилия по отношению к врагам активно развивали русские православные философы XIX—XX вв.еков. Л. П. Карсавин считал заблуждением непротивление злу силою. «Это учение, — писал он, — противоречит христианской истине, прежде всего тем, что оно проповедует бездействие, христианство же призывает к действительной любви и считает бездействие великим грехом».

И. А. Ильин, посвятивший этой проблеме ряд работ («О сопротивлении злу силою», «Основное нравственное противоречие войны»), подчеркивал, что православному человеку принадлежит не право, а обязанность употребить насилие там, «где оно оказывается единственным или наименее неправедным исходом». Вместе с тем, он отмечал, что «убить человека может быть делом правовой обязанности, но не нравственного долга». А так как «участие в войне есть для каждого участника акт повиновения внешнему приказу», то «самое решение убивать не падает всем своим бременем на душу убивающего».

Естественно, что обоснование законности противления злу силою всегда находилось в сфере внимания русского военного духовенства. Только за предвоенный 1913 год в 24 номерах «Вестника военного и морского духовенства» было опубликовано 37 статей, которые раскрывали различные аспекты этой проблемы. Диапазон подходов был очень широк — от богословского труда «Отношение христиан первых трех веков к военной службе» до эмоциональной статьи «Как должен христианин смотреть на войну?». Автор последней, рассматривая влияние войны на человека, писал: «Война выявляет не только темные стороны человеческой природы; война может пробуждать и все великое, благородное, дремлющее в народе». Вполне закономерно, что уже в первые дни войны РПЦ заявила об оправданности с православной точки зрения войны со стороны России.

В послереволюционный период публикации, посвященные православному учению о войне и применении насилия, появлялись только в эмигрантских изданиях.

Агрессия фашистской Германии против СССР побудила РПЦ вновь поднять проблему отношения к войне. Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) в обращении к пастве в первые дни войны говорил: «Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, без правды, с жаждою грабительства и порабощения. Но война — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды, Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания, и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу». Обращаясь к воинам он восклицал: «Мы благословляем Ваш подвиг ратный и твердо веруем, что Господь сил — с вами в этой священной борьбе, что этому благородному порыву вашему Он подаст свою дивную помощь и силу».

За два первых военных года только Патриарший местоблюститель Сергий (Страгородский) обратился с 23 посланиями, в которых подчеркивал, что всем верующим надо помнить «не о личных опасностях, а о священном долге перед Родиной и верой».

Не расходились со словами и практические дела РПЦ. В храмах шел сбор средств в фонд обороны, приходы брали шефство над госпиталями. В декабре 1942 г. верующие собрали средства на создание танковой колонны имени Дмитрия Донского. Патриарх Сергий так вспоминал об этом: «Наши танки, — думал я, — не Бог знает, какая это могла быть помощь нашему воинству, но это было наше благословение, это был знак того, что Церковь не оставляет воинов и на поле брани, что она их благословляет и готова участвовать с ними в самих боях».

Понимая, что войну выигрывают не только на полях сражений, РПЦ включилась в международную антифашистскую и миротворческую деятельность, которую продолжила и после войны. Но теперь на первый план выдвинулась борьба за предотвращение ядерной катастрофы. Концептуальное выражение этой позиции было представлено в Послании Синода РПЦ «О войне и мире в ядерный век», принятом в 1986 г. В нем говорилось, что «вопрос о войне и мире в ядерный век есть вопрос жизни и смерти для всех», поэтому РПЦ вынуждена переосмыслить свои воззрения по этому вопросу. Признавая по-прежнему, что «война всегда есть насилие, но иногда насилие вынужденное, направленное на пресечение зла, справедливое», РПЦ делает вывод, что к ядерной войне «не может быть применено понятие справедливости».

В то же время в Послании развивается христианская концепция справедливой войны без применения оружия массового поражения, которая должна опираться на следующие принципы:
1. Любовь к своим ближним, к своему народу и отечеству.
2. Понимание нужд других народов.
3. Убеждение в том, что благу своего народа невозможно служить безнравственными средствами.

На рубеже веков РПЦ снова обратилась к проблемам войны. В принятых в 2000 г. «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» им посвящен специальный раздел «Война и мир». Здесь получили развитие идеи Послания «О войне и мире в ядерный век». Отдельные положения Послания, например, о принципах, определяющих нравственные границы справедливой войны, вошли в новый документ без изменений.

Признавая войну злом, «Церковь, — как говорится в документе, — все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством».

В документе излагается мнение РПЦ на то, при каких условиях война допустима: «войну следует объявлять ради восстановления справедливости; войну имеет право объявить только законная власть; право на использование силы должно принадлежать не отдельным лицам или группам лиц, а представителям гражданских властей, установленных свыше; война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства для ведения переговоров с противной стороной и восстановления исходной ситуации; войну следует объявлять только в том случае, если имеются вполне обоснованные надежды на достижение поставленных целей; планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны; во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций; войну можно оправдать только стремлением восстановить мир и порядок».

В наше время РПЦ стоит на позициях, обоснованных столетия назад: «Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было».

Статья опубликована в выпуске 31.03.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А почему сам христианский бог без колебаний прибег к геноциду, когда ему понадобилось народ евреев из египта освободить?
    ://ru.wikipedia.org/wiki/Десять_казней_египетских

    Почему Моисей в ветхом завете завещает соратникам геноцид местного населения в Земле Обетованной: "порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; 16всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его;"
    ://days.pravoslavie.ru/Bible/B_wtor13.htm

  • Отличный дайджест. 5.

    Кста вот мне непонятно
    почему убивать и есть коров, свиней, кур и т.д.,
    пить кровь невинноубиенных помидоров - можно,
    а подобного обращения с хомо якобы сапиенсами
    не одобряет якобы никто? ну, т.е. не едят то уже давненько,
    разве что где-нибудь в глубинках, в неиспорченных цивилизацией местностях,
    а пришибить пару-тройку сотен тысяч в какой-либо войнушке - святое дело, и
    теоретики победившей стороны особо непонятливым это дело быстренько
    растолкуют.

    А вообще, чья-то жизнь есть чья-то смерть.. иного
    нам благоразумная мать природа не предоставляет.

    зы
    теме этой как бездне звед полной нет конца, и дна, и числа.. нерешаемое
    уравнение.

    Оценка статьи: 5

    • Потому что Бог сказал можите есть и пить что хотите, только себе побных не ешьте, может не так сказал, но смысл тот же. А вообще так тебе скажу, ты сам то подумал что сказал, есть себе подобных этож где виданнол, хотя в в ойну было и можно даже вспомнить яапонского генерала, у которого все были сыты всегда. Да вооще мерзость. А поп оводу пришибить дело это не святое, а святое дело против зла бороться, а не пришибить пару-тройку сотен тысяч в какой-либо войнушке [I/] или договаривай до концачтобы тебя понимали. по поводу уравнения, дай трёх летнему ребёнку задачку какуюнибудь которую он не не знает так для него и будет она как бездна не решаема. для того чтоб решить её нужно в голове держать как минимум все войны и то почему они начались, а как максимум и лучше всего, знать всю историю человвечества в малейших подробностях, вплоть до того кто где сходил пописать, и что с тем местом стало.

      Оценка статьи: 5

  • Коллеги, спасибо за интерес к статье. Не ожидал, что она вызовет такую дискуссию.

  • Кажется, Задорнов говорил: "Только в России ядерные ракеты освящены православной церковью".

    • Да, в России всегда любили и умели посмеяться добродушно над собой,
      а вот англосаксы со своим "тонким" юмором давно напрашиваются на кару господню, -
      --- вспомните, как фашисты, ой.. американцы бомбили православные храмы в Югославии - на крылатых ракетах писали - "счастливого Рождества" (или тогда Пасха была, не помню, не так важно)..
      --- это у них двойные стандарты, религией насилие запрещено, а когда хочется прибрать к рукам чужое, то всегда найдется какое-нибудь "веское основание" (которое впоследствии окажеться сфабрикованным).

      • Вот по-этому я и называю эту тему гнилой. Потому что, сразу, как в детском саду, начинается "а у них...". У нас - разведчики, у них - шпионы. И не будем вспоминать, что на наших снарядах писали во время ВОВ. Про Югославию лучше не вспоминать. Лично мне - стыдно, не надо было обещать, на худой конец - как-нибудь, как умеют политики, извернуться от обещаний. А так на нас до последнего надеялись.

        И у нас - когда прибрать к рукам хочется - и детские сады приватизируют, и детские площадки... Тоже - война, только без применения огнестрельного оружия. И потом они, наши, с экранов добробушно посмеиваются.... над нами.

        Оценка статьи: 4

        • На ракетах писали, не отрицаю, но напали не мы первые, хотя верно было сказано что Сталин тоже что то готовил, все хороши, про югославию стыдно, да, но везде свои нюансы, а то что и унас война без оружия идёт, так я писпл с чем бороться надо на самом деле.

          Оценка статьи: 5

  • Кстати-
    http://www.segodnya.ua/video/459169.html
    и комментарии....

    Оценка статьи: 4

    • хитрыми и умными "хозяевами" сказано:
      - если ударили по левой щеке, подставь под удар правую!",-
      так удобнее управлять рабами.
      вот кто сказал, тот пусть и следует этому своему правилу,
      -----
      а РПЦ разгядели здесь угрозу свободе личности и государства, и чуточку подправили такую ма-а-ленькую "оговорку",
      и правильно сделали, иначе от России давно уже ничего не осталось бы...
      -------
      добро должно быть с кулаками !!! и уметь постоять за себя,
      так держать, Россия!

      • Антдрей Иванонович

        добро должно быть с кулаками !!! и уметь постоять за себя,
        так держать, Россия!

        Вот это мне нравится, я за.

        Оценка статьи: 5

        • Во-первых - такой двуличностью РПЦ, да и любое христианство, себя окончательно дескредитировало - это к основной теме.
          Во-вторых - кто сказал, что кулаки не нужны? Порой очень даже нужны.
          В-третьих - кто берет на себя смелость сказать - что добро, а что- зло. Вырожденные случаи, как в американских фильмах (все дружно против наркотиков!!!) не рассматриваем.

          В общем, по-моему, гнилая тема. Даже оценки ставить не хочу.

          Оценка статьи: 4

          • А вообще - я не прав, в статье вопрос поставлен, приведены противоречия. Тема гнилая, но за работу - моя 4.

            Оценка статьи: 4

            • То что вы говорите что тема гнилая это от того что не допонимаете всей сути, да конечно нет того человека которы скажет вот это зло а вот это добро, это абсолютно хорошо, а это абсолютно плохо, важен сам факт что человечество должно задуматься, а правильно ли я делаю, или может что то не так, и вообще все беди из-за отсутствия полног вщзаимопонимания, иногда спорим и саими не знаем о чём спорим и доходим до драки а ведь если разобраться то нет точки соприкосновения, чего лица бить то. И вот ещё что если хочешь изменить мир нични ссебя, и еслиб это сделал каждый, мир бы изменился, и поверте это так, и это не утопия а реальность просто человечество не готово это осознать, что можно просто остановиться и сказать хватит нет, не наслию, нет смерти, а откуда оно идёт не задумывались, я думаю задумывались. Проследите историю, да почти все войны начинались из-за гордыни, ненависти, лжы, зависти, жадности, предательства. потом своё брал гнев. ВОТ ВОТгордыни, ненависти, лжы, зависти, жадности, предательства) НАШИ ВРАГИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ВОТ ОТ КОГО НАДО ИЗБАВЛЯТЬСЯ А НЕ УБИВАТЬ СЕБЕ ПОДОБНЫХ И НЕ НАДО ГОВОРИЬ ЧТО ЖИЬ СКУШНО, БУДЕТ, ЖИТЬ СКУШНО НЕ БУДЕ, НЕТ, ЖИТЬ БУДЕТ ВЕСЕЛО. Надо возвысит мораль и осознать себя не как единицу а как часть общества и как ту часть от которой зависит его благополуцие, и я верю, я верю, я верю вто что всё возможно яверю что человечество может изменитьб то что написано что многие подут в ад а заете почему вотому что нет судьбы а всё что предначертано сбудиться лишь потому что мы не приложили достаточно усилий что бы это изменить.

              Оценка статьи: 5

  • Это полный пипец !!!! Значит- воевать нельзя, но если НАМ нужно - то можно!!!. Если посчитаем, что справедливо (а кто конкретно посчитает - фамилию этого агхимадрида сюда) - то не просто можно, но и должно. И будем защищиться ( и восстанавливать справедливость) так, чтоб в Европе не осталось ни одного буржуя - из довоенной точки зрения. И воевать - обычным оружием, но не дай бог - ОМП, но если, таки справедливость потребует , то, во имя Христа........

    Никакая религия не может запретить воины - иначе она бы давно исчезла вместе со своими почитателями. Этот тезис - для своего обеливания и привлечения новых последователей.

    А что такое война: кровная месть - война? (только не посылайте меня на википедию).

    P.S. А не бес ли так все трактовки сделал, чтоб потом их как угодно во имя выгоды (???) можно было под себя подлаживать???

    Оценка статьи: 4

  • +5. А почему участились послания, связанные с темой войны? Положение в мире? Опасность трансформации множественных локальных конфликтов в мировую войну?

    Оценка статьи: 5

  • При этом Русская православная церковь (РПЦ) опирается на то, что в Библии нет прямого запрета употреблять насилие в земной жизни

    Слегка передернуто. Статья - об убийствах, а цитируемый пассаж - о насилии. Меж тем насилие, стремление силой добиться чего-либо от человека или человечества - это основа социума

    Одна из десяти заповедей - разве не пример прямого запрета?

    Вообще, разумнее, на мой взгляд, было идти не от установлений именно РПЦ, а от записанного в Библии.
    Библия же убийство запрещает - заповедью (очень так конкретно: "Не убий!"), но прецедентами отличает от несчастного, например, случая, от решения суда, от войны, от самозащиты.

    • «Всему свое время, и время всякой вещи под небом, ...время убивать, и время врачевать" - это тоже Библия /Екклесиаст. 3.1-8/. А "не убий" - это к убийству ради выгоды, по злобе и т.п. Так во всяком случае считает церковь.
      Бог, по Библии, неоднократно практиковал очень жестокие убийства. Например, Содом, где погибли не только невинные младенцы, но и вся живнось.

      • Там ведь не написано - "не убий ради выгоды".
        Заповеди вручены лично Моисею лично Богом. Екклезиаст - да, часть священной Книги, но - проповедь, основанная на толковании
        Вообще, о чем спорим. "Не убий" - четкое, конкретное указание.
        Содом - это Божий суд и Божье наказание. Это не может осуждаться, поскольку не подлежит Божья воля обсуждению и осуждению человечьему.
        А вот людские дела - то же избиение младенцев - осуждаются. Богом и людьми.

  • Православная церковь всегда была со своим народом. Поэтому не надо удивляться, что она считает допустимыми (но не оправдывает!) насилие и убийство для защиты себя и своих близких, других людей, а также в отношении врага во время военных действий.

    Не по злобе, а защиты ради!

    Народ и страна могут считаться великими, только если они умеют себя защищать!

    Оценка статьи: 5